Авторский блог Евпраксия Макошева 22:30 24 мая 2019

В конкурсе нет ничего приятного, это не про музыку, это необходимость, когда нужно играть по чужим правилам

Через пару недель начнётся самый престижный в мире Конкурс им. П.И.Чайковского. Китайцы, обозначив в своём последнем конкурсе размер первого приза суммой в 150 000 долларов, конечно пытаются перетянуть на себя одеяло высшего статуса и престижности. Но пока этого слишком мало. Как и того, что два последних десятилетия пианисты этой восточной страны приезжали учиться именно к нам. Они, как послужные роботы, слизывали технические приёмы, работали, как звери, и добились определённых успехов. Но мышц в этой области пока у них маловато. А денег, уверена, наш бизнес конкурсу Чайковского прибавит.

НАВСТРЕЧУ КОНКУРСУ им. П.И.ЧАЙКОВСКОГО
Концерт в БЗК

Ни за что не продам душу дьяволу

В прошедшую пятницу в БЗК прошёл концерт, в котором свои программы первого тура играли будущие конкурсанты, примеривая их к роялю и залу, расчитывая силы, выстраивая звуковой баланс для предстоящих ответственных июньских выступлений.
Поначалу не собиралась, но в процессе, когда за игрой начинаешь видеть интересную личность, возникло желание спросить. Спросить удалось. Правда, только двоих из троих. В середине я ходила послушать Элисо Вирсаладзе, которая тем вечером играла Брамса в соседнем зале.
Это был кратенький блиц для будущих конкурсантов. Они оба в тот момент ещё не вышли из состояния вдохновения после погружения в мир общих чувств и правды, в том числе. Музыки и общей правды, в которую попадают все получающие удовольствие от своей игры музыканты.
Я спрашивала их спонтанно, задавала блиц-вопросы, те, которые первыми приходили в голову. Последнему из игравших тем вечером неожиданно для себя самой задала вопрос о кино:
-- Юмор или расчленёнка?
Ответ был:
--- Юмор с расчленёнкой.
Окружившие нас слушатели дружно посмеялись и, в завершение забавного интервью, поаплодировали.
Я тут же вспомнила Breaking Bad и музыкальный "пирожок":

Пришел Бетховену по почте
какой-то странный коробок
с письмом, — Дарю, тебе нужнее.
Ван Гог.

А вначале я спросила его о спорте, занятиях и отдыхе, алкоголе, морях-горах, путешествиях, соперничестве в музыке и о кинорежиссёрах..
Он не пьёт, ему очень нравится заниматься, сам процесс, его любимое кино французское и больше, чем море, он любит горы.. Ещё он не любит играть джаз и не согласился бы играть джазовый концерт ни за какие коврижки. Сегодня не согласился бы, интересно, как будет через десять лет.
Думать о конкурсантах, как о соперниках, он не стал бы. Многие из них, по его мнению, уже сложившиеся яркие артисты, а участия достойны все. Иногда он задумывался и задерживался с ответом, он вообще очень основателен, как мне показалось, и очень чист. Такие ясные глаза... Я не мучила настойчивостью в ожидании ответов и шла дальше. Совсем не обязательно помнить после концерта, кто именно твой любимый французский режиссёр или какого композитора тебе сегодня приятнее играть. Хотя, играть он сегодня любит любых композиторов. Всеяден. В конкретику этого вопроса мы не углублялись. Выступления - это далеко не всегда удовольствие. Но волнение однозначно Всегда. Смеялись, когда спросила об отдыхе с друзьями. Удачно пошутил.

Подумала, если этот чистый искренний человечек может так хорошо шутить, значит силён и может стать Победителем. Было бы примитивно думать, что только поэтому. Любой из претендентов вполне может... Хотя будет, конечно, Один Лев, всех львов львее. Но этот скромный юноша, КОНСТАНТИН ЕМЕЛЬЯНОВ, с юными блоковскими кудрявыми волосами, высокий и одухотворённый, отвечая на мои вопросы, неожиданно открываясь и также неожиданно уходя от слишком подробных вопросов, произвёл впечатление очень вдумчивого музыканта, когда играл. Он не побоялся взять слишком медленный, по нынешним высоко виртуозным и техничным временам, темп в Кампанелле Листа, но отлично справился со звуковой подачей. Разумеется, технику он тоже показал, чуть позже, как раз когда все уже слегка попривыкли и разлеглись спокойно в заданном поначалу метре. Неожиданно, прозрачно, живо и очень свежо, как и в следующем своём этюде. "Времена года" в его исполнении были прекрасно- философски-Чайковскими. Русскими. С полями и Небом.. И Бетховен тоже Бетховен, что уже само по себе радостно.

