Сообщество «Форум» 06:24 27 октября 2021

Уроки литературы: авторам селезнёвской серии «ЖЗЛ» нет места

Сегодня многие, особенно представители молодого поколения, понятия не имеют о существовании легендарной линии художественно-биографических книг «Жизнь замечательных людей»...

Альбина Петрова

Пушкин в очерке «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» вспоминает последнюю встречу с «человеком государственности», способности которого «остались без употребления», и поэтом, талант которого не был признан: «Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. “Откуда вы?” — спросил я их. “Из Тегерана”. — “Что вы везете?” — “Грибоеда”. Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис» [14, с. 434]. Далее, после рассуждений о жизни и творчестве тёзки, Александр Сергеевич делает актуальный и по сей день вывод: «Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...» [14, с. 436].

В 1893 году в серии «Жизнь замечательных людей» (биографическая библиотека Ф. Павленкова) выходит книга «А.С. Грибоѣдовъ» А. Скабичевского, а в 2011 году в издательстве «Молодая гвардия» в той же серии – «Грибоедов» Е. Цимбаевой. След оставлен, но лень и безразличие также торжествуют.

Сегодня многие, особенно представители молодого поколения, понятия не имеют о существовании легендарной линии художественно-биографических книг «Жизнь замечательных людей», история которой длится более века и по сей день насчитывает около двух тысяч жизнеописаний святых, классиков, учёных, правителей и других выдающихся личностей разных стран мира. Особое внимание уделяется русским и русскоязычным мыслителям, что подчёркивают и слова генерального директора издательства «Молодая гвардия» Валентина Юркина из интервью, опубликованного в «Учительской газете»: «Серия “Жизнь замечательных людей” без преувеличения часть национального сознания, национальной педагогики» [16]. При этом с учётом набирающей обороты тенденции переписывания истории и её интерпретации, стоит понимать, что грань достаточно тонкая и к отбору информации всегда необходимо относиться сосредоточено. Ю.И. Селезнёв, пробывший почти пятилетие заведующим редакцией серии «ЖЗЛ», в письме к В.И. Лихоносову отмечает важное: «Надо воздействовать на душу. Страшно подумать, сколько людей воспринимают личности Пушкина, Достоевского, Толстого через книги, затмевающие подлинное величие этих писателей...» [7].

Незнание жэзээловских изданий, в частности, является и показателем того, что многие представители научных литературных направлений, которые в одной из своих характеристик имеют второй корень «-вед» или суффикс «-ист» (лермонтовед, гончаровед, тютчевед, достоевист, есениновед и т.д.), так и остались не замечены. Если смотреть шире, то проявляется более серьёзная проблема: большинство людей нашего времени довольствуются поверхностной информацией – глубокое и вдумчивое изучение их не интересует. К сожалению, сегодня если читают... просто читают, без опоры на анализы маститых исследователей и критиков, то это уже хорошо. Да, всё то же пушкинское: «Мы ленивы и нелюбопытны...».

Зачастую чтение книг, особенно классических, заканчивается в школьные годы. Это подчёркивает и то, что за 17-18 лет жизни человеку не была привита любовь к чтению ни родителями, ни учителями, ни обществом, но, если это кажется задачей сложной, тогда, как минимум, необходимо повысить уровень преподавания литературы в школах. Не только давать базовые и клишированные под выпускные экзамены знания, но и закладывать вместе с ними в ещё неокрепшие умы обучающихся и правильные жизненные принципы, и традиционные культурные ценности. Чтобы потом современные кумиры молодёжи не гордились своим незнанием автора «Отцов и детей», как делает Настя Ивлеева, подчеркивая, что ей это не мешает зарабатывать много денег, участвуя в различных ток-шоу и развлекательных проектах на потеху публике [15]. К слову, у блогера около д е в я т н а д ц а т и м и л л и о н о в подписчиков в социальной сети Instagram. Даже если 1% её аудитории прислушается, забросит образование и самообразование, начав вести свой блог и снимать TikTok, это уже будет сродни ядовитому выбросу в атмосферу, который, отравляя все большее и большее количество людей, может привести к последней стадии духовного обнищания общества.

