Авторский блог Блог Русского Художественного Союза 16:44 15 марта 2024

В Новом Театре состоялась премьера спектакля «Анна Долгарева. Господи, если ты там не очень занят»

пост-релиз

14 марта Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова представил премьеру спектакля из цикла Поэзия.doc. «Анна Долгарева. Господи, если Ты там не очень занят». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Попечительского Совета Нового Театра. Автор идеи проекта – Эдуард Бояков.

Герой спектакля - Анна Долгарева, русский поэт, военкор, лауреат Григорьевской премии, Волошинского конкурса и ряда других международных премий. Автор книг "Красная ягода, черная земля", "За рекой Смородиной" и других сборников. Член Союза писателей России и русского ПЕН-центра.

В поэтическом спектакле, поставленном режиссером Александром Легчаковым, жизнь и творчество Анны Долгаревой подняты на уровень мифологической коннотации. С первой сцены зрителю предлагается погрузиться в мистическое пространство, в котором нет места бытописанию и реалистическому нарративу. История жизни современной поэтессы, полная ярких событий, драматических коллизий, трагических потерь и глубоких рефлексий, становится символичной, как средневековая легенда. Визуальные образы, придуманные художником Алисой Меликовой, при кажущейся узнаваемости интерьеров и пейзажей зыбки и принципиально не иллюстративны: одинокое дерево, ирландский орнамент, непропорционально большой стол с креслом, снег, идущий снизу вверх… Здесь не работают законы перспективы и гравитации. Это мир сознания поэта.

Монологи героини, превращенные Вадимом Аввой в текст пьесы, откровенны и человечны. Режиссура Александра Легчакова, сотканная из перформативных приемов, сознательно ставит их на котурны высокой трагедии.

Вадим Авва, автор пьесы, поэт, журналист:

То, что делает Новый Театр, то, что придумал Эдуард Бояков – цикл спектаклей о поэтах - уникальное явление. И уникальность этого явления продиктована временем. Это совершенно не случайно. Война с русским словом русской культурой, русским историческим сознанием идет давно. Наступление на русский мир превратилось в настоящую войну. Как ответная реакция проросло русское слово. И проросла самая высокая его степень – поэтическое слово. В нашей борьбе за существование русского логоса, такие люди как Мария Ватутина, Игорь Караулов, Анна Ревякина, и конечно, Анна Долгарева, стали на острие этой борьбы за сохранение нас самих Цикл спектаклей Поэзия.doc – расширение нашей русской обороны. Потому что поэзия дает языку тот инструментарий, при помощи которого каждая нация познает мир. Вот про что вся эта история, если мы подумаем о чем-то космическом.

На сцене четыре женских персонажа: сама Анна Долгарева, актрисы Анна Большова и Юлия Волкова и юная флейтистка Стефания Решетникова. Но это не разные героини – это одна личность, которая исповедуется самой себе. Зритель допущен во внутренний мир Анны, открывшей некий магический портал ровно на один час десять минут. Затем этот портал закроется, и сознание поэта снова станет тайной. В этом мире Долгарева – не только военкор, поэт, чья жизнь прочно связана с трагедией и подвигом Донбасса, но обобщенный образ Героини всех времен и народов, узнаваемый в любой стране, ставший легендой и мемом. В спектакле «Господи, если Ты там не очень занят», Долгарева – Жанна Д`Арк с пером вместо копья, обращающая свои бесконечные молитвы к Тому, кто обрекает ее саму и ее ближайший круг на «чашу сию».

Александр Легчаков, режиссёр:

Я благодарен автору идеи Эдуарду Боякову за возможность представить поэта XXI века на сцене. Тем более, поэта такого высокого уровня, как Анна Долгарева. Анна пережила и продолжает переживать серьезный опыт событий, которые происходят прямо сейчас на Донбассе. Они пронизывают ее жизнь, ее поэзию. И поговорить об этом сегодня без патетики через лирику - это наиболее верный способ разговора о таких вещах.

Творчество Долгаревой отвечает основным законам поэзии, как я их понимаю: это окно в запредельную реальность, которой сложно коснуться человеку в обычном состоянии. Но стихи, рождаемые поэтессой, берут твою душу, как за ниточку, и ведут в Запределье. Стихи Анны дают возможность постичь смыслы, которые от нас ускользают.

