Сообщество «Философия истории» 17:37 23 апреля 2020

Управляемый хаос: памяти Владимира Ленина и чтеца Дмитрия Фурцева

помнить его исторический пример можно и нужно

Прошла очередная годовщина Ленина, его день рождения. Не то что бы я страстный фанат и поклонник Ильича и уж тем более адепт, сторонник его политической философии и уж тем паче "исторического материализма"… скорее таким был мой старый, покойный (увы, ныне) друг, чтец Дмитрий Фурцев. Это была не только дань нашему нацбольскому прошлому (был и такой эпизод). Чтеца с Лениным связывало даже место рождения – ул. Юных Ленинцев. На столе в его спальном кабинете всегда стоял портрет Ильича. Именно его, а не Сталина - портретом Сталина кого сейчас удивить. Не только среди богемы, но и в узком старообрядческом мирке он не делал секрета из своего отношения к Ленину. Кстати, в этой связи можно вспомнить Патриарха Московского и Всея Руси Тихона (Белавина) I. У него по смерти Ильича нашлось немало сочувственных о нём слов. Вряд ли на пороге смерти (а он умер в следующем 1925 г.) святейший Тихон слишком лукавил. Интересно что чтец умер в один день со своим любимым политическим деятелем (21 января). Пожалуй, бесспорно, что Ленина можно смело поставить в один ряд с Платоном, Конфуцием, Константином I Великим, Мохаммадом, Карлом Великим, св. Владимиром, Чингисханом, Томасом Мором, Гоббсом, Вольтером, Линкольном, Бакуниным, Ницше, Львом Толстым, д-р Сунем, Вильсоном, Муссолини и другими титанами, чьи политические идеи и/или деятельность повлияли на мир и заметно отразились на истории человечества, человеческой цивилизации, как бы не оценивать эти идеи и этих идеологов и деятелей. Как идеи и деятельность св. Владимира I преобразили историю восточных славян и финно-угров, создали то что мы называем Русью, так идеи и политическая деятельность Ленина изменили Россию, её историю, народ. Более того, те 10 дней которые потрясли мир, настолько потряслись, что никуда от них не деться – они так и остались в мировой истории.

Политики делятся на тех, кто любит упорядочивать хаос, и тех, кто любит иметь дело с хаосом, но по возможности управляемым, ими самими, конечно. Так, Фридрих II Великий, любил (например, за счёт Австрии и Польши) «половить рыбку» в мутной политической воде Хаоса, а Бисмарк любил упорядочить Хаос «железом и кровью, придать ему вид Империи. Мадзини и карбонарии искали Хаоса, а граф Кавур пытался его упорядочить. Деятельность гетмана Богдана Зиновия Хмельницкого создала в XVII в. на Украине ситуацию управляемого хаоса, не упорядоченного вполне и до сих пор. Мао часто сравнивают со Сталиным. Но из-за любви к управляемому хаосу, вспомним "культурную революцию", я бы сравнил его с Лениным. Сталин небезуспешно пытался упорядочить Хаос, порождённый деятельностью его предшественников, прежде всего Ленина и Троцкого; причем Ленин небезуспешно пытался Хаос, порождённый во многом именно его деятельностью, сделать управляемым. В России Хаос, детище Ленина, сопровождался страшными эпидемиями и "испанки", и тифа, и отчасти (на Юге) холеры. Это как-то «роднит», сближает казалось бы столь непохожие политические ситуации. Тем более что, что "испанка", по сути, тот же грипп. Но этот грипп, по мнению обывателей, унёс миллионы, а по мнению историков, многие тысячи человеческих жизней в начале ХХ в. и у нас в России и во всем «цивилизованном мире». Почти все годы ленинского реального правления, с разгоном "учредилки" и боями «мирного» захвата власти в Москве в 1917 г., гражданской войной в 1918-20 гг., крестьянской войной и Кронштадтом в 1921 г., последующим чудовищным голодом в Поволжье и «изъятием церковных ценностей» и т.д. были временем Хаоса, которым Ленин довольно ловко пытался управлять. Интересно, что когда к 1923 г. хаос начал упорядочиваться, Ильич фактически ушел из активной политики по состоянию здоровья, а точнее нездоровья. "Испанка" же так и осталась в массовом сознании одним из признаков смутного времени.

