В 1990-е гг. Западная Европа не пошла путём революционного перехода в новый уклад, стремясь не столько создать новое, сколько консервативно развивать и совершенствовать уже имеющееся – автомобилестроение, машиностроение, переработку и т.д. Микроэлектроника не стала локомотивом развития Европы, на её территории не появилось ИТ лидеров и гигантов общемирового масштаба, хотя задел был очень хороший. Если бы в тот период не произошло резкого расширения мир-системы Pax Americana, то в рамках сложившегося разделения труда Западная Европа так и осталась бы в положении полупериферии по отношению к США, как было во времена Холодной войны.
Автоматическое повышение статуса Западной Европы до уровня центра / метрополии не сопровождалось полноценным технологическим переходом, привилегированный статус был получен искусственно, через формирование и/или перенос подразделений ТНК, которые стали делиться частью сверхприбыли от ограбления остального мира в виде налогов. В самой Европе происходили не менее интересные процессы, немецкие промышленные элиты стали поглощать и уничтожать конкурентов на континенте. Используя политическое давление (в отношении бывших социалистических стран) и большие ресурсы (в отношении всех), под эгидой создания ЕС, массово закрывали и уничтожали индустриальную экономику соседей.
Вместо закрытых производств в Восточной и Южной Европе, расширяли или создавали новые, аналогичные уничтоженным, но уже в Германии, в меньшей степени во Франции и Бенилюксе. Для поддержания общеевропейской социальной стабильности, на окраины шли кредиты и субсидии, создавались условия по переезду активного населения. Если на юге хотя бы развивался туризм и сфера услуг, то восток превратился в депрессивные территории без будущего (см. рисунок).

Причина бед и отсутствия перспектив Восточной Европы – предательство ими Советского блока в конце 80-х, после чего их ограбили, в первую очередь Германия. Как Западная Европа искусственно стала частью метрополии, так Восточной и Южной позволили считаться полупериферией глобальной мир-системы. В начале 2020-х гг., по мере распада мира, Германия, Франция и др. стали выводиться из состава центра в полупериферию, а Восточную и Южную Европу переводят в состояние периферии.
Ничего в описанном страшного не было бы, если бы в 00-х гг. Западная Европа вслед за США не начала активно переносить производства в Китай, добровольно делая с собой ровно то, что ранее сделала с соседними странами. Некоторое время соблюдался баланс между остатками переносимой с окраин в Германию промышленности и выводимой в Китай, но разрыв с Россией и рост цен на энергию добили Европу.
За последние 35 лет Германия / Западная Европа вначале отказались нормально развиваться, потом в рамках «открытой конкуренции» и «свободного рынка» уничтожили промышленность и перспективы соседних стран, а в заключении совершили самоубийство. У нас любят сетовать и причитать, сколь много всего было уничтожено в последние десятилетия, но в Европе не меньше, а с учетом активного возрождения и создания нового в России, у нас всё не так и плохо. Особенно, если учитывать, что современный завод занимает меньше площадей и требует многократно меньше сотрудников. Да и далеко не все отрасли нужно полностью локализовать.
И, да, политика Дональда Трампа в начале 2025 г. является ярким индикатором перевода Западной Европы на уровень ненужной полупериферии, а Восточной – в статус откровенной периферии…