18 октября на 87-м году жизни скончался Сергей Георгиевич Кара-Мурза — один из крупнейших отечественных мыслителей современности. Его труды во многом способствовали выходу России из мрака 90-х и переходу на путь возрождения, укрепления и развития уникального русского государства-цивилизации.
Его книги "Манипуляция сознанием", "Советская цивилизация", "Белая книга. Экономические реформы в России 1991–2001", "Потерянный разум", "Демонтаж народа" и другие по праву вошли в золотой фонд работ, формирующих идейный фундамент современного русского мировоззрения, стали его неотъемлемой частью. Его статьи, беседы с ним, круглые столы с его участием, которые в течение более чем трёх десятилетий постоянно появлялись на страницах газет "Завтра", "Советская Россия", "Правда" и других периодических изданий, а также сайтов народно-патриотической направленности, неизменно утверждали в нашем обществе русские цивилизационные ценности, препятствуя установлению полной гегемонии глобализма. Его идеи и мысли не только становились оружием победы в острых общественных дискуссиях, но всё шире использовались в практике государственного строительства.
Сергей Георгиевич вовсе не идеализировал и не мифологизировал отечественную действительность, как прошлую, так и современную, находя в ней неизменный цивилизационный стержень, выступая последовательным сторонником неразрывности и единства русской истории во всех её проявлениях. Для него не существовало ни превозносимых, ни отвергаемых периодов и эпох. Он рассматривал тип русского общежития прежде всего с позиций его "величия и бесконечности", "спасительности во время бедствий".
Как учёный и науковед, Сергей Георгиевич всегда стремился максимально глубоко и скрупулёзно исследовать структуру и принципы деятельности любых интересовавших его больших общественных систем: идеологической, научной, производственно-экономической. Будучи приверженцем взглядов, традиционно позиционируемых как "левые", он писал в книге "Советская цивилизация": "Советское государство было в существенной мере идеократическим… Сила этого государства, его здоровье и само существование в огромной степени определялись жизненностью идеологии, её восприятием в массовом сознании. Ключевыми идеями, воспринятыми советской идеологией из марксизма, были следующие: справедливость, всеединство, нестяжательство, возврат к истокам, к братству в общине, построение светлого Царства счастья и воли". Там же он предупреждал об опасностях, сопровождающих отказ нашего общества от советского проекта: "Те сценарии, которые пишутся всерьёз, предусматривают, как самый лучший вариант, превращение России в периферию мировой капиталистической системы — в площадку, на которой "экономические операторы" будут в небольших очагах современного производства изготовлять то, что необходимо "глобальному рынку". И очаги эти будут окружены морем обнищавшего населения, выброшенного из цивилизации и самым примитивным образом добывающего скудное пропитание. Это население уже не будет ни русскими, ни татарами, ни якутами — это будет утратившая национальную культуру человеческая пыль… Поэтому, как большинство ни оттягивает этот момент, каждому придётся взглянуть правде в глаза и признать, что или русские восстановят то жизнеустройство, которое совместимо с нашей природой, наличными ресурсами и культурой, — или исчезнут как народ и как страна. Исчезнут, как американские индейцы". Время подтвердило верность этого прогноза: государственная власть Российской Федерации решилась "взглянуть правде в глаза", и начало СВО ознаменовало окончательное отвержение уготованного нашей стране сценария распада и уничтожения.
Такой сценарий для Кара-Мурзы был абсолютно неприемлем, поскольку отрицал все ценности, носителем и проводником которых он являлся, — ценностей, заложенных традициями отечественной культуры, в том числе системы образования. "Советская школа стала формироваться как единая общеобразовательная, вся основанная на университетской культуре и ставящая своей целью воспроизводство народа, а не классов. Это была невиданная социальная роскошь, которая, с трудностями и частными неудачами, была предоставлена всему населению СССР. Экзаменом этой школы стали индустриализация и война 1941–1945 гг. Демонтаж школы советского типа стал одной из срочных задач реформы после 1991 г.".
Не менее значима и его характеристика советской системы здравоохранения как основанной на принципах профилактики заболеваний, соблюдения санитарно-гигиенических нормативов на производстве и в быту, а также пространственно-временной доступности медицинской помощи: "Максимально быстрая помощь на начальной стадии болезни или травмы — залог эффективности лечения, часто более важный, чем доступ к высоким медицинским технологиям".