Публика быстро принимает закон, по которому построен спектакль. Возможно, потому, что все его элементы сплетены в неразрывное целое: монологи, стихи, печальная флейтовая импровизация, иллюзорный видеоряд, подчеркнуто условная пластика персонажей. В этом странном психоделическом мире происходит нечто магическое, некий ритуал, в котором шаманят поэтесса, актрисы и флейтистка. Результат их магии – долгожданное чудо, добро, любовь. Их цель – свет. И они достигают цели.

Анна Долгарева, поэт, героиня спектакля:

Я не ожидала, что мне придётся не просто читать свои стихи, стоя на одном месте, а перемещаться по сцене в определенном направлении. Режиссёр ставит мне каждую интонацию, каждый жест. Тот факт, что у меня все это получилось – заслуга режиссера и моих замечательных партнеров по сцене Анны Большовой и Юлии Волковой. А еще мне казалось, что я слишком много рассказала о себе автору пьесы Вадиму Авве. Слишком откровенно. Он безжалостно вытащил все это на свет и оголил. Я ворчала: «Z-поэты изобрели новую искренность – литературу травмы. Но в конце концов мы преодолели это и вышли на более высокие горизонты и смыслы.

Эдуард Бояков, автор идеи проекта:

Серьёзный разговор о поэте невозможно вести, не учитывая нескольких ракурсов. Говорить о стихах как о чем -то не связанном с реальностью, как о чем -то сочиненном абстрактным поэтом в «башне из слоновой кости, где живут некие люди, которые этот вербальный нектар нам посылают, невозможно. Любой поэт связан со своей биографией, с сегодняшним днем и с традицией. С языком, на котором он мыслит и пишет, с тем, что было до него. В сочетании этих факторов и есть одновременно загадка и ответ на вопрос о сути поэзии. Поэт замыкает на себя огромные сильнейшие токи. Он оказывается на перекрестке. Он - выразитель тех смыслов, которые принято выражать в многотомных монографиях, монументальных полотнах, эпических романах, многолетних исследовательских лабораториях, многосерийных фильмах. А поэт пишет, как живет, и его эта функция, пребывание на перекрестке энергий приводит к тому, что маленькое короткое стихотворение оказывается более информативным и эффективным по своему воздействию. Поэзия – аккумуляция энергии. Поэтому, начиная этот проект, мы решились на рискованный эксперимент. Документальный материал в жанре «вербатим», который рассказывает о жизни поэта, в сочетании с поэзией - это на самом деле нечто рискованное. В рамках проекта Поэзия.doc.мы выпускаем уже третий спектакль Результат убеждает, что риск оправдался. О нашем времени будут судить по поэзии нашего времени. И потому наши спектакли из цикла Поэзия.doc. – это настоящий серьезный документ эпохи.

В тексте пьесы, основанном на монологах Анны Долгаревой, есть такие слова поэтессы:

«Подлинное творчество не может быть демоническим, оно всегда есть выход из тьмы. Зло человеческой природы сгорает в огне творческого экстаза, претворяется в иное бытие. Ибо всякое зло есть прикованность к этому «миру», к его страстям и его тяжести. Творческий подъем отрывает от тяжести этого «мира». Искусство – это не показ частных человеческих историй, искусство – это всегда дверь в божественную сферу.

Искусство — это особая сфера жизни, у него есть своё предназначение – проникать в запредельные области, куда людям трудно войти при помощи современной науки, логики, или обычного житейского опыта.

А при помощи стихов туда можно попасть».

Автор идеи — Эдуард Бояков

Автор пьесы — Вадим Авва

Режиссер-постановщик — Александр Легчаков

Музыкальный продюсер — Василий Поспелов

Художник по свету — Никита Черноусов

Художник-постановщик — Алиса Меликова

Хореограф — Любовь Углова

Действующие лица: поэт Анна Долгарева

Артистки: Анна Большова, Юлия Волкова, Стефания Решетникова (Флейта)

Премьера 14 марта 2024 года

Продолжительность спектакля 1 час 10 минут

Партнёры: Президентский Фонд Культурных Инициатив, УГМК, Корпорация СИНЕРГИЯ, Московский Экономический Форум, Институт Культурной Политики

Фото: Алиса Меликова

Фото предоставлено пресс-службой Нового Театра

Место: Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова. Метро Лубянка, Усадьба Салтыковых-Чертковых, Мясницкая улица, 7.

1.0x