Авторский блог Лев Козленко 19:01 24 ноября 2016

Узда на мат - мечта или реальность?

Недооценивается разрушительное действие сквернословия на отношения меду людьми

Итак, напомним, что в предыдущей заметке мы остановились на положении Гегеля о том, что «всё разумное - действительно. Тогда почему, несмотря на то , что все вменяемые люди считают вездесущую нецензурщину недопустимой, они же пасуют перед нашествием скверного слова, не в состоянии очертить ему рамки, или, как говорят, загнать коня в стойло, а свинью в клетку. Наша задача- обосновать необходимость такой рамки. Но сначала ещё одна зарисовка с натуры в дополнении к двум предыдущим( Вопреки за июнь и июль с.г.). Иду я как то по близлежащему от моего дома школьному двору , ухоженному, обрамленному зеленью и цветами. Солнечное и не жаркое утро. Тихо. Обгоняю парочку девчонок-школьниц лет так 14-15ти от роду. И вдруг слышу отборный мат, отпущенный одной из этих барышень в адрес некоего парня, действия или мнение которого пришлись не по душе говорящей особе. Полагаю, что прямая речь необязательна, потому как каждый может слышать такое чуть не каждый день. Хоть из дома не выходи. Больно всё это слышать от юных созданий. Тлетворная жижа сквернословия разлилась широко и проникла во все поры нашего многострадального социума. Учёный, учитель, врач, писатель, артист , сравнялись с извозчиком и ничтоже сумняшеся наделили этой премудростью малых сих. И так это любо всем стало, что остановиться не могут, потому как не хотят.

Так какая же неодолимая сила заключена в словах, обозначающих всего- то половые органы человека и соответствующие этим органам отношения между людьми. Дело в том, что половой инстинкт, поскольку он определяет судьбу целых сообществ, является одним из самых мощных, а половые органы и соответствующие им отношения между людьми сакральными, то- есть базовыми элементами, обладающими огромной потенциальной энергией. А раз так, то эти вещи люди стали использовать для получения эффектов особой важности. Каких конкретно? Вот, например, когда надо было морально подавить врага прежде чем уничтожить, осыпали его матерной бранью, с порочащим его родителей смыслом . Скорее всего это начали применять кочевники, завоёвывая мирно живущие народы. А потом и эти мирно живущие взяли себе это оружие. Далее оказалось, что если при выполнении какого либо трудного дела, связанного с рывковым сверхусилием, выразиться скверно, то можно одолеть трудность. Легко представить, что в этих случаях мат посылается в адрес неких сил, препятствующих делу , и эти воображаемые силы как бы отступают перед матом, позволяя добиться успеха. Есть тут какое то сходство с заклинанием. И что интересно, дело может быть самым разным. Либо это работа, связанная с большим рывковым физическим напряжением, либо с реализацией всякого рода руководящих указаний нерадивым подчинённым. А подчинённые в свою очередь огрызаются, отстреливаются матом от руководства. В результате сплошной мат – перемат и никакого просвета. Теперь спросим себя , хорошо ли такую сакральную силищу распылять в обществе превращая в заурядное средство общения? Тут уместно будет привести известную модель кулака и растопыренных пальцев. Сила кулака, если она уходит в растопыренные пальцы, не только ослабевает, но превращается из создающей в повреждающую(буквально ломаются пальцы). И человеческие отношения матерное слово не скрепляет, а разобщает, способствует отчуждению людей друг от друга. Это мы наблюдаем вокруг себя ежедневно. А задача наша состоит в следующем. Раз мы признали наличие столь великой силы, то обязаны надеть на неё узду, да такую, чтобы она- эта сила- могла вырваться только в экстремальных случаях и ситуациях, когда только этим и можно попытаться спасти положение. А распылять силищу по пустякам – это будет крайне неразумно, т.е. не по Гегелю. Как то раз в телепередаче, посвящённой как раз обсуждаемому нами вопросу, один товарищ поведал, что у древних славян матерно выражаться дозволялось не чаще, чем раз в полгода для сохранения родовой силы. Вот такие были жёсткие рамки для крепкого слова. Раз в полгода! А у нас то через слово, а то и подряд без перебою. Вот родовая то сила и иссохла вконец, а отсюда и рождаемость к нулю ползёт. Могут возразить, а не похоже ли такое сдерживание мата на проповедь «культуры» пития? Обратим внимание на то, что сопоставимые явления (мат и алкоголепитие) диаметрально противоположно относятся к архетипу(коллективному бессознательному, имеющему древнейшие корни). Половые отношения в архетипе

сакральны, они в нём господствуют, а вот алкоголепитие в архетипе отсутствует. Это менталитет у нас пьяный, а он более поздний социальный феномен, нежели архетип. Поэтому- то вполне обоснованно бороться за абсолютную трезвость, но несколько опрометчиво будет стерелизовать язык. В последнем случае нужны специальные глубокие и максимально объективные, непредвзятые исследования проблемы нецензурного слова. Ну, а пока проводится изучение проблемы, надо всемерно развивать культуру, а не шоу бизнес с его поползновениями в нецензурщину. И культуру в широком смысле следует поддерживать на государственном уровне. Именно государственные рамки вкупе с общественным контролем позволят одолеть рост окаянной энтропии и надеть крепкую узду не только на нецензурщину, но и на всякую другую мерзость, вольготно гуляющую по СМИ, на службе и в быту .

Закончу стихом. Нас мат несёт как ездовая лошадь ,

Но без узды, постромок и вожжей.

И если мы его не заарканим,

Не соберём, гляди, своих костей.

1.0x