Показ видеофильма был обозначен в программе традиционных торжеств на Рогожском в праздник свв. Жен мироносиц. Вначале я решил посмотреть этот фильм на диске, чтобы лишний раз не мозолить глаза, но в конце Литургии в субботу почувствовал острое желание побывать на Рогожском на показе его в кинозале в Доме причта. Показу видеофильма предшествовало открытие здесь сразу трех выставок, в частности, казачьей.
Первыми, кого я увидел на Рогожском, был мой земляк казак Вячеслав с семьей. Вячеслав показал мне фотографию одного ополченца – уроженца г. Красный Луч, погибшего в Донбассе. Незадолго до своей смерти он принял крещение в старообрядческом храме пос. Городище (крещение проходило под грохот артиллерийской канонады). Сотрудник Издательского отдела Митрополии предупредил меня, что на выставке присутствует один неофит, который резко нападал на меня в интернете. Я поинтересовался: «А он не агрессивен?» - «Кто его знает. На всякий случай я покажу его Вам». Взволнованный, я стал озираться вокруг, ища глазами сопровождавшего меня водителя (он же и охранник в нашем храме). Его не было рядом – из-за отсутствия бороды я попросил его быть на некотором расстоянии.
Владыка Корнилий лично начал показывать гостям стенды. Затем подключился о. Алексий, настоятель Никольской церкви на Белорусской. Особое внимание он уделил тексту большого благодарственного письма, пришедшего из Румынии. Благодарили за присылку церковных календарей. Стоявшая рядом женщина попросила меня прочитать текст. Я вяло, выборочно стал читать. О. Алексий с энтузиазмом вызвался прочитать весь текст. То же самое он сделал, когда подошли владыки Корнилий и Силуян. Митрополит, указывая владыке Силуяну на меня, негромко назвал мое имя. Владыка стал озираться вокруг, ища глазами меня (очень благостный архиерей, мы с ним давно знакомы). «Владыка, я здесь» - говорю ему. Он удивленно смотрит на меня, стоящего рядом. Вспомнил рассказ одного студента в годы учебы в семинарии (сейчас этот студент архиерей). Один преподаватель в течение года, глядя на него, сидящего на первой парте, читал свои лекции, активно жестикулируя. Когда же настало время экзаменов, профессор удивленно сказал этому студенту: «А Вы разве у меня учились?»
«Когда Вы успеваете столько писать?! Такое впечатление, что у Вас внутри моторчик, который безпрестанно работает» - сказал мне епископ Силуан.
Сидя в кинозале, я постоянно озирался, глядя на роскошные люстры, удобные кресла и пр. Подумал: «Поистине, из искры возгорелось пламя». Я ведь прекрасно помню 70-90-е годы, в каких скромных, мягко говоря, условиях существовала тогда Митрополия. Что еще удивило: ни у кого из присутствующих я не заметил похожей реакции. Как будто так было всегда! Единственное неудобство – это то, что кинопроектор стоял на середине зала, закрывая выступающих. Перед показом фильма выступили: р. Божия Ирина - племянница митрополита Алимпия, супруга настоятеля старообрядческого храма на Остоженке; ее брат о. Иоанн; епископ Силуян и сам митрополит Корнилий. Он также выступал после показа фильма, вспомнил, как владыка Алимпий призывал молиться Честному Кресту: «Мне это помогало, и вам поможет». Брат митрополита Алимпия о. Леонид (он старше владыки на три года), неожиданно появившийся рядом с будущим Предстоятелем Старообрядческой Церкви владыкой Корнилием (это было на Рогожском после рукоположения его в сан диакона), сказал: «Мы тебя любим».
Что запомнилось в самом фильме? Предназначавшийся для домашнего показа, снят он на достаточно высоком уровне. Рассказывалось о большой семье Гусевых (три брата и три сестры). Дед был офицером Царской армии, погиб в годы Первой мировой войны. Отец был кузнецом. Мать ревностно воспитывала детей в религиозном духе. Жили бедно, постоянно трудились. В годы коллективизации, несмотря на непростое материальное положение семьи, государство конфисковало то, что было насущным для жизни. Из Нижнего Новгорода семья переезжает в небольшой городок Лысково. В доме Гусевых была устроена небольшая домовая церковь во имя св. ап. Иоанна Богослова. Шесть лет раб Божий Александр – будущий владыка Алимпий – работал на Волге в качестве бакенщика. Ежедневно приходилось грести около семи верст. Уже будучи митрополитом, приезжая в родные края, он любил стоять на берегу Волги и смотреть вдаль. В 1949-м году его мобилизовали в армию. Служил в Кронштадте в стройбате. Интересная деталь: зная религиозность Александра, начальство освобождало его от физзарядки с тем, чтобы он мог помолиться. Делал он это на чердаке (еще я слышал, что на берегу Финского залива).
Параллельно рассказу о митрополите Алимпии шла речь и о его брате о. Леониде (не буду перегружать заметку, ограничусь только повествованием о владыке Алимпии).
Старообрядческий храм в Нижнем Новгороде, который после армии он начал посещать, был разрушен в хрущевское время. Он бросился в глаза приехавшему в город Никите Сергеевичу, который сказал сопровождающим его отцам города: «Мы коммунизм строим, а у вас тут церкви». Старообрядческой общине была передана Успенская церковь на Бугровском кладбище. Здесь, на колокольне, поселился будущий митрополит. В храме он служил в качестве диакона (был рукоположен в безженном состоянии). Не будучи постриженным в иночество, благочестивый диакон добровольно выполнял иноческое правило и творил множество поклонов. Земляк владыки о. Леонтий Пименов вспоминал, что ночью долго слышались звуки от усердного накладывания на себя крестного знамения этим подвижником (на его подряснике на тех местах, куда накладывалось крестное знамение, появлялись дыры). За время своего предстоятельства (а он стал им в 1986-м году - в критическое время для старообрядчества, когда осталось только два престарелых архиерея) архиепископ, а затем митрополит (1988-2003), с первого дня и до самой своей смерти очень много сделал. Освятил около 50-ти храмов, посетил многие приходы. Были восстановлены регулярные контакты со старообрядцами Румынии. Тираж церковного календаря увеличился с 4-х до 15-ти тысяч экземпляров. Стал издаваться журнал «Церковь». Очень многие новооткрытые или построенные храмы, в частности, собор в Новосибирске, были освящены митрополитом Алимпием. В Пермской области были обретены мощи подвижников благочестия Константина и Аркадия. В Москве, на Рогожском, был возвращен зимний Рождественский храм. Открылись Никольский храм на Белорусской и Покровский неподалеку от Крымского моста. Вместе с «румынами» был проведен общий Собор, на котором был канонизирован митрополит Амвросий – греческий иерарх, перешедший к старообрядцам в 1846-м году. Несмотря на свои недуги (особенно болело сердце и ноги), владыка Алимпий до конца пребывал на своем посту. Находясь в больнице, все его мысли были о своей пастве.
К концу фильма я на всякий случай стал продумывать содержание своего возможного выступления. Главными его тезисами были следующие: уникальность митрополита-молитвенника, в духе древних подвижников благочестия и острое осознание им своего долга и ответственности.
Выходя из ворот Рогожского комплекса, я столкнулся с настоятелем Покровского собора о. Виктором Жильцовым. Почтенного возраста старец бодро шагал в направлении собора. Я подумал: «Вот труженик, «в духе Алимпиевом»». И таких немало среди нынешних старообрядцев – пожалуй, это главное наследие, оставленное на этой земле приснопамятным митрополитом Алимпием. Вечная ему память!