Сообщество «Коридоры власти» 18:08 24 декабря 2021

Унитазы вместо инноваций

Образовательный сектор в органах власти становится местом перманентных скандалов

Совфед отклонил законопроект о дистанте, заявив, что во втором чтении из текста вычеркнули два слова, которые концептуально поменяли его смысл. После этого Кравцов, по словам Матвиенко, попытался «надавить» на Совфед.

Министр просвещения Сергей Кравцов занял «очень странную позицию» по закону об образовании, он попытался надавить на Совет Федерации, чтобы закон «с ошибкой» был принят, заявила глава верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. Она намерена проинформировать правительство «о том, что так действовать недопустимо», передает ТАСС.

«Я не могу удержаться, чтобы не сказать о том, что очень странную позицию занял министр просвещения. Понимая, что допущена ошибка, Совет Федерации должен действовать строго в правовом поле. Вместо того чтобы занять конструктивную позицию, вместе поработать, исправить, он включил все свои рычаги, ну, правда, рычаги слабые, чтобы надавить на Совет Федерации, чтобы мы приняли закон с ошибкой, против отклонения», — заявила она.

Закон об образовании, предусматривавший, что школы должны использовать для обучения верифицированные онлайн-платформы, образовательные ресурсы и электронные учебники, включенные в государственный перечень, Совет Федерации в среду отклонил. На прошлой неделе Матвиенко предупреждала, что верхняя палата парламента собирается так поступить. В качестве причины она называла несогласованные правки, которые внесли в документ во втором чтении и которые, по ее словам, «концептуально поменяли закон».

Спикер Совфеда уточняла, что из текста законопроекта «вычеркнули два слова», но не сообщила, какие именно. Матвиенко назвала внесение правок ошибкой Минпросвещения и попросила ведомство при внесении уточнений более активно взаимодействовать с профильными комитетами парламента.

«Мы не можем согласиться с тем, что делает Минпросвещения... Мы вынуждены 15-го числа отклонить этот закон и попросить Госдуму внести технические правки», — заключила она тогда.

Министра Кравцова спикер Совфеда критиковала еще в январе. «Я не совсем удовлетворена, Сергей Сергеевич, вашим докладом и ответами на вопросы сегодня. Не получилось системного понимания, что такое национальный проект «Образование», какие цели стоят перед ним, как они будут достигнуты», — сказала она тогда.

В Госдуме намерены провести служебное расследование…

Этот скандал между двумя палатами российского парламента – что-то новое, раньше такого не случалось. Ясно, что дело в непрофессионализме чиновников, которые не в состоянии даже грамотно пролоббировать нужный им закон, соблюдя хотя бы букву, хотя бы форму закона. Это более чем тревожный признак. Матвиенко говорит о том, что Минпросу следует «более активно взаимодействовать с профильными комитетами парламента». Профильных комитетов по образованию в Госдуме два, сообразно числу профильных министерств. Один занимается средним образованием, другой – высшим образованием и наукой. Практически же готовят документы сотрудники аппарата, многие из которых после выборов в нижнюю палату были заменены на новых.

Если дележ портфелей среди представителей разных фракций еще как-то привлекает внимание прессы, будучи делом Совета Думы, то аппаратные назначения на таком, прямо скажем, среднем уровне воспринимаются как чисто технические, не имеющие большого значения. Между тем профессионализм сотрудников аппарата – это как раз гарантия качества документов. А с этим в новой Думе большие проблемы. Достаточно сказать, что сегодня весь аппарат одного из профильных комитетов ГД, занимающихся образованием – комитета по науке и образованию, состоит из людей, которые до этого трудились в сфере ЖКХ. Вполне возможно, что они хорошо разбираются в своей, так сказать, основной профессии, но причем же тут сфера образования? Ведь специфика этих двух сфер, говоря мягко, абсолютно разная!

Образование, тем более высшее – вопрос стратегический. Это как раз основа тех самых инноваций, о которых не устают говорить высшие руководители нашего государства. Поскольку понятно, что давно уже пора от сырьевой экономики переходить к производству новых высоких технологий, а не только закупать их на Западе. Между тем преемственность с советской наукой, стоявшей на самых передовых для своего времени рубежах, серьезно нарушена. И вот те, кто, по идее должен готовить законодательную базу для нового инновационного рывка (что без качественного образования, как понятно, невозможно), «заимствованы» новым руководством Госдумы из сферы ЖКХ! Сантехника – жизненно необходимая вещь, но вряд ли даже самый грамотный сантехник, который может качественно и профессионально наладить канализацию, в состоянии обеспечить прорыв в сфере высоких технологий. Хороший унитаз, компьютер и космическая ракета – это все очень важные, жизненно необходимые вещи, и не стоит принижать какую-либо профессию. Однако же при всем при этом очевидно: вряд ли тот, кто хорошо разбирается в унитазах, в состоянии сконструировать компьютер или ракету…

Возникает вопрос: как такие назначения могли получить одобрение руководства? Насколько нам известно, кремлевские кадровики хорошо знают свое дело, и обычно подобных ляпов не допускают. Вариантов ответа всего два. Либо профессионализм среди российских чиновников падает, так сказать, на всех уровнях, либо такие назначения делаются намеренно, с целью развалить всякую работу. И тогда получается, что Валентина Матвиенко нежданно-негаданно затронула очень знаковую (и значимую!) болевую точку в работе нашего парламента, а скорее всего и не только его. Ибо лучший способ развалить любую работу – это назначить людей, далеких от данной сферы и при этом преследующих свои мелкие интересы (что, так сказать, вполне «естественно» для любого профессионального чиновника).

Те, кто в теме, могут, конечно, сказать, что снявши голову, по волосам не плачут, что при том развале, которому подверглась образовательная сфера в нашем многострадальном Отечестве, не приходится тужить по поводу начала фактического развала аппарата Госдумы. Однако дезорганизация того, что еще осталось от системы управления процессом (значение чего в полной мере понятно лишь серьезным профессионалам), делает принципиально невозможным какое-либо исправление «достижений» горе-реформаторов. Ибо если документы по образованию будут готовить специалисты по ЖКХ, то ни у какой Матвиенко (а также других ответственных руководителей) просто не хватит энергии для того, чтобы всякий раз столь эмоционально возмущаться низким качеством работы «коллег» по подготовке законопроектов.

На фото: Валентина Матвиенко невысоко оценила качество работы чиновников от образования

1.0x