В далёком 1965 году в Хиросиме Расулу Гамзатову показали памятник белым журавлям и рассказали душещипательную историю о девочке по имени Сасаки Седако. Когда американская военщина в надежде припугнуть Советы сбросила на город атомную бомбу, ей едва только исполнилось два года. Ее семья проживала достаточно далеко от взрыва и поэтому физически не пострадала. Но через несколько лет радиация, которой были заражены земля, вода и воздух, дала о себе знать. У Сасаки обнаружили лучевую болезнь — рак крови. Надежды на спасение практически не было. Но в Японии есть такой обычай: если хочешь, чтобы исполнилась твоя самая заветная мечта, вырежи из бумаги тысячу журавликов и запусти их в небо. Делать Птиц Надежды ей помогали дети со всего мира, узнавшие о её трагедии.
История о маленькой девочке задела Гамзатова за живое. Он очень переживал эту историю. Память о войне тревожила сердце. Он вспоминал о погибших на Великой Отечественной братьях и прямо в самолете написал свое знаменитое программное стихотворение "Журавли", вскоре переведенное на русский язык Наумом Гребневым:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...
Композитор Ян Френкель выдохнул щемящую музыку, и получилась песня, которую проникновенно исполнил Марк Бернес. Крылатые "Журавли" облетели всю планету, полюбились миллионам людей и стали практически гимном, реквиемом всем солдатам, всем погибшим во всех кровавых войнах и бойнях жестокого 20 века. Эту песню поют на десятках языков, она давно уже, как вольная птица, перелетела все границы и стала понятна и близка каждому человеку, как молитва, как плач по безвозвратно потерянным близким людям. Этой песне нет аналогов в мире, крылатый Миф Белых журавлей воплотился в мраморе, бронзе и бетоне более чем в 60 городах мира, в том числе Америке и Японии, вдохновившей Расула Гамзатова на эту скорбную песню.
А летом 1986 года Гамзатовым и Френкелем был открыт первый памятник "Белым журавлям" в Дагестане. Открытие состоялось в красивейшем высокогорном селении Гуниб. Все было глубоко символично. Открытие состоялось 6 августа — в годовщину бесчеловечной, бессмысленной с военной точки зрения ядерной бомбардировки Хиросимы. А чтобы зажечь "Вечный огонь" у гордо взметнувшейся в небо стеллы, пламя взяли из очага старой матери-горянки, потерявшей в Великой Отечественной войне троих своих сыновей…Именно здесь, на этом празднике, люди вспоминают погибших под Москвой и Сталинградом, в Нагасаки и Ленинграде, Каспийске и Махачкале, Буйнакске и Грозном, Сербии и Владикавказе. Вспоминают добрым словом и более трех тысяч гунибцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной, четверо из которых стали Героями Советского Союза (а вообще, на 25 тысяч жителей Гунибского района приходится десять Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда и Героев России). И люди приходят, приезжают сюда из самых далеких уголков нашей пока еще необъятной Родины, отдавая дань памяти героям. Расул Гамзатов рассказывал: "В каждом горном ауле стоят пирамидальные памятники, а на них имена, имена, имена. Горец сходит с коня, подъезжая к ним, пеший снимает папаху… В каждом доме на почетном месте висят портреты тех, кто навсегда останется молодым и красивым".
После смерти "Великого Расула" (как его почтительно называют в родном Дагестане) дату праздника приурочили ко дню его рождения и отмечают теперь в первой половине сентября.
С 2011 года Дни Белых Журавлей получили официальную эгиду ЮНЕСКО и официальное международное признание, чего так хотел и добивался сам Расул Гамзатов, но чему помешала бездарная горбатая Перестройка.
Да, сейчас сосуществуют два Кавказа. Один — который приезжает к нам в качестве мигрантов (а этот вопрос не межнациональный, а, скорее, классовый) и ежедневно навязывается по телевидению в качестве бандитов, ассоциирущийся у обычного обывателя с небритыми физиономиями Басаева и Радуева. С ним должны разбираться компетентные органы.
Но есть и другой Кавказ. Кавказ Расула Гамзатова и Махмуда Эсамбаева, Кавказ Героя Советского Союза подводника Магомеда Гаджиева и Героя Социалистического Труда, председателя колхоза Ильмутдина Насрутдинова. Кавказ Героев России, летчика-испытателя Магомеда Толбоева и десантника Юнус-Бека Евкурова, президента Ингушетии. Кавказ честных работающих людей, любящих свою Родину (свою Россию, свой СССР) и прославляющих её по всему миру.
Да, мы живём в неблагодарное смутное время, когда сын попрекает отца хлебом и бросает камень в старую мать. И нас пытаются уверить, что всё это — норма жизни. Но сколько бы нас ни убеждали в этом, усилия разрушителей напрасны. Мы, русские писатели, увидели (кто в первый, а кто уже в очередной раз) и полюбили этих открытых, веселых и добрых людей, готовых отдать другу последнюю рубаху. Нам, писателям, людям доброй воли, делить нечего, как нечего делить хлеборобу из Черноземья с чабаном из Гуниба или виноделом из Дербента. Мы любим свою Родину, многонациональную Россию, свои многострадальные народы, живем на своих землях, завещанных нам предками. И с огромной радостью ездим друг к другу в гости, переводим друг друга на языки национальных литератур. И если будет надо, вместе встанем на защиту страны против общего внешнего врага. Вот только бы с внутренним справиться…
С 28 по 30 сентября 2011 года в Центральном доме литераторов (Москва) и Доме творчества "Переделкино" (Московская область) состоялся Первый международный фестиваль "Белые журавли в Москве" памяти Расула Гамзатова, организаторами которого выступили русские писатели, вернувшиеся с 25-х юбилейных Гамзатовских дней в республике Дагестан.
Проведение Второго фестиваля, планирующееся с 21 по 24 ноября 2012 года, приветствовали президент Ингушетии Евкуров Ю.Б., лидер КПРФ Зюганов Г.А., лидер "Справедливой России" Миронов С.М., депутат от "Единой России" Абдулатипов Р.Г., главы администраций подмосковных городов, представители национальных землячеств, представительств, союзов писателей. Написано письмо в Министерство культуры РФ.
Мы — братские народы и должны жить в дружбе. А когда люди дружат, когда у них всё хорошо, они поют и танцуют, они читают стихи. И тогда рождаются не Басаевы и Радуевы, а Пушкины и Эсамбаевы, Расулы Гамзатовы и Юрии Кузнецовы.