Авторский блог Андрей Рудалёв 00:29 Сегодня

В матрице «Терминатора»

вспомнить о себе настоящих и перестать смотреться в кривое зеркало

В матрицу «Терминатора» мы попали, когда переняли и усвоили чужие образы, символы, знаки, которые с нашей же помощью принялись перекодировать реальность, окрашивая в темные тона. Переняли за «понюх табаку», перечеркнув жизнь предыдущих поколений.

Нам деформировали сознание, создав ощущение «Скотного двора», навязав комплексы неполноценности и вины. Мало того, даже обозначили в романной форме дату начала отечественного апокалипсиса: «1984». Создав и обоснование: «Архипелаг ГУЛАГ», которым придавили, что бетонной плитой. Полагая, что она могильная и навсегда.

Поэтому не вызывает удивления и тот факт, что эта дата не сходит с повестки, а сама книга широко издаётся и с завидным постоянством держится в первых строчках продаж. Что кривое зеркало, направленное на нас. Хотя, казалось бы, дело давно прошедшее, но процесс изначально мыслился длящимся, самопролонгирующимся, чтобы страна не могла выбраться из этой воронки проклятия, обозначенной конкретной датой.

Ещё в конце 60-х советский диссидент Андрей Амальрик прославился книгой «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?», где пытался доказать обречённость строя и страны, подгоняя свои рассуждения под магию цифр. Такова была особая форма заговаривания, о которой в своем письме предупреждал Михаил Шолохов советского генсека Леонида Брежнева, говоря, что происходит культурное отторжение от всего своего.

В той книге Амальрик приходил к выводу или подводил, что «великая восточнославянская империя», вступила в последние десятилетия своего существования. Это убеждение подкреплял аналогией: христианство отсрочило гибель Римской империи, а советский строй – задержал распад Российской. Именно поэтому, когда слышим высказывания о нежизнеспособном проекте-эксперименте, то надо иметь в виду, что главная претензия заключается в остановке процесса неминуемого распада в 1917 году, который мыслился естественным. После чего на территории России смогли бы появиться «нормальные» национальные европейские страны. Вместо этого развернулся вот такой «скотный двор» и загнал всех в «коммуналку», которую необходимо окончательно распустить и всех освободить. Такая логика действует до сих пор.

Но при чем здесь «Терминатор? Так всё просто: первая часть этого культового боевика, как раз и появилась в 1984 году. Тогда же проходили «смотрины» улыбчивого Горбачёва в Лондоне и одобрение Тэтчер. Годом ранее Рейган назвал Советский Союз «империей зла», а в Канаде будущий генсек Михаил Горбачев встретился с послом Александром Яковлевым – будущим перестроечным «архитектором». В этой встрече и рождалась советская перестройка, которая в мгновение ока обернулась «катастройкой» в терминологии Александра Зиновьева.

Уже очень скоро этот голливудский фильм будут крутить в видеосалонах по всему Союзу, образ ядерного апокалипсиса подстегивал к разрядке и разоружению, воздействовал на умы не слабее Чернобыля, который делали символом всей советской страны, ее якобы предзаданной катастрофичности.

Ошибка, сбой, авария, случайное нажатие на кнопку, искусственный интеллект – человеческий апокалипсис может быть делом случая в ситуации огромного количества смертоносного оружия. В «Терминаторе» символом такого случая стало самоуправство суперкомпьютера – ИИ «Скайнет», пришедшего к несложному выводу, что все беды от человека и рай на земле или машинный рай можно создать, исключив человека. В нашем случае советского.

Если применить это к противостоянию двух супердержав, которое к тому времени достигло пиковых значений, то выходило, что все беды заключены исключительно в советской системе, будто бы именно она поставила мир на грань катастрофы, являясь при этом цивилизационным сбоем, системной ошибкой. Навязанный комплекс вины и неполноценности, помноженный на благие намерения и привел к известным результатам. Сейчас схожее внушение совершается уже по отношению к России, чтобы вновь сковать её волю.