К тому же, по результатам опроса платформы Perfluence и аналитического агенства Research Me, в котором приняли участие более 5 тыч. респондентов по всей России в возрасте от 16 до 55 лет, мы видим, что и без заявлений _agentgirl_, 80% россиян уже готовы бросить работу и стать блогерами, получая от 50 тыс. до 1 млн. рублей в месяц [13].

Страшно, что сейчас интерес к этой «недопрофессии» закладывается с детства: начинают родители, которые создают детям дошкольного возраста аккаунты в социальных сетях, а потом удивляются их наглому поведению, и заканчивают популярные бренды, транслирующие идею способа стать «звездой» среди сверстников. Ведь в этот период привлекает не якобы лёгкое зарабатывание денег, а именно повышенное внимание окружающих. Даже детское питание «Когда я вырасту...» ввело в продолжение названия фразу «...я буду блогером». Наряду с качествами («... я буду смелым», «... я буду сильным», «... я буду красивым»), чувствами («... я буду о тебе заботиться», «... я буду тебя любить»), выбивается из списка «... я буду блогером», а ещё «...я буду путешественником». Нет врачей, учителей, пожарников, космонавтов, поваров, балерин – есть известная блогер-путешественница Настя Ивлеева, что не знает ни фамилии Петра I, причислив его к Рюриковичам, ни фамилии автора «Отцов и детей», указав на Л.Н. Толстого [15].

Одной из целей изучения литературы в школе, согласно стандарту основного общего образования, является «воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры» [9]. Сказано безукоризненно, особенно если учесть, что в основу содержания учебного предмета закладывают «чтение и изучение художественных произведений, представляющих фонд русской классики» [9]. Абсолютно логично выстроен смысл, переданный в процитированном, который одновременно искореняет многочисленные вопросы по списку авторов, изучаемых за школьной партой, например, почему Гоголь, Достоевский, Толстой, а не Роулинг, Брэдбери, Ремарк.

Если бы на литературу отводилось большее количество часов и учителя относились к выбору материалов для работы на уроках более осознанно, то, возможно, культурный уровень российской молодёжи был выше. Да и была бы она не российская, а что ни есть русская, не только знающая факты из рубрики «интересное» (вот только кому?), очерняющие праведные образы великих поэтов и писателей, но не затмевающие при всех попытках их талант, и содержание нескольких произведений, разобранных в спешке за 40 минут, но и умеющая анализировать, чувствовать истину, заложенную в текст гением своего времени. Для этого нельзя игнорировать мысли исследователей, круг которых намного шире, чем только Белинский, Добролюбов и Писарев, взгляды которых в основном и транслируются на страницах учебников.

Знакомство в рамках как школьных, так и вузовских дисциплин с творчеством тютчеведа Вадима Кожинова, достоевиста Юрия Селезнёва, пушкиниста Валентина Непомнящего, гоголеведа Игоря Золотусского, есениноведов Станислава и Сергея Куняевых и многих других достойных литературоведов и критиков катастрофически необходимо для здоровья нашего национального сознания, тем более если говорить о национальной педагогике. Однако, названные фамилии и другие подобные встречаются в редком случае, пожалуй, как исключение из правила. Созданные ими уникальнейшие биографии писателей в серии «ЖЗЛ» по сей день являются лучшими жизнеописаниями великих классиков. Их главы, как и другие статьи, могли бы также успешно быть включены в список литературы, как минимум, старших классов. Но пока в тех же зловещих бланках ЕГЭ проверяющие неустанно продолжают ставить высокие баллы за однотипные, бессмысленно заученные цитаты всё тех же Белинского, Добролюбова, Писарева, отражая однобокую, внедрённую целенаправленно под определённым идеологическим углом, не всегда достоверную позицию, что, возможно, так и остаётся впоследствии в памяти у части школьников вместе с нелюбовью к русской классике, которую в молодёжных кругах всё чаще пренебрежительно называют «страдальческой».

