Анатолий ГРЕШНЕВИКОВ. "Уроки Распутина". — М.: "Русский Мiръ", 2019. — 374 с.
"Откройте русскому человеку русский свет". Если бы этими словами Валентина Распутина, взятыми эпиграфом к книге, руководствовался каждый из нас, если бы этот принцип исповедовали российские власти, то другой такой страны, где так счастлив был бы человек, не знал бы никто. А свою жизнь Валентин Григорьевич подчинял именно этому принципу. И Анатолий Грешневиков, член комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, в своей книге раскрывает ту сторону Валентина Распутина, которую знают не все. Потому что писатель, ещё при жизни признанный классиком русской литературы, знаковый общественный деятель, как на амбразуру, бросившийся на проект разрушения русской природы — поворот северных рек, многое важное для каждого из нас делал не напоказ, не афишируя своё подвижничество на благо страны и всех её граждан. Сам Анатолий Грешневиков признаётся: именно книги Распутина сформировали его гражданский характер и природоохранную, экологическую позицию. И "с приходом в Комитет по экологии Госдумы тема защиты озера Байкал, которое является не только уникальной экологической системой России, но и природным объектом всемирного значения, стала для меня первостепенной. Байкал связал нас крепко и на всю жизнь".
"Поэт в России больше, чем поэт". И русский писатель — больше, чем писатель, в чём убеждаешься, знакомясь с той деятельностью Распутина, о которой рассказывает автор. А ведь она — лишь малая часть поистине огромной подвижнической работы Валентина Григорьевича, чьим соратником стал Анатолий Грешневиков, который ту власть, коей его наделил народ в качестве депутата Думы, употреблял во благо. Байкала в том числе. "Я понимал, что остановить наступление на Байкал и спасти его от всяких целлюлозно-бумажных комбинатов сможет лишь принятие соответствующего закона… Однако, когда закон был написан, то друзей и единомышленников у него оказалось меньше, чем врагов. Я впервые в жизни столкнулся с таким мощным и циничным противостоянием… Особенно усердствовало в противостоянии нам правительство. Его министры наложили на закон запрет". "Президент "Транснефти" Семён Вайншток поставил всю страну на дыбы, заявив, что будет строить магистральный нефтепровод в Китай по самому берегу Байкала… Иркутская и московская общественность, понимая, какой непоправимый ущерб будет нанесён озеру, с последствиями, равными трагедии Чернобыля, восстала. По регионам прошли массовые митинги. А у московского офиса "Транснефти" нам, экологам, пришлось каждый день проводить акции протеста… Ситуация осложнилась тем, что под давлением правительства и нефтяных олигархов депутаты Госдумы из фракции "Единая Россия" выступили за исключение статьи 11 из Водного кодекса РФ. Фактически эта статья запрещала строительство каких-либо объектов ближе, чем на 200 км от берега озера Байкал. У меня вновь началась бурная переписка с правительством".
Недавняя катастрофа с разливом дизельного топлива в Норильске ещё раз продемонстрировала: вайнштокам и потаниным плевать на русскую природу, они уничтожают всё, чем им удалось захватнически завладеть. Им важны исключительно деньги, на которые они обустраивают себе гнёзда в комфортных во всех смыслах слова уголках планеты.
Официальные письма, запросы, экспертизы, слушания, круглые столы — огромная регулярная работа велась и ведётся по сохранению Байкала, всей его экосистемы. Любуясь красотами этого уникального природного дара России, мы даже не осознаём, какая битва всегда шла за его сохранение. И слава Богу, что находились люди, которые понимали значение этой природной жемчужины для всего человечества, и для нашей страны — особенно. Второго такого озера нет, а если мы его не сохраним, то никогда и не будет. А вдохновителем, камертоном работы по сохранению и воспеванию Байкала был Валентин Распутин.
Несмотря на ту боль за Байкал, которой пронизана книга, она читается с живым интересом. Захватывающие диалоги, разные характеры множества людей — это писатели, журналисты, художники, деятели культуры из разных сфер. Все они представлены в их деятельности: творческие фестивали, выставки, создание и открытие памятников, встречи с людьми, посильная помощь им, поддержка инициатив по охране и защите природы, традиционного уклада. Но уклад — это не закостенелая архаика. Это желание людей идти в будущее не через разрушение традиций, а через их развитие. Потому что разрушение традиции, уклада — это гибель страны, уничтожение той её особенности, что формировалась веками.
Названия глав говорят сами за себя. "Говорим Байкал — подразумеваем Распутин", "Пора говорить о нравственном спасении Отечества", "Русский, помоги русскому", "Трудно министру культуры быть русским", "За новой Матёрой пришла Богучанская ГЭС", "Сохранить человеческое в человеке", "Время быть русским".
Книга разнообразно иллюстрирована: даны портреты практически каждого, о ком идёт речь, изумительные пейзажи, уникальное зодчество.
Читая книгу, словно сидишь на уроке. Ненавязчиво, не менторски, не в "повелительном наклонении", а на ярких примерах убедительно показано, как надо, как можно самому в своей, возможно, каждодневной работе блюсти Родину. Её красоту, покой, её уникальность. Если не я, то кто же?