По итогам первой в истории встречи предстоятеля Русской православной церкви патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой Римско-католической церкви папой Римским Франциском, прошедшей 12 февраля 2016 года в Гаване, была подписана совместная архипастырская декларация, которая вызвала глубокое разочарование среди многих верующих-униатов, о чём говорится в официальном заявлении главы Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) архиепископа Киево-Галицкого Святослава (Шевчука): "Многие обращались ко мне по этому поводу и говорили, что чувствуют себя преданными Ватиканом, разочарованным половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны Апостольской Столицы агрессии России против Украины".
Подобное заявление архиепископа в адрес папы Римского, согласно существующей субординации: грекокатолики не имеют автономии, — по идее, должно повлечь за собой извержение Ватиканом архиепископа Святослава из его сана.
Но столь жестких, хотя и правомерных, выводов, скорее всего, не последует, поскольку вокруг папского престола существуют весьма могущественные силы, которые от ставки на униатство и "украинство" ничуть не отказались и не собираются этого делать, а "мятежного" архиерея наверняка защитят.
Униатство — уродец, "сиамский брат" украинства. Поляк — традиционный католик, русский — традиционный православный, а униат — ни русский, ни поляк, ни католик, ни православный. По сути, папа Римский в Гаване осудил унию, и теперь за подписанной декларацией должны последовать реальные шаги Ватикана в этом направлении, что может означать только ликвидацию УГКЦ по методу великого просветителя, который, верим мы, будет прославлен Церковью в лике святых, западнорусского и малороссийского митрополита Иосифа (Семашко) по воссоединению западнорусских униатов, который заключается в том, что общине предлагается принять либо "чистый" римо-католицизм, либо православие, и тогда эти общины могут мирно сосуществовать в рамках одной территории, одного государства.
У униатов по этому поводу истерика. Тот же Шевчук вообще заявил, что "нами торгуют, и мы смотрим в сторону Константинопольского патриархата". Но каноническое решение по преодолению церковного раскола на Украине означает юридическую ликвидацию раскольнических группировок на Украине и осуждение каких бы то ни было вмешательства притязаний Константинопольского патриархата на земли Новороссии, Малороссии и Подкарпатской Руси как его каноническую территорию. Гаванская декларация не подлежит двойным толкованиям, всё сказанное выше прямо вытекает из её текста.
Униаты, с согласия Ватикана, имеют право создать Галицкую церковь Константинопольского патриархата, но при условии, что она не выйдет за рамки Галичины, которая была вне