Если уж продолжать рифмовать, то надо напомнить, что в СССР в тот же 1984 год вышел фильм «Гостья из будущего». Он не был отечественным ответом «Терминатору», но в нём была представлена та самая советская мечта, воплощенная еще в 30-е годы девизом «Время вперёд!». Не то, чтобы идиллия, но разумно обустроенное общество, не знавшее границ и преград, где ничто дурное не может скрыться и мимикрировать, ведь есть прибор, читающий мысли. Эта мечта была очень похожа на летающие города и планы о промышленном освоении Луны советского академика Андрея Сахарова, ставшего лютым антисоветчиком. Но и тут не обошлось без вторжения чужого, параллельного, готового сломать и уничтожить будущее. Пиратской логики.

Вторая часть басурманского «Терминатора» вышла, когда уже это будущее трещало по швам. Второе пришествие Шварценеггера совпало со временем советского апокалипсиса. Шёл судный год не просто над нежизнеспособным, как тогда говорили, но якобы преступным проектом. Сейчас мы отлично понимаем, что все эти определения прилагались и ко всей тысячелетней отечественной цивилизации. Именно об этом ныне Запад со всем несдерживаемым остервенением напоминает.

Наверное, в этом переносе в реальность оруэлловского года есть что-то большее, чем просто совпадение и случайность. Логика исторических знаков.

Безрадостное будущее, из которого приходит Терминатор: 2029 год. Долгое время эта дата была лишена какого-либо ассоциативного наполнения, пока ее значение не актуализировалось в высказываниях европейских официальных лиц. Так министр обороны Германии Борис Писториус заявлял, что Россия якобы может напасть на одну из стран — членов НАТО ещё до 2029 года. Ещё ранее говорилось о пятилетних всеевропейских планах подготовки к прямому противостоянию с Россией. Выходил всё тот же 2029 – 2030 год.

Так или иначе, но Европа обозначает дату своего апокалипсиса и кружит вокруг неё в танце. Тёмное, мрачное время, повсеместные руины и беспилотники ИИ выслеживают оставшихся людей, чтобы окончательно решить человеческую проблему и обустроить земные райские кущи без человека.

Уже после этих двух первых частей картины Джеймса Кэмерона в голливудских фильмах-катастрофах, в которых нарастала обречённость, шёл поиск спасительного оазиса – ковчега, где избранные смогут пережить тяжкие времена, чтобы начать с начала историю человеческой цивилизации. Чем не остров Эпштейна, прочно укорененный в западной традиции? Это ведь и есть её образ райского сада, начиная с «Телемского аббатства» Рабле, или виллы «Декамерона». Такое ощущение, что этот остров и был создан для того, чтобы окончательно разувериться в человеке, чтобы обосновать обреченность. Что все беды от человека, он ничтожен и развратен и это неисправимо, поэтому это ничтожность и следует использовать…

Терминаторское время. Как это влияет на нашу реальность, которая то рифмует себя с книгой, то с фильмом? Тайна чисел, как пишет Александр Проханов. Или кодировка реальности?

Нужен русский ответ. Русская правда. Чтобы вырваться из чужой логики, из чужой матрицы. Таковым было покорение космоса, но сейчас он захвачен «Старлинком» Маска. Таковым была Победы, которое показало всеми миру русское моральное величие. Но её нам не простили и все последующие десятилетия переписывали, вплоть до глумления над памятниками и могилами. Существует уникальный отечественный феномен: братство народов и история общности, но на него нам ответили той же Украиной, ныне превращённой в подобие Терминатора.

Сейчас происходит момент истины, после которого и решится, что будет написано после: слово о погибели или новый отечественный эпос. Для начала следует вспомнить о себе настоящих и перестать смотреться в кривое зеркало, которое не только парализует волю, но и иссушает душу.

1.0x