Не стоит винить только учителей в низком уровне разбора творчества классиков, ведь и они являются заложниками системы – так учили их, а теперь так учат они. К тому же, во-первых, сокращены часы, во-вторых, найти труды достойных исследователей, которые представили русскую литературу и искусство «в своём подлинном значении, в своей адекватной интерпретации», очищенными «от всех накопившихся за десятилетия вульгарно-социологических и “либерально-прогрессистских” напластований» [6], совсем не просто. В частности, речь идёт о таких авторах, как Михаил Лобанов, Сергей Семанов, Олег Михайлов, Игорь Золотусский, Валерий Сергеев, Юрий Лощиц – всех тех, кто был близок с Юрием Ивановичем Селезнёвым, кому он однажды предложил (где-то и настоял) написать книгу в серии «ЖЗЛ» и кто согласился, создав лучшую биографию Островского, Державина, Брусилова, Гоголя, Рублёва, Гончарова, Дмитрия Донского и др.

В каждом издании, увидевшем свет в период редакторской деятельности Селезнёва (1976-1981 гг.) или созданном по его рекомендации, чувствовалось незримое присутствие Юрия Ивановича. Критик и сам это понимал: «А ведь в этих книгах и я есть, невидимо, но есть, я-то знаю: некоторые мною же и задуманы, и авторов нашёл, и убедил их написать (и не побоялся написать)» [7]. При этом он никогда не пытался навязать свою позицию. Как вспоминает работающий в тот период в «Молодой гвардии» В.Г. Левченко: «Он нам не позволял вмешиваться в текст, а разрешал делать только замечания на полях. И лишь после согласования с автором мы уже могли править текст ручкой. Добродушный и в то же время очень жёсткий, он помогал талантам» [3].

Юрий Иванович не просто «помогал талантам» (как тем, кто писал, так и тем, о ком писали), он сражался вместе с ними (живыми и мёртвыми) в затянувшейся до наших дней Третьей мировой идеологической войне «за наши души, за нашу совесть, за наше будущее», где главное оружие было и есть Слово. Поэтому редакция серии «ЖЗЛ» при Селезнёве стала одной из самых горячих точек: атака на книгу «Островский» М. Лобанова, проблемы при издании «Рублёва» В. Сергеева и, конечно, ожесточённая борьба за «Гоголя» И. Золотусского. Игорь Петрович вспоминал: «Против издания книги были многие — начиная от редактора и кончая директором издательства. И если книга вышла, то это во многом заслуга Юрия Селезнёва. Ему грозило снятие с работы — не только из-за моей книги, но из-за той твёрдой позиции, которую он занимал, — но он стоял насмерть» [12]; «Юра боролся за неё до последнего, но директор издательства В. Десятерик зарубил её. Он потребовал закончить биографию Гоголя жизнеутверждающей цитатой из Ленина, выбросить всё о Церкви, о вере Гоголя в Бога и сократить текст на двести страниц» [2].

Удивительной силой обладают книги, к созданию которых был причастен Юрий Иванович, ведь они оказали колоссальное влияние и на самих авторов. Как Селезнёву путь выстроил Достоевский, Лихоносову – Бунин, так и Золотусскому – Гоголь: «Гоголь дал мне столько, сколько не мог дать никто. Я стал другим. Я приблизился к его пониманию человека» [2]. Через год после долгожданного издания Игорь Петрович крестился.

Тогда труды авторов селезнёвской серии «читатели рвали из рук, сметали с прилавков книжных магазинов» [6], поэтому сейчас вызывает огромное удивление, почему они не переиздаются большим тиражом, почему о названных и их позициях умалчивают, почему имя Юрия Ивановича и его заслуги так редко встречается не только в описании истории существования серии «ЖЗЛ», но и в истории нашей страны.

Открыв первую ссылку, высвечиваемую в поисковой сети по запросу «Жизнь замечательных людей», обратим внимание на блоки – «Библиотека биографий Флорентия Павленкова и попытки её продолжения», «Горьковская среда (1930-1980-е годы)» и «Постсоветская эпоха» [4]. Отметим, что Алексей Максимович Пешков, успешно возродив серию, проработал в её редакции около 3-х лет. В 1936 году писателя не стало. Однако его известной фамилией здесь обозначен длительный период функционирования издания, к которому Горький не имеет никакого отношения. Конечно, Wikipedia – источник недостоверный, но именно его всемирная сеть зачастую выдвигает вперёд и именно на нём зачастую заканчивается поиск информации тех, кто не привык «глубоко копать».

