Авторский блог Исраэль Шамир 11:46 29 октября 2013

В дебрях Медиастана

В кино редко бывают состязания фильмов – каждый фильм живет своей жизнью. Но одновременно вышедшие на экраны два фильма про Джулиана Ассанжа и его организацию «Викиликс»: «Пятая власть» опытного Билла Кондона и «Медиастан» молодого шведского режиссера Иоханнеса Вальстрема устроили гонки за лидерство.

В кино редко бывают состязания фильмов – каждый фильм живет своей жизнью. Но одновременно вышедшие на экраны два фильма про Джулиана Ассанжа и его организацию «Викиликс»: «Пятая власть» опытного Билла Кондона и «Медиастан» молодого шведского режиссера Иоханнеса Вальстрема устроили гонки за лидерство.

Трудно сравнивать эти фильмы: «Пятая власть» стоил тридцать миллионов долларов, а «Медиастан» был снят на чистом энтузиазме за мелкие деньги. Раскрутка «Пятой власти» стоила еще двадцать миллионов, а «Медиастан» обошелся несколькими обращениями Ассанжа к зрителям. Но произошло что-то совершенно невероятное: фильм, снятый молодыми энтузиастами, победил голливудскую продукцию по количеству просмотров.

За один уикэнд полмиллиона зрителей скачали «Медиастан» в интернете, втрое обогнав количество просмотров «Пятой власти», сообщила The Hollywood Reporter, газета киноиндустрии. Атмосфера состязания, обычно не свойственная кино, повлияла на результат. Как раз в день выхода «Пятой власти» на экраны в Англии, Ассанж обратился к публике с призывом: «Не тратьте время и деньги на голливудскую продукцию! Лучше соберитесь с друзьями и посмотрите «Медиастан» за наш счет!» и несколько дней фильм можно было увидеть бесплатно (он выложен в интернет тут http://vimeo.com/ondemand/mediastan) а «Пятая власть» провалилась с кассовой точки зрения.

Пятая власть

В фильме «Пятая власть» роль Ассанжа играет Бенедикт Камбербэтч, памятный зрителю по серии Би-би-си «Шерлок Холмс». Это стандартный американский фильм, противопоставляющий хорошего героя – Даниэля Берга – и героя похуже, Джулиана Ассанжа. Хороший любит котов, а плохой смотрит на них без симпатии. Хороший сочувствует американским агентам, а плохому довольно все равно, что с ними станет в результате разоблачений. Хороший любит папу и маму, а у плохого семьи просто нету. Хороший мечтает о добре, а плохой о славе. На фоне – разговоры о журналистском ремесле, редакции больших газет, сенсации; хорошая девушка, которая любит хорошего парня, и не любит плохого; сердечные американские агенты в странах Азии и Африки, которые рассказывают о местных злодеях Госдепу и гибнут, разоблаченные бессердечным Ассанжем…

Ассанж боролся против этого фильма, считая его клеветой и оговором. Право, у Джулиана не было оснований так расстраиваться. Могло быть куда хуже. Ведь в основу фильма легла книга Даниэля Берга, который был помощником и сотрудником Джулиана, а потом перешел на сторону его врагов. Берга, как и некоторых других соратников Ассанжа, соблазнили небольшими деньгами, надеждами на карьеру, постоянным местом работы, пятью минутами славы. Берг нанес несколько страшных ударов по «Викиликс» - он украл архивы, сменил пароли, заблокировал сервер. Он объяснял свое поведение несогласием с идеями «Викиликс».

Организация Джулиана считала, что элиты постоянно плетут заговоры против народа, и хотела создать такую обстановку гласности и открытости, в которой заговоры станут трудными или почти невозможными. Берг, напротив, считал, что солидные дяди в элитах и разведслужбах лучше знают, что они делают, и что огласка должна быть умеренная, подконтрольная. Очень быстро Берг сделал и следующий шаг – что лучше вообще без огласки. Он попытался создать конкурента «Викиликс», воспользовавшись тем, что он сумел заблокировать серверы и «Викиликс» практически перестала действовать. Но это у него не получилось – не прибежали к нему разоблачители, новые Мэннинги, а если прибежали – то их последующая судьба осталась неизвестной.