Вспомним хорошо известную драму Вильяма Шекспира "Генрих V". Одноименный английский король, герой и победитель при Азенкуре едва не объединил в одно гособразование Англию с Уэльсом и Францию. Но во время осады «неприступного» замка в его войсках свирепствовала, в результате неправильного и скудного питания, жесточайшая дизентерия. Между прочим обороной замка Мо руководил местный епископ. Замок все же пал, но жертвой мора пал и победоносный король, а Британия и Франция навсегда остались отдельными суверенными государствами. Так что с эпидемиями шутить не стоит.

Обратим внимание на ленинскую религиозную политику. Обыкновенно историки, это понятно, обращают внимание на перипетии взаимоотношений между патриархом Тихоном (Белавиным) I и советской властью, тихоновцами и обновленцами, попытки части тихоновцев организовать «катакомбы» и т.п. Это всё довольно интересно, но почему-то редко и зачастую в достаточно курьёзной форме вспоминают о деятельности enfant terrible по отношению к староверию Андрея (кн. Ухтомского) еп. Уфимского. Не обращают внимание на старообрядчество, даже на такое крупнейшее согласие, как Древлеправославная Церковь Христова приемлющих Белокриницкое священство. Ведь тоже была опробована практика управляемого хаоса. Дело в том, что ещё до Революции архиепископом Московским и Всероссийским был избран Мелетий (Картушин), отчасти из-за того что был братом покойного архиепископа Иоанна (Картушина), отчасти из-за того что братом он был введен в круг Морозовых, Рахмановых, Рябушинских и прочих «миллионщиков», отчасти из-за принадлежности к роду донских казаков, а их много было войсках в те годы Великой войны, да и в судьбах Староверия они занимали особое место. В результате начала репрессивной антирелигиозной политики владыко Мелетий тихо осел на одном из хуторов Тихого Дона, его не могли найти и свои. Предложили стать митрополитом Московским Белокриницкому митрополиту Макарию, тогда бывшему в Москве, но тот благоразумно решил вернуться в Белую Криницу, отошедшую к более тихой тогда Румынии и делами архиепископии в столь непростой обстановке по необходимости пришлось заняться епископу Егорьевскому и Рязанскому Александру (Богатенке). Стали предлагать властям избрать его даже в митрополиты, но тут «вдруг» нашёлся и обретеся в Москве архиеписком Мелетий (Картушин), тем более что на некогда Тихом Дону развернулось расказачивание. Так что, несподручное христианам дело оказалось вполне сподручно для чекистов, в чем и проявилась «управляемость» хаосом.

Кстати, с Лениным был свой «спец» в области "сектаторства" и старообрядчества – Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич, старый большевик и товарищ Ильича, чьи сборники материалов по этому вопросу представляют некоторый интерес и по сей день. Но его довольно быстро «оттёрли», считавшие что с попами лишний раз можно не церемониться Петр Ананьевич Красиков и Надежда Константиновна Крупская. Да-да, официальная супруга была под известным влиянием троцкизма и очарованием «военного коммунизма» (сам вождь уже наметил поворот к НЭПу). Именно такие деятели как Красиков, Крупская и затем Ярославский (Губельман) были характерны для ленинской антирелигиозной политики "управляемого хаоса", а для сталинской имперской политики "упорядоченного хаоса" были более характерны такие деятели как генерал Георгий Гаврилович Карпов, курировавший отношения более зрелой советской власти с РПЦ МП и будущий член Политбюро Дмитрий Степанович Полянский, курировавший отношения со старообрядцами. Они пытались в духе «упорядочивания» практиковать более тонкий и деловой подход в отношении к религии. Особенно этим «грешил» генерал Карпов, занимавшийся религией много лет. Конечно и при «сталинском ампире» попадались фанатики-атеисты, вроде Михаила Андреевича Суслова, чей карьерный взлёт как раз тогда и начался, или того же Никиты Сергеевича Хрущёва но временный отход от ленинской линии одно время, примерно с начала 40-х и до года 1956 был ощутим. Позже, увы, ленинский подход к религии снова возобладает. Возвращение к «ленинским нормам» окажется сильным ударом по верующим, в том числе и старообрядцам.