Конечно, после перехода «ЖЗЛ» в ведение издательства «Молодая гвардия» (1938 год) редакторов серии было много, но в достаточно объёмной характеристике не упомянуть ни одного – совсем не серьёзный подход. К слову, в большинстве других источников аналогичная картина. Одно дело – игнорировать существование таких сотрудников (хотя это тоже неверно), как Семён Резник (по характеристике В.Г. Левченко, «недруг русского народа» [3]), который сначала уехал в Израиль, потом в США, откуда и писал свои обиженные речи в адрес Селезнёва. Но другое – умолчать о Юрии Ивановиче, «настоящем рассвете серии “ЖЗЛ”», при котором она «превратилась в центр русского возрождения. <…> А Юрий Иванович превратился в основного лидера русского сопротивления» [3]. Также и А.И. Казинцев, прозаик и публицист, занимавший должность заместителя главного редактора журнала «Наш современник» более 30 лет, в своём докладе «Патриоты и бюрократы, или Почему патриоты проигрывают» на вторых Селезнёвских чтениях подчеркнул: «... именно на селезнёвский период приходится высший взлёт в работе редакции <...> Пересматривалась русская история. Патриархальность, православие, добродушная обломовская лень – все эти явления, коренные в нашей истории, в оценке авторов меняли знак с отрицательного на положительный» [5]. В статье «Юрий Селезнёв: русский витязь на Третьей мировой» литературный критик и главный редактор журнала «Родная Кубань» так характеризует «малогвардейское» пятилетие Юрия Ивановича, вспоминая слова его духовного наставника: «Оно отмечено прежде всего титаническим трудом и, по словам Вадима Кожинова, “непрерывным горением”, “жизнью на пределе”» [12].

Сам же Селезнёв вспоминает в письме к Лихоносову: «... Знаю, не всё даром, было, наверное, и что-то дельное – не случайно же книжки жезээловские сейчас до пены доводят кое-кого и расправы требуют, и немедленной, – значит, работают» [7]. За пятилетие редакторской деятельности над книгами «ЖЗЛ» Юрий Иванович в борьбе за русское дело сделал столько полезного, сколько не делают многие за всю жизнь. С одной стороны, временной отрезок вовсе не важен. Как видим, Горький занимался серией всего 3 года, а впоследствии некоторыми источниками в его честь был назван период длинною в полвека. Но, с другой стороны, это очередной показатель истинного таланта и особенной силы Юрия Ивановича, как и в целом соотношение его прожитых лет с объёмом оставленного литературно-публицистического наследия.

Несмотря на политику замалчивания фамилии Юрия Ивановича и его единомышленников, на официальном сайте издательства «Молодая гвардия» всё же дан не большой, но достойный список предшествующего поколения редакторов, где гордо, по-товарищески рядом стоят фамилии не только коллег, но и близких друзей – Ю. Селезнёв, Ю. Лощиц, С. Лыкошкин, С. Семанов (порядок сохранен). Лощиц писал: «Радостное время дружного целеустремлённого труда. Не дожидаясь всяких там «перестроек», работали с надеждой на лучшие дни для русского слова, для того самого Отечества, причастности к которому так теперь стесняются многие бывалые и молодые люди» [8]. К слову, генеральный директор издательства Валентин Юркин в различных интервью также вспоминает Селезнёва. При этом на сайте и Золотусского упоминают как автора лучшей биографии Гоголя, и о Сараскиной говорят не как о достоевсковеде, а как о жизнеописателе Солженицына, надеемся, подчеркивая тем самым, что её труд не ставится выше «Достоевского» Юрия Ивановича.

