В поселке Могоча Забайкальского края 3 июля 1934 г. родился выдающийся ученый-историк, действительный член Российской академии наук, академик Алексеев Вениамин Васильевич, внесший неоценимый вклад в развитие российской исторической науки, чем прославил свою малую родину и чем могочинцы будут всегда гордиться. Выпускнику могочинской поселковой школы нелегко было конкурировать с выпускниками элитных городских школ, но он выдержал это испытание и был зачислен в университет, который окончил с отличием с последующим поступлением в аспирантуру по кафедре истории СССР. Успешная учеба в аспирантуре не осталась незамеченной, и В.В. Алексеев получил приглашение на преподавательскую работу от ректора нового Новосибирского университета – академика И.Н. Векуа. В 1964 г. состоялась блестящая защита кандидатской диссертации по теме «История электрификации Восточной Сибири». Он успешно завершил масштабное научное исследование конкретных и принципиально важных для советской власти в тридцатые годы процессов, происходящих в Сибири.
В 1971 г. директор Института истории, филологии и философии Сибирского отделения (СО) Академии наук (АН) СССР академик А.П. Окладников пригласил Вениамина Васильевича на должность старшего научного сотрудника. К этому времени тридцатишестилетний доцент имел девятилетний стаж преподавательской работы и почти завершенную докторскую диссертацию, поэтому предложение занять должность старшего научного сотрудника института было закономерно.
Примерно полтора года ушло у Вениамина Васильевича на адаптацию в коллективе и понимание особенностей работы в академическом научном учреждении. Этого времени было достаточно для проявления заложенных природных и приобретенных качеств ученого. Более того, высокий уровень эрудиции, нестандартное мышление, энергичность, ответственность, организаторские способности и незаурядные навыки исследовательской работы убедили директора назначить его ученым секретарем, а затем и заместителем директора по науке.
Тема докторской диссертации В.В. Алексеева - «Электрификация Советской Сибири (1917–1970)», была связана с продолжением начатого в Иркутске изучения роли энергетического фактора в истории общества. В теоретико-методологическом плане перед ним стояла задача классифицировать исторические эпохи от каменного до железного века по видам используемой энергии. Никто из ученых до этого не исследовал вопрос о типах энергии, которые приводили в действие каменные, бронзовые и железные орудия. Никто еще не задумывался и не анализировал, при помощи каких сил энергии приводились в действие орудия труда для изготовления продукции промышленного производства, и как эти силы влияли на течение исторического процесса.[1]
По результатам проведенных научных исследований Вениамином Васильевичем была подготовлена и опубликована двухтомная монография «Электрификация Сибири. Историческое исследование», которая получила множество положительных оценок, в том числе и за рубежом. Благодаря невероятной работоспособности и целеустремленности Вениамина Васильевича была подготовлена к защите докторская диссертация, которая успешно состоялась в 1974 г.
Работа на должности заместителя директора по науке в течение 12 лет стала для В.В. Алексеева отличной школой организаторской работы. Его авторитет в научных кругах за пределами сибирского региона, в том числе за рубежом, заметно вырос. Значительные усилия Вениамина Васильевича были потрачены на осмысление, координацию, написание разделов и публикацию многотомных изданий по истории классов – четырехтомной «Истории рабочего класса Сибири» и пятитомной «Истории крестьянства Сибири», которые вышли в свет в 1980-1990-е гг. Он являлся заместителем главного редактора четырехтомника «Истории рабочего класса Сибири» и главным редактором одного из томов. Эти многотомники стали крупным продолжением широко известной пятитомной «Истории Сибири», удостоенной Государственной премии СССР и входили в серию фундаментальных публикаций по истории классов имперской и советской России.
Особое место в работе заместителя директора занимало руководство гуманитарным разделом знаменитой программы «Сибирь», провозглашенной СО АН СССР. Тогда он поставил в практическую плоскость проблему исторического опыта, обосновал ее и опубликовал несколько работ, получивших широкий резонанс в кругах научной общественности. В дальнейшем проблема исторического опыта стала лейтмотивом его последующей исследовательской и научно-организационной деятельности.
Годы, прожитые Вениамином Васильевичем в «Сибирских Афинах», были годами его научного «взросления». Удивительная высокоинтеллектуальная атмосфера Академгородка, постоянное общение с академиком А.П. Окладниковым, выдающимся гуманитарием, формировали его как академического ученого с собственными взглядами на научные и жизненные проблемы. Тогда сложилось твердое убеждение, что эрудиция и научное чутье, строго логическая последовательность в достижении поставленных целей – суть результативной исследовательской работы, а не пустое следование каким-то авторитетам или господствующим политическим, общественным стереотипам. Все это очень ему пригодилось, когда началось крушение советского режима, и его коллеги разошлись по разные стороны баррикад.
Ко второй половине 1980-х гг. новосибирский историк В.В. Алексеев, отметивший свой полувековой юбилей, сформировался как крупный ученый. Широкий спектр его научных интересов, особый научный почерк исследований, многочисленные публикации, расширяющаяся научная школа – все это способствовало его международной известности и росту авторитета ученого. Если к этому добавить большой научно-организационный опыт, неисчерпаемую энергию и работоспособность, нестандартность мышления, то следующий этап его жизни и научной деятельности становится закономерным, позволяющим ставить и достигать новых стратегических целей. Словом, Вениамин Васильевич созрел для того, чтобы подняться на более высокую ступень своей научно-организационной деятельности. В конце 1987 г. раздался неожиданный звонок из г. Свердловска, который круто повернул линию его судьбы.