Вспомнив про управляемый хаос вернемся к личности его мастера – В.И. Ленина. С одной стороны, поскольку у автора, увы, не было высокоблагородных предков, бар или даже дворян по выслуге (как отец Ленина и он сам) а были предки из обычных крестьян Волоколамского уезда), то он рад, что не сидит при лучине в избушке-полуземлянке, а при «лампочке Ильича» пишет о нём текст. За это многие наши соотечественники должны быть ему благодарны… Но читатели верно поняли что ленинская национальная (в ней были заложены основания для многих будущих, бывших уже на нашей памяти этнических конфликтов) и антирелигиозная политика мне не близки. И вообще я за движение от управляемого к упорядоченному хаосу, извиняюсь за вольное обращение терминами Ильи Романовича Пригожина, начиная с истории и кончая эпидемиологией. А Ленин для автора столь же неоднозначен, сколь и незауряден, велик.

Да только какой, пусть даже самый незаурядный человек «даст выкуп за душу свою?»

В дни особых испытаний Ильич напоминает о себе. 1993 год. Как пела покойная Медведева «на плакатах Ельцин, Лимонов, Ленин». Первые два были тогда живыми актуальными политиками. Но вот и Ленин оказался с ними. Вспоминая об "испанке" почему бы не вспомнить и о Ленине, и его политике в отношении религии и воинствующем материализме, раз мы верующие люди?

Величие человека познаётся нами не только из его практической деятельности. Так Константин Николаевич Леонтьев важен нам не как дипломат, а как историософ и политический мыслитель. Помятую об Ильиче, можно вспомнить не только его небезупречную, небезукоризненную и неоднозначную политику, но можно вспомнить и «Философские тетрадки».

Да, Ленин неоднозначен, как и многие «тревожные русские гении». Как тот же Лев Николаевич Толстой, с одной стороны великий русский писатель, а с другой чудящий барин, кощунник и проповедник пацифизма в самой наивной, дешёвой и нелепой его версии. Как старообрядческий епископ-эсер Михаил (Семенов), христианский коммунист (кстати, упомянутый в одной из своих заметок Лениным), страстный проповедник христианской любви, между тем разделявший еретический бредни о «незаконченности», «незавершенности» искупительной жертвы и страстей Христовых. Можно и нужно помнить их, но не я им Судия.

В заключении хотелось бы напомнить публике не исключая радикальных либералов и даже «царебожников» (радикальных монархистов), что нам всем есть чему поучиться у Владимира Ильича. Целеустремленности, это точно. Если бы император Николай II обладал такой волей к победе как Ленин, он бы, надо думать, занимал бы престол подольше 23 лет и уж точно никогда бы от него не отрёкся. Ленину доводилось переживать тяжёлые поражения в июле 1917 г., например, да и не только. Но он никогда не отчаивался (если не считать тяжкой предсмертной болезни) и восставал словно птица Феникс из пепла. Вернёмся к заглавию: неупорядоченный хаос (керенщина), управляемый хаос (Ленин), затем упорядоченный хаос… Я не дерзаю как Тихон (Белавин) I говорить, что за Ленина, за упокоение его души можно молиться. Не знаю. Но помнить его исторический пример можно и нужно.

Cообщество
«Философия истории»
1.0x