Однако, несмотря на могущественную силу слова, в данном случае оно мало что значит, когда, пролистав первые 5 страницы списка изданий на молодогвардейском источнике, не находим ни самого Селезнёва, ни Лощица, ни Золотусского, ни Лобанова и др. Также не встречаем и авторов-единомышленников, предшественников и последователей Селезнёва – Вадима Кожинова, Станислава и Сергея Куняевых, Владимира Бондаренко и др. Зато сразу бросаются в глаза издания той же Людмилы Сараскиной, Дмитрия Быкова, Захара Прилепина. А потом удивляемся, почему в образовательных программах по литературе не встречаются фамилии достойных, когда даже нашей издательско-литературно-культурной политикой в принципе не предусмотрено их продвижение. После и получаем, что школьники активно готовятся к ЕГЭ по лекциям автора биографий М. Горького, В. Маяковского, Б. Пастернака, Б. Окуджавы (тот случай, когда важен не объём, а качество). К слову, Зильбертруду подходит другая расшифровка аббревиатуры «ЖЗЛ», которую он сам и дал, назвав свою авторскую программу «Жалкой заменой литературы».

Как показывает практика, написанные биографии великих, особенно авторами селезнёвской серии и другими современными единомышленникам критика, не должны переписываться, они должны переиздаваться, распространяться и популяризироваться с таким напором, с каким это делают зачастую пустые бестселлеры. Это было неоднократно доказано в своих работах литературными критиками. Например, разбору «огромного “кирпича”» З. Прилепина Ю.М. Павлов (при всем теплом отношении к автору) посвящает 3 части разгромной, но убедительной статьи «Заметки о нескольких сюжетах в книге Прилепина «Есенин: обещая встречу впереди», где мы встречаем следующие характеристики, сопровождающие детально разобранные доказательства: «Трудно понять, почему Прилепин приводит только часть короткой записки»; «Говоря о самой встрече, Прилепин подвергает сомнению автобиографическое свидетельство Есенина...»; «Прилепин же, и эти очевидные факты игнорирующий...»; «...левый подход Захара Прилепина к изображению человека и времени порождает мифы, значительно искажающие реальную историю и судьбы персонажей книги»; «Прилепин явно не умеет работать с источниками и не хочет проверять и перепроверять необходимую информацию. Отсюда в разной степени искажённое изображение людей и событий, альтернативная реальность книги» [11]. Вопреки этому книга Прилепина продолжает пользоваться спросом, появляться в продаже на книжных полках и на страницах в социальных сетях у восторженных читателей. На том же сайте «Молодой гвардии» она несколько раз высвечивается как пример серии и одновременно реклама. Интересно, попадалась ли статья Павлова на глаза поклонникам книги «Есенин: обещая встречу впереди»? Или всё-таки «ленивы и нелюбопытны»?

С.С. Куняев, соавтор книги «Есенин» в серии ЖЗЛ (1995 год) о детище Прилепина сказал следующее: «Мне кажется, Есенин – не поэт Прилепина. И нет никакой случайности в том, что автор среди значительных имён в русской поэзии ХХ века постоянно «всовывает» Мариенгофа. От которого ни в истории, ни в памяти человеческой не осталось ни одной строки! Подлинную бездарность и подлинного дилетанта в литературе. Что же тут можно сказать об авторском вкусе в первую очередь?» [1]. Для сравнения, Ю.М. Павлов отозвался о биографии поэта, созданной отцом и сыном, так: «Она, выдержавшая пять изданий, лучшее на сегодняшний день не только жизнеописание Сергея Есенина, но и исследование его творчества» [10]. Здесь невольно вспоминаются слова Золотусского о Селезнёве: «Дело было не в его личных симпатиях к тому или иному автору <...>, а в том, что он придерживался с автором одних и тех же взглядов. Он был человек идейный, человек убеждённый» [12].