В конце 1980-х гг. академик Г.А. Месяц формировал новое региональное отделение Академии наук СССР – Уральское. Как председатель отделения, он выступил инициатором создания на Урале полного цикла научных учреждений, в том числе гуманитарного профиля. Учитывая то, что опыт работы В.В. Алексеева в должности заместителя директора академического института по научной работе составлял более десяти лет, он пригласил его для создания Института истории и археологии, который был открыт 1 февраля 1988 г.
Для успеха в большом начинании необходимо было в первую очередь создать работоспособный коллектив научных сотрудников. По твердому убеждению директора Института этого можно было добиться привлечением научных кадровых сил из различных региональных центров СССР. В состав нового Института вошли научные сотрудники Отдела истории Института экономики Уральского отделения (УрО) АН СССР и приглашенные ученые из других регионов: Новосибирска, Куйбышева, Казани. Сформированный коллектив ученых вступил в наступившую новую эпоху не только в развитии исторической науки, но и в жизни страны.
Первые научные разработки в Институте начались с целевой научно-исследовательской программы «Исторический опыт регионального развития (Урал и сопредельные территории)», которая опиралась на практику реализации «Программы научных исследований и разработок по комплексному использованию природных ресурсов и развитию производительных сил Сибири» (программа «Сибирь»), выполняемой в СО АН СССР. Программа вновь созданного уральского Института базировалась на шести составляющих структурных элементов, которые охватывали сферы жизнедеятельности человека с древнейших времен. Именно программа изучения исторического опыта регионального развития создала Институту с первых лет его деятельности репутацию одного из ведущих центров исторических исследований в современной России.
Теоретическая база исторических исследований в Институте претерпела существенные изменения после распада Советского Союза. Марксистско-ленинская теория стала не актуальной и вызвала острейшие дискуссии в среде не только ученых, но и в обществе. Дискутировались две главные проблемы. Первая – соотношение региональной и общероссийской проблематики. Вторая – переход от формационного к цивилизационному подходу в исследованиях. Компромисс в среде сотрудников был достигнут на пути к теории модернизации, которая была основана на переходе от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу. Постепенно эта теория стала основой проводимых исследований и Институт вышел на передовые позиции в России в отечественной историографии. Время показало, что выбранный путь оказался верным, а ставка, сделанная его директором на синтез достижений сибирской и уральской исторических школ, стала верной. В результате Институт вышел на передовые позиции в данной области в отечественной историографии.[2]
Кроме научной составляющей перед директором вновь созданного Института возникли организационные, финансовые и кадровые трудности, спровоцированные системным кризисом, вызванным «горбачевской перестройкой». Историческая наука встала перед выбором кардинальной смены направлений научных исследований и ухода от марксистско-ленинской идеологии. Углубляющийся теоретико-методологический кризис исторической науки, поставил перед директором Института сложнейшие вопросы выбора путей его дальнейшей деятельности. В.В. Алексеев видел смысл работы сотрудников Института в объективном и беспристрастном осмыслении советского прошлого и научном анализе современных проблем общества, в которых оно оказалось, но без втягивания в любые политические «игры» с новой политической идеологией. В 1997 г. Вениамин Васильевич был избран действительным членом РАН и ему было присвоено научное звание академик. За весь период своей научной деятельности он стал автором и соавтором 600 научных работ, в том числе 20 монографий и популярных книг на русском и иностранных языках, редактором около 100 монографий и сборников статей.
В 2019 г. академику Вениамину Васильевичу Алексееву исполняется 85 лет со дня рождения. В течение двадцати пяти лет В.В. Алексеев являлся бессменным директором Института. За этот период Институт стал одним из лидирующих научно-исследовательских учреждений страны. В период руководства Институтом В.В. Алексеевым численность научных сотрудников достигла 94 чел., среди которых 23 доктора и 35 кандидатов наук, опубликовано 323 монографии и около 200 сборников научных трудов, проведено около 200 научных конференций. Сложившаяся в Институте ведущей уральской академической школе историков под руководством академика В.В. Алексеева по праву занимает ведущие позиции в стране. В ней подготовлено 50 докторов и кандидатов исторических наук По Президентской программе в России она четырежды номинировалась как Ведущая научная школа России.
Подводя некоторые итоги научной деятельности В.В. Алексеева, необходимо отметить, что он внес фундаментальный вклад в разработку процессов модернизации России, истории регионального, индустриального, социального и демографического развития Азиатской России. Он создал теоретико-методологическую модель, которая предусматривает оценку ритмов субпроцессов модернизации и влияния их динамики на результаты обновления общества. Исследования и научно-организационная деятельность В.В. Алексеева получили широкую международную известность. В течение семи лет он являлся национальным представителем России в Международном комитете по сохранению индустриального наследия (TICCIH), руководил международными исследовательскими проектами, выполнявшимися совместно с ведущими университетами Швеции и Бельгии, участвовал в работе 25 международных конгрессов, конференций и симпозиумов (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Италия, Исландия, Испания, Канада, Китай, Польша, Норвегия, США, Франция, Финляндия, Швеция).
Его трудовая и научная деятельность высоко оценена государством. Он является кавалером орденов: «Дружбы» (1999), «Почета» (2004) и лауреатом Демидовской премии (2006), премии администрации г. Екатеринбурга им. Татищева и де Геннина (1999, 2003), премии Президиума УрО РАН им. член-корр. П. Рычкова (2003), удостоен Золотой медали им. С. Вонсовского (2011).[3]
[1] Радзиевский В. Л. Вениамин Алексеев / В. Л. Радзиевский. Санкт-Петербург: ООО «Людовик», 2016. С. 43.
[2] Алексеев В.В. Сибирский десант. Азиатская Россия: проблемы социально-экономического, демографического и культурного развития (XVII–XXI вв.): материалы междунар. науч. конф. / Отв. ред. В.А. Ламин. Новосибирск: Параллель, 2017. С. 336.
[3] Там же. С. 343-344.