Радостно. Мы живём в то время, когда Бетховена, бывает, играют, как Дебюсси или Шопена, а Моцарта, как Бетховена или Листа.. Или всё, что угодно, - по-импрессионистски,- смазанный фон, прозрачная, ясная мелодия. Это неудивительно. Многим это кажется новаторством и "революционством".
Поиск новых форм выражения в режиссёрской опере, например, бьёт все рекорды.. Мы только что посмотрели премьеру "Евгения Онегина" и недавно "Русалку" в Большом. Разумное кажется скучным, логичное несовременным. Удивляет новыми формами и кинематограф. Топовые режиссёры снимают фильмы об элите, имеющей множество разнообразных сексуальных инстинктов. Ну или мещанских. Недалеко от этих тем уходит и модный андеграунд. Такое время...Пропаганда накопительства в идеальном потребителе. В искусстве тронуть глубоко становится труднее.
Многие пианисты тоже добрались до той границы, за которой можно надевать свои пёстрые одежды на творения великих композиторов. Виртуозы золотого века, те блистательные творцы, которые одновременно были и крупными исполнителями, придерживались правил своего века. Они, великие Скрябин, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Стравинский и даже почти современный Свиридов, исполняли не только свои произведения. Они играли произведения композиторов австрийской и венгерской, немецкой и итальянской школ, придерживаясь традиций и глубинных знаний о времени и эпохах. Теперь таких композиторов нет. И некоторые из оставшихся в одиночестве без великих композиторов-современников и, одновременно, исполнителей пианисты пробуют свои силы в разнообразии трактовок. Их чувства и желания прорываются в новые, неведомые и, иногда чуждые гармоничным, пространства.

Но нам всем сегодня повезло. И мне. Я говорила в этот вечер с Личностями, очень уважительно отнесшимися к авторскому замыслу, уже до нас ставшему вечным божественным миром Красоты и Гармонии. Этих личностей наше время не ушибло до абсурдизма. Они оба показались мне крепкими ребятами, очень умными, со стержнем. И очень разными, - один больше философ и мечтатель,- другой - уже человек будущего, стремительно несущийся и стремительно мыслящий, находящий в выступлении только удовольствие и соединение с миром высших идей, всегда входящий в творческий раж на сцене. Хотя конечно, конкурс дело очень волнительное для любого. Тем более, речь о музыкантах.
С Алексеем Мельниковым, который вышел на сцену в этот вечер первым, мы тоже говорили предельно кратко. Но ёмко. Он выбрал шахматы и виски, самым трудным на сегодня из игранных им трёх рахманиновских фортепианных концертов считает третий, и самой интересной медленной частью из известных ему, невероятных по своей красоте медленных частей, тоже считает часть из этого рахманиновского творения. Хотя, второй концерт Шостаковича в уме. Из русской музыки на первое место ставит музыку Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, Скрябина...
Он блистательно играл сонату Бетховена. Напористо, мощно, неотвратимо... И его Чайковский был не просто пьесой из "Времён года". Так мыслят зрелые мастера, так просто говорят мудрецы, знающие всё, ни с кем не вступающие в спор и никому ничего не доказывающие. Его Мелодия слышала всю ткань гармоний, ценила безмерно каждую ноту вне себя самой.
Из десяти скрябинских сонат третью Алексей выбрал, как любимую больше остальных, но из тональных -вторую и пятую, а из атональных- седьмую, Белую мессу (играть ему доводилось вторую и четвёртую). Сёрфинг отверг бесповоротно и моментально, впрочем как и плавание. Он любит футбол и играл бы больше, если бы не травмы ног после. Ещё он любит итальянское кино (сразу же назвал "Семейный портрет в интерьере" Висконти и последний антониониевский "Профессия репортёр" с Никлсоном). АЛЕКСЕЙ МЕЛЬНИКОВ. Для него отдых - это тоже музыка. Но, в этом случае, скорее симфоническая больше, чем фортепианная. Симфонии Малера. Правда, сейчас ему не до отдыха, занимается он практически постоянно, здесь точного времени определить невозможно.
За его плечами уже множество международных конкурсов, есть и победы.
Какие главные слова я могу сказать о нём после этого краткого разговора. ОТКРЫТ, ЧЕСТЕН, СВОБОДЕН.. МУЖЧИНА. За ним будущее, каким бы оно ни было. На мой завершающей вопрос о том, на что он однозначно не согласится, ответил "НЕ ПРОДАМ ДУШУ дьяволу". И да, он очень красив. Хотя вот это всё равно, это сейчас совсем не так важно. Важнее, будет ли он красив в будущем, когда будут сделаны все его главные Выборы. Душой.

На фото: пианист Алексей Мельников после концерта в БЗК

3 концерт Рахманинова в исполнении Алексея Мельникова:

1.0x