С Джулианом власти справились мягко, но решительно. Шведская феминистка, сотрудничавшая с ЦРУ, подала на него жалобу – мол, вопреки уговору, он спал с ней, не предохраняясь. Прокуратура истребовала против него интерполовский «красный» ордер на арест, англичане нацепили ему браслет на ногу, и после долгих мытарств основатель «Викиликс» укрылся от выдачи на Гуантанамо в посольстве Эквадора в Лондоне, где он сидит уже второй год.

Страшнее оказалась судьба сержанта Мэннинга – его держали месяцами голышом под постоянным светом прожекторов в камерах военной тюрьмы, и продолжают судить и мучить.

Но их подвиг был не напрасным. Одной из важных публикаций «Викиликс» было знаменитое видео, отснятое американскими боевыми пилотами в Багдаде, на котором видно, что они безжалостно – как в тире – расстреливают журналистов, детей, мирных жителей. Это видео произвело шоковое впечатление на американскую общественность, убедило ее в несправедливости агрессивных войн, а это сработало в сентябре 2013 года, когда американский народ поддержал не своего, а русского президента, и сорвал планы нападения на Сирию.

Медиастан

Три парня и две девушки ведут машину по просторам Средней Азии. Они пересекают высокие горы, проезжают недостроенные туннели, пастбища с овцами, мраморные дворцы Ашхабада и арыки Алма-Аты, беседуют с интересными людьми и обсуждают свободу слова. Фильм-путешествие, но не забавы ради эти молодые люди пустились в дальний путь. Их послал Джулиан Ассанж с важной миссией – доставить похищенные депеши Госдепа народам Востока. В фильме участвует Джулиан Ассанж собственной персоной – беседует с активистами и – по скайпу – с редакторами газет.

Таков «Медиастан», второй фильм об Ассанже и «Викиликс». Если фильм «Пятая власть» был задуман врагами Ассанжа, то «Медиастан» был снят друзьями и соратниками. Это они странствовали по среднеазиатским республикам и предлагали депеши редакторам местных газет. Те, в основном, отказывались – всюду есть американское посольство, и всюду оно достаточно влиятельно. Многие депеши задевали интересы местных олигархов или баев – так же опасное развлечение. Да и не так просто было публиковать – депеши нужно было отобрать, перевести, поставить в контекст, объяснить читателю. Для местных газет ноша была непосильной.

Назввание «Медиастан» напоминает названия республик – Узбекистан, Таджикистан, Афганистан – и их СМИ. Но фильм показывает, что Медиастан – то есть царство робких подвластных СМИ – тянется вплоть до Нью-Йорка и Лондона. Режиссер фильма Иоханнес Вальстрем встречается с редакторами «Гардиан» и «Нью Йорк Таймс» и спрашивает их – почему они цензурировали названия западных корпораций, которые давали взятки, почему они сверяли свои публикации с ЦРУ и Пентагоном? «Они могут нас засудить, они могут нас уволить или посадить», в таком ключе отвечают и редакторы ведущих газет.

Главная идея Ассанжа – что документы способны сами по себе влиять на общественное мнение – оказалась неверной, как мы понимаем благодаря этому фильму. Ведущие западные газеты передергивали и цензурировали депеши так, чтобы посильней ударить по России и по ее репутации. (Особенно мрачную роль сыграл Люк Хардинг, самый анти-русский журналист «Гардиан» - он работал над фильмом против Ассанжа, а сейчас он получил заказ на книгу о Сноудене.) Фильм «Медиастан» позволяет понять механизм «Викиликс» - как Ассанж надеялся освободить людей, показав им всю правду, и как трудно заставить людей узнать правду. Для этого мало фактов – нужны еще и сильные СМИ.

Только у России есть интеллектуальная мощь и политическая самостоятельность, чтобы противостоять западной машине по промыванию мозгов. Поэтому именно в России нашел убежище Эд Сноуден – по наводке «Викиликс». Ассанж тоже со временем понял, что Россия незаменима. Недаром и этот фильм был в основном сделан в России, и отснят на пост-советском пространстве.

«Медиастан» - визуально красивый фильм, великолепно снятый Федором Ляссом, известным русским кинооператором (Это он снял «Духлесс»). Режиссер Иоханнес Вальстрем ранее работал на шведском ТВ, это его первый полнометражный фильм (я бы его больше похвалил, но неудобно – все-таки мой сын). Фильм выложен в интернет тут http://vimeo.com/ondemand/mediastan

1.0x