Таким образом, первоначально серия «Жизнь замечательных людей» задумывалась Ф. Павленковым для знакомства читателей с выдающимися деятелями эпохи прошлых лет, где жанровый формат определялся просветительскими задачами. М. Горький добавил к всемирно известным деятелям и революционеров. В 1950-е года были сформулированы три главных принципа политики редакции, которых придерживается и современное издательство: научная достоверность, высокий литературный уровень и занимательность. В свою очередь, Ю. Селезнёв, помимо того, что ратовал за раскрытие «подлинного величия», так определил цель своей работы в «ЖЗЛ»: «Дело же не в том, чтобы выпустить книгу о Жуковском или Аполлоне Григорьеве, какую – неважно. Нет, чтоб это была такая книга, которая оставила бы глубокий след в сердцах, стала частью чей-то жизни...» [7]. В этом и есть ответ, почему во время изучения великих, в частности, русских классиков на уроках литературы необходимо обращаться не только к Белинскому, Добролюбову, Писареву, но и к авторам селезневской серии «ЖЗЛ» (имеются в виду и авторы-предшественники, и авторы-последователи его взглядов), которые духовно связаны с героями своих книг.

Использованные источники:
1. Бельтюкова В. «...Мы жили бы в совершенно ином мире, если бы жили» вообще. Беседа Валерии Бельтюковой с Сергеем Куняевым [Электронный ресурс] // Родная Кубань. – 2020. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/gost-zhurnala/gost-zhurnala_417.html.
2. Виноградов Л. Искусство отдалилось от божественного идеала. Интервью с литературным критиком и биографом Гоголя Игорем Золотусским [Электронный ресурс] // Православие. Ru. – 2002. – URL: https://pravoslavie.ru/4536.html.
3. Вспоминая Юрия Ивановича Селезнева [Электронный ресурс] // Парус. – 2015. – URL: https://litbook.ru/article/7493/.
4. Жизнь замечательных людей [Электронный ресурс] // Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Жизнь_замечательных_людей.
5. Казинцев А.И. Патриоты и бюрократы, или Почему патриоты проигрывают [Электронный ресурс] // Материалы II Международной конференции «Наследие Ю.И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории», прошедшей 24-25 сентября на факультете журналистики КубГУ. – 2015. – URL: https://litbook.ru/article/8573/.
6. Куняев С.С. За святыни Отечества // Наш современник. – №11. – М. : Наш современник, 2019. – С.133-148.
7. Лихоносов В.И. Юрий Селезнёв: одержимый [Электронный ресурс] // Родная Кубань. – 2021. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/tvorchestvo-yui-selezneva/tvorchestvo-yui-selezneva_10407.html.
8. Лощиц Ю.М. Время Юрия Селезнёва [Электронный ресурс] // Сайт писателя. – 2004. – URL: http://loshchits.ru/archives/221.
9. Образовательный стандарт основного общего образования по литературе [Электронный ресурс] – URL: https://руслит.рф/normativnye-dokumenty/74-obrazovatelnyj-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya-po-literature.
10. Павлов Ю.М. Единожды присягнувший, или Штрихи к портрету Сергея Куняева [Электронный ресурс] // Родная Кубань. – 2019. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_4277.html.
11. Павлов Ю.М. Заметки о нескольких сюжетах в книге Прилепина «Есенин: обещая встречу впереди» [Электронный ресурс] // Родная Кубань. – 2020. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_367.html.
12. Павлов Ю.М. Юрий Селезнёв: русский витязь на Третьей мировой [Электронный ресурс] // ГЛФР. – 2008. – URL: https://glfr.ru/biblioteka/jurij-pavlov/jurij-seleznjov-russkij-vitjaz-na-tretej-mirovoj.html.
13. Проценко А. Опрос показал, сколько россиян хотят стать блогерами [Электронный ресурс] // Российская газета. – 2021. – URL: https://rg.ru/2021/08/18/opros-pokazal-skolko-rossiian-hotiat-stat-blogerami.html.
14. Пушкин А.С. Путешествие в Арзрум // Собр. соч. в 10 т. – Т.5. – М. : ГИХЛ, 1960. – С. 660.
15. Собчак К. Настя Ивлеева: путь от Разметелево до Москвы или как девочка с вайнами стала звездой? [Электронный ресурс] // Осторожно: Собчак! – 2021. – URL: https://youtu.be/5JmVNFgRZoY.
16. Хасавов А. Валентин ЮРКИН: «ЖЗЛ» – часть национального сознания [Электронный ресурс] // Учительская газета. – 2018. – URL: https://ug.ru/valentin-yurkin-zhzl-chast-naczionalnogo-soznaniya/.

Источник

1.0x