1. Экклезиологичность и христологичность молитвы по соглашению
Все православные виды и формы молитв, гимнов, богослужений сводятся и подводят к главному таинству – единению со Христом – к Причастию: «Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот прибывает во Мне и Я в нем" (Ин.6:56).
Необходимость молитвы в жизни человека и Церкви вытекает из антропологической сущности природы человека и природы Основателя Церкви – Богочеловека Иисуса Христа: Все мы едины, а Христос — глава. Едино тело, тело Христово: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27).
Молитва по соглашению нам подана от Первосвященника Иисуса Христа: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»( Мф. 18:19,20).
Итак, суть молитвы по соглашению это когда верующие соглашаются между собой в единой просьбе и обращаются к Богу «о всяком деле», когда верующие, собранные во имя Его, тогда Христос посреди них! Этим и обосновывается экклезиологичность и христологичность молитвы по соглашению.
2. Практическое применение и формы молитвы по соглашению
Церковь обладает разными видами и формами молитв. Более всего распространенной формой молитвы по соглашению, кроме текстовой под одноименным названием, употребляют псалмы, а в гимнографической форме это акафисты, каноны, так же разные молитвы святых отцов, например, афонская «Молитва задержания». Особенно нынче эту молитву благословляют читать по монастырям или в особых случаях гонения и наваждений от лукавого. Молитва по соглашению практикуется в разных православных странах мира, особенно на Украине, когда происходят гонения на Православную Церковь.
3. Святоотеческое и патристическое учение о молитве по соглашению
Вот как поучает святитель Тихон Задонский: «Молитесь друг за друга, ибо все верные, по всему миру рассеянные, суть едино духовное тело, едину преблагословенную Главу имеющие – Христа и единым Духом Божиим просвещаемые и наставляемые (Рим. 12, 5)» (Творения. Т.2 М., 1899г. с.328 §246).
А так поучает о молитве по соглашению святитель Филарет (Дроздов): «Расширим сердце наше молитвою, и обымем ею всех человеков. В ней и отдаленное да соделается близким, ...высокое и низкое равным пред лицем Всевышнего. В ней да угаснет вражда, и любовь да воспламенится более сильным и чистым пламенем» (Слова и речи Т.2, 1877г., с.133-134)
Св.прав.Иоанн Кронштадтский так пишет по этому поводу в книге «Моя жизнь во Христе»: «Отчего искренняя наша молитва друг за друга имеет великую силу на других? Оттого, что я прилепляюсь во время молитвы к Богу, делаюсь един дух с Ним, а тех, за которых я молюсь, соединяю с собою верою и любовью, потому что Дух Божий, действующий во мне, действует в то же время и в них, как «все исполняющий», так как «мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17; Еф. 4, 4).
О молитве по соглашению говорит митрополит Сурожский Антоний (Блюм): «А ведь это и есть молитва по соглашению, когда два сердца болят одной болью».
4. Экклезиологичность и антисектантность молитвы по соглашению
Очень важным является то, что как в первых веках, так и сейчас, когда появлялись разные секты, расколы, ведущие в погибель людей – это сохранение апостольской преемственности в поминании действующей благодатной иерархии. Апостольские правила и правила Соборов, по которым живет Церковь Христова, говорят нам о необходимости поминать предстоятеля Церкви, как это происходит в Болгаре.
Молитва по соглашению это не только неотделимый состав Божественной литургии и литургического сознания верующих, но и практическая молитвенная форма экклезиологического (церковного) единства христиан во Христе (1 Кор. 12:27).
Итак, антисектантность молитвы по соглашению состоит в поминании иерархов Церкви и верных чад, а экклезиологичность – в молитвенном церковном единстве христиан.
5. Святоотеческая практика молитвы по соглашению
Из святоотеческой практики мы знаем, что молитву по соглашению практиковали великие святые и молитвенники за землю русскую как, например, святой праведный Иоанн Кронштадский, такие опытные духовники, как протоиерей Валентин Амфитеатров, митрополит Сурожский Антоний (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), московский пастырь Константин Ровинский. Эти благочестивые отцы нам оставили тексты молитв по соглашению, в основе которых лежат слова Спасителя (Мф. 18:19).
В книге о созерцательной Иисусовой молитве «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», мы также встречаем примеры, где главные герои – духовник и странник, а также и другие молитвенники, практикуют Иисусову молитву по соглашению.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал о молитве по соглашению в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «На личном опыте убедился, как скоро слышит Бог молитву двоих и троих, молящихся от всего сердца!».
6. Выводы:
Итак, молитва по соглашению – это исполнение на деле сказанных слов нашего Спасителя Первосвященника Иисуса Христа! Таким чудесным практическим массовым примером, молитвенным феноменом, где молятся верующие, в том числе и за нашего патриарха, является «Молитва по соглашению вместе с Болгаром» https://bit.ly/2wOd3ve.
двойной клик - редактировать изображение
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18,19).