Сергей Георгиевич отмечал отказ западной цивилизации от ценностей, которые были положены в основу при её создании: "Индустриальная цивилизация, интеллектуальные основы которой были заложены Просвещением и Научной революцией, сформировалась именно как цивилизация рациональная, взявшая за матрицу познания, образования, мышления и общения научный метод. Будучи во все времена одним из "формообразующих принципов" жизни человека, в последние столетия рациональность вышла на первый план, оттеснив иные способы осмысления мира (например, религию, традицию или художественное чувство). Однако в XX веке индустриальная цивилизация втягивается в глубокий кризис, одним из проявлений которого стали частые и массовые отказы и срывы рационального сознания, а также поразительная беззащитность массового сознания против манипуляции. Говорят даже, что одним из главных противоречий человеческого общества является столкновение иррационального с рациональным. История XX века показала это самым драматическим образом", — это цитата из книги С.Г. Кара-Мурзы "Потерянный разум", изданной ещё в 2005 году, то есть задолго до "евромайданного" безумия Украины, тогда только-только переживавшей первый приступ "оранжевой революции".
Об эпохе перестройки в СССР он писал: "Нам говорили об "ускорении", о свободе и социальной справедливости, о расцвете культуры и науки, о богатых советских фермерах на тракторах с кондиционированным воздухом…" И далее: "Я предложил назвать эти цели-постулаты ("рыночных реформ". — Ред.) — а потом честно оглянуться вокруг и сказать вслух, что же произошло с каждым постулатом в действительности. Ведь если произошло нечто противоположное, то, значит, ты или трагически ошибся — или тебя обманули самым ужасным образом. Ты должен предупреждать людей. Остановитесь, тут или ошибка, или обман!".
В перестройку активно раскручивали идею полезности безработицы. "В связи с безработицей уже не только антисоветские идеологи, но и широкие круги нашей образованной интеллигенции впали в некогерентность, граничащую с шизофренией. Редко сейчас встретишь гуманитарный журнал, где бы не поминался моральный императив Канта: "поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой". Ссылаясь на эту максиму, я уже давно (с начала 60-х годов) спрашивал, когда мог, интеллигента, ратующего за безработицу: "Ты сам хочешь стать безработным?". Ни разу я положительного ответа не услышал. Самые совестливые (а это были мои приятели по лаборатории) отвечали уклончиво, примерно так: "Я бы и не против, ради общего блага, но ты же знаешь, у нас сейчас научно-техническая революция, а я научный работник; так что никак у меня стать безработным не получится, ты уж извини. Безработица — это для рабочих, ну, избыточных колхозников". Тут, как нам теперь известно, маленько промахнулись наши либеральные интеллигенты — сами стали жертвой очень примитивной манипуляции сознанием. Сантехники нужны даже в колонии, а вот научные работники — только в державном государстве, которое они разрушали".
Приведённые цитаты ярко свидетельствуют об интеллектуальной честности Сергея Георгиевича, его стремлении и готовности не останавливаться перед самыми острыми и "запретными" темами нашей жизни, ставить чёткие вопросы и давать столь же чёткие ответы на них.
В книге "Манипуляция сознанием" С.Г. Кара-Мурза следующим образом касался разницы между советским "плановым" и западным "рыночным" производством: "То, что производило наше хозяйство как конечный продукт, годилось именно в советском обществе и в принципе совершенно не годилось для западного рынка, для "общества потребления". Так, усилия у нас вкладывались в достижение долговечности изделия, а не в дизайн. Рынок же стремится сократить срок жизни изделий, заставляя людей "потреблять" — как товары, так и услуги… Ровно половина усилий и затрат в производстве потребительских товаров на Западе уходит на упаковку. Что значит создать в России промышленность, способную конкурировать "на рынке" — об этом трещат министры, экономисты, губернаторы? Это значит создать производство, ориентированное на критерии людей иного типа жизни, что само по себе абсурдно… Мы имели то, на что хватало наших средств без того, чтобы гpабить ближнего".
Во введении к книге "Советская цивилизация", изданной в 2001 году, есть такие строки: "Скорее всего, ряд важнейших принципов жизнеустройства, при котором только и может сохраниться русский народ и его культура, будут в главных своих чертах воспроизводить принципы советского строя — неважно даже, под какой идеологической шапкой. Уже в первой своей, ранней реализации в виде СССР, в ходе трудных проб и ошибок советский проект показал, что жизнь общества без разделения на избранных и отверженных возможна. Возможно и человечество, устроенное как семья, "симфония" народов — а не как мировой апартеид, вариант неоязыческого рабовладения".
Сергей Георгиевич был одним из воинов русской культуры, сражавшимся за интересы не только своей страны, но и через них — за интересы человечества в целом. В армейских рядах существует такая традиция: солдаты, совершившие особые ратные подвиги, навечно зачисляются в списки своей части. Сергей Георгиевич Кара-Мурза достоин быть навечно зачисленным в списки героев русской цивилизации.
Редакция "Завтра"


