Авторский блог Екатерина Глушик 20:36 29 апреля 2020

В бою — солдат, в миру — учитель

о книге фронтовика

В преддверии 75-летия Победы отечественные СМИ активно публикуют — где-то более успешно, где-то менее — материалы о Великой Отечественной войне. Вспоминают как события, битвы, операции, так и участников войны, и, надо отдать должное, — от рядового до маршала. Хотя, странное дело, при этом почти не упоминается имя главнокомандующего Победы — Иосифа Виссарионовича Сталина. Циклы передач на телеканале "Звезда", на Общественном телевидении России, наверное, столь хороши ещё и потому, что явно снимались не ради извлечения прибыли, рекламы, а ради истины, как поклон героическим людям нашей прекрасной Родины — СССР.

Но сколько людей остаются безвестными? Неназванные, неузнанные герои… Потому неоценимо дороги усилия родных и близких участников войны, как, например, Рафаэля Семеновича Гражданинова (1924-1998), которые собрали, издали записи-воспоминания, стихи своего отца, брата, друга.

В августе 1942 года, после окончания девятого класса средней школы Рафаэль Гражданинов из родного Большого Мурашкина (Горьковская область) ушёл в Красную Армию. По окончании курсов военных связистов в Чебоксарах отбыл на фронт. И, как гласит биография, "с конца февраля 1943 г. участвовал в боевых действиях в составе Западного и 2-го Прибалтийского фронтов в качестве телефониста и радиста в 90-м гвардейском стрелковом полку 29-й гвардейской стрелковой дивизии, 14-м и 26-м гвардейских стрелковых полках 7-й гвардейской стрелковой дивизии, а после её расформирования в 1945 г. до демобилизации в апреле 1947 г. — в 19-м гвардейском стрелковом полку 8-й гвардейской стрелковой дивизии. Неоднократно был ранен. Награждён орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За победу над Германией".

После демобилизации в 1947-1950 гг. работал первым секретарем Большемурашкинского райкома ВЛКСМ, в 1953-1956 гг. — пропагандистом в Большемурашкинском РК ВКП(б). В 1956 г. закончил истфак Горьковского пединститута. Был директором вечерней школы, завучем вспомогательной школы, а когда в 1985 г. вышел на пенсию, на общественных началах руководил районным обществом "Знание".

В предисловии к книге сын фронтовика, Игорь, отмечает, что отец хорошо рисовал, играл на баяне, в доме было много книг по искусству.

Рафаэль Семёнович не только оставил записи, он рассказывал о событиях, участником которых был. "Из его фронтовых рассказов особенно мне запомнился один. Их полк шёл в наступление, гитлеровцы бежали, сжигая деревни, и вот полк наткнулся на окраине одной из них на поляну. На поляне лежали дети и как будто спали, но над ними кружились зелёные мухи. Подошли другие солдаты и стали детей переворачивать. И тут выяснилось, что лиц у детей нет: сплошное кровавое месиво. Все они были убиты разрывными пулями в затылок. Усталые солдаты вместо привала потребовали от командиров полка идти дальше, чтобы спасти другие деревни и других детей. И тогда командир полка вызвал оркестр и приказал ему беспрерывно играть "Священную войну". И солдаты ещё двадцать километров гнали фашистов, пока те не зацепились за какой-то рубеж".

Свои записи Рафаэль Семёнович делал уже после войны. И удивительно, какие детали врезаются в память. Помимо дара живописца, Гражданинов обладал и даром литератора. Его воспоминания лишены литературщины и вычурности, что называется, красивости. При этом они образны. По каждому из эпизодов фронтовой жизни, что описывает автор, можно снимать короткометражки о войне. Любую главу бери: "Нейтралка", "Солдатская смекалка", "Крах "Пантеры"…

Вот, к примеру, "Снайпер": "Через несколько дней вместе с командиром отделения сержантом Чанышевым попадаю на передовую. На нейтралке, которая здесь была шириной метров 500-800, стояли по уши в снегу чёрные остовы сгоревших американских танков "Грант" — помощь по ленд-лизу. Не танки, а одно горе. Высокие, неуклюжие. "Бензиновые гробы на шестерых", как их окрестили танкисты. Левее, впереди линии обороны, на небольшой высотке дыбились из земли остовы перебитых брёвен — всё, что осталось от нашего боевого охранения. Рано утром немецкая артиллерия целых полчаса "пахала и перепахивала" этот участок. Все ребята погибли. Вместе с Чанышевым проверяем телефонные линии к ротам. Наши снайперы ищут немецкого наблюдателя на нейтралке, который точно корректировал огонь немецких батарей. Нейтралка вся усыпана трупами. Наши висят на немецкой проволоке, фрицы — на нашей. Местами горы трупов, захороненные и занесённые снегом".

Так начиналась фронтовая биография Рафаэля Гражданинова.

А вот так он встретил Победу: "7 и 8 мая 1945 г. атаковали противника силами батальона в районе между Тукумсом и Либавой. Потери понесли немалые, а взяли только первую траншею. Утром 9 мая, на рассвете увидели на позициях противника много белого тряпья — и большого, и маленького….Всё как-то стало необычно тихо, не рвутся снаряды и мины, не свистят пули, а немцы с белыми тряпками на рукавах складывают в кучу винтовки, пулемёты и другое оружие"

Рафаэль Гражданинов отмечал, что свои воспоминания он писал, откликнувшись на призыв Константина Симонова к фронтовикам оставить свидетельства о войне, "ибо со смертью каждого фронтовика кончается и эта его история".

Свой бесценный вклад внёс Рафаэль Гражданинов, оставив воспоминания. Внесли вклад и его близкие, издавшие эту книгу, не позволив уникальным свидетельствам советского солдата кануть в небытие.

1.0x