25 октября 2015 года завершил свой земной круг великий русский писатель Юрий Витальевич Мамлеев. Его литературное и философское наследие имеет столь высокий уровень концентрации, что его осмысление и интерпретация будут длиться очень и очень долго. Особый мамлеевский язык, плотно связующий самые разные миры, ещё ждёт своей когорты исследователей и последователей. Хотя просто последователем быть не получится, поскольку невозможно «повторить» этот мифоделический слог, подбрасывающий ум читателя, - словно резиновый мячик, - между Бездной и Абсолютом.
Этот концентрированный стиль распространялся на все виды творчества Юрия Витальевича, будь то проза, философия или поэзия. Всюду мастер старался поставить самую высокую планку как с идейно-содержательной, так и исполнительской точки зрения. Высочайшее качество мысли и текста – вот визитная карточка Мамлеева. Поэтому не удивительно, что несмотря на казалось бы не столь объемные по размеру произведения, палитра затрагиваемых вопросов и глубина проникновения в них чрезвычайно разнообразны. Разнообразны настолько, что я бы даже говорил о безупречном холизме Мамлеева, что роднит его мудрецами древностями. Да он и был мудрецом…
Важность наследия Мамлеева ещё более напряжённо ощущается в наши дни, когда в условиях мирового системного кризиса перед человечеством в очередной раз возникают такие вызовы, на которые современная либерально-потребительская парадигма ответить не в состоянии. Очевидность этого как нельзя лучше иллюстрируется очередной попыткой глобального Левиафана загнать Россию в угол, наказать и унизить её. В этом контексте, как во вселенском зеркале, отражается на практике тот духовно-философский дискурс, который представляет собой суть главных философских работ Мамлеева – «Судьба Бытия» и «Россия Вечная».
Что ждёт не просто наше личное, а человеческое Я? Каково предназначение нашей родины?
Неслучайно, Юрий Витальевич считал важнейшим своим творческим и идейным завещанием труд «Россия Вечная». Уникальность интерпретации роли России для человечества в этой доктрине состоит в том, что она мыслится не просто как самостоятельная великая цивилизация, а, выражаясь языком Платона, как некий духовный принцип, воплотившийся на Земле в конкретной географической, исторической, государственной и культурно-эстетической формах. Это и есть Россия Небесная, чья реализация на Земле зависит от нашей страны и составляющих её цивилизационное единство народов.
Необходимо особо подчеркнуть главное отличительное своеобразие философского метода Мамлеева, основанного на предложении новых путей раскрытия русского культурно-эстетического и философского кодов. Открытие этих путей и их разработка происходит на основе синтеза различных подходов – литературно-образного, социально-антропологического, философского и т.п. При этом его философия в целом и доктрина «Россия Вечная» в частности предполагают максимальную открытость, оставляя широкое поле для сотворчества, ознакомленных с ней людей. Это действительнопоказательно, поскольку Юрий Витальевич особо ценил развитие идей людьми, а не их «забронзовение», не позволяющее нам выбраться из Колеса сансары.
Я безмерно рад, что наследие Мамлеева даёт импульс для развития на литературном и философском поприще для многих людей безотносительно официализации и административного ресурса. Ведь что может быть лучшим подарком для творца как не живое движение, возникшее благодаря его стараниям?
Скажу больше – литературно-философское наследие Мамлеева, обладая качеством системной открытости (по аналогии с «всемирной отзывчивостью русской души» по Ф.М. Достоевскому), имеет все шансы на впитывание, переработку и последующую отдачу в уже изменённом, возвышенном виде тех жизнеутвердающих идей и трендов, которые рождаются мире. И в этом, возможно, кроется суть нашего соприкосновения с этим великим мастером. Хотя она в любом случается никогда не полностью раскроет свою загадку. Ведь, как считал Мамлеев, сама миссия России (а тема России – центральная для него)– это в известной мере тайна. Но это тайна призвана разрешить системный кризис или, говоря метафизическим языком, кармический узел человечества.