Авторский блог Владислав Шурыгин 15:23 2 апреля 2019

В небе — «Ильюшин»!

30 марта в воздух впервые поднялся новый российский военно-транспортный самолёт Ил-112В

Он взлетел с аэродрома Воронежского авиастроительного предприятия «ВАСО» (входит в Дивизион транспортной авиации «ОАК»). Первому полёту Ил-112В предшествовал цикл аэродромных отработок, в ходе которых были проведены испытания всех систем, совершены пробежки по аэродрому, в том числе с частичным отрывом от земли, и получено заключение о готовности самолёта к началу лётных испытаний. Пилотировал машину шеф-пилот ОКБ имени Ильюшина, Герой России Николай Куимов.

Тысячи горожан, узнав о предстоящих испытаниях, приехали к аэродрому и буквально дежурили у его ограждений. До последнего не было ясно — состоится первый взлёт или нет. Аэродром и его окрестности были затянуты туманом. Но к полудню он стал рассеиваться, и началась процедура подготовки ко взлёту. В 12 часов 20 минут Ил-112В оторвался от земли. Это стало лучшим подарком к 125-летнему юбилею со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, чьё имя носит новый «транспортник». По традиции, заведённой ещё самим Ильюшиным, полётный лист самолётов, созданных в его КБ, подписывают прямо на взлётно-посадочной полосе, у борта на капоте чёрной «Волги» Уже почти полвека это — ритуал «на удачу».

Первый полёт длится полчаса. После взлёта Ил-112В выполняет три круга над заводским аэродромом. Всё это время новичка в небе сопровождает Ил-114ЛЛ — летающая лаборатория. Замеряет параметры работы разных систем. И в 13 часов «новичок» выполняет мягкую посадку. Свершилось! Первый полностью российский военно-транспортный самолёт получил крещение небом.

— Ил-112В — первый военно-транспортный самолёт, который создаётся с нуля в постсоветский период, — рассказывает сразу после посадки и чествования пилота вице-президент по транспортной авиации ПАО «ОАК», генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин. — Он будет помогать в решении многих задач, как в сфере военной логистики, так и в гражданском секторе. Теперь перед дивизионом имени Ильюшина стоят не менее важные и ответственные задачи по проведению лётных испытаний и подготовке к серийному производству Ил-112В, которое будет осуществляться в Воронеже.

Новый транспортник должен прийти на смену лёгкому транспортнику Ан-26, который был разработан и пошёл в серию в 1973 году. В НАТО он известен под обозначением “Curl” («Вихрь»), а в нашей армии его прозвали «Настенькой». Самолёт отлично зарекомендовал себя в ходе боевой эксплуатации и в условиях Крайнего Севера. Как и все машины, разработанные ещё в Советском Союзе, Ан-26 имеет большой задел по конструкции, надёжен и прост в эксплуатации, в общем — добротная армейская «лошадка», служащая не один десяток лет; однако практически весь лётный ресурс этой модели выработан, и в течении следующих пяти—восьми лет она будет полностью выведена из эксплуатации.

В 2004 году Минобороны РФ объявило тендер на разработку замены Ан-26 для отечественной военно-транспортной авиации. Победило в нём ОКБ имени Ильюшина с проектом Ил-112В, но из-за перебоев в финансировании разработка самолёта затянулась, и в 2011 году (с задержкой на два года) должна была начаться сборка первой машины на Воронежском авиационном заводе. Задержка вызвала неудовольствие тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова, и лоббисты «Антонова» тут же подсунули ему проект своего самолёта Ан-140, который к этому моменту уже был принят в эксплуатацию. Сердюков распорядился остановить проект создания Ил-112В, а вместо него заключить контракт на закупку 27 машин Ан-140 на Украине со сборкой их в Самаре. К возражениям военных, которые сводились к тому, что Ан-140 является иностранным самолётом и производится из иностранных комплектующих, а потому в любой момент поставки этих самолётов и запчастей к ним могут быть остановлены, — министр прислушиваться не стал. Наоборот, неоднократно заявлял, что Минобороны под его руководством не собирается тратить деньги на разработку того, что у кого-то уже есть, а потому будет покупать готовое иностранное вооружение и технику.

В итоге было собрано десять Ан-140, а потом на Украине произошла «революция гидности», и весной 2014 года майданное «правительство» в Киеве прекратило военно-техническое сотрудничество с Россией. Контракт с Минобороны РФ оказался под санкциями, введёнными Украиной против России. Одновременно были прекращены все поставки запчастей и гарантийное обслуживание Ан-140. В итоге, по милости министра Сердюкова, Российская армия осталась без лёгкого транспортного самолёта. И в 2013 году, после отставки Сердюкова (который сегодня возглавляет вертолётный холдинг «ОАК») и назначения министром обороны Сергея Шойгу, состоялся перезапуск проекта Ил-112В. При этом было решено учесть все уже имеющиеся в эксплуатации аналогичные образцы и сделать лучшую машину. И вот, 30 марта 2019 года обновлённый Ил-112В «встал на крыло».

Этот лёгкий военно-транспортный самолёт предназначен для транспортировки и воздушного десантирования лёгкой военной техники, грузов и личного состава, а также широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации гражданской версии самолёта с максимальной массой 5 тонн.

А в КБ имени Ильюшина уже полным ходом идут работы над средним транспортным самолётом Ил-276, который должен прийти на смену «дедушке» российской транспортной авиации Ан-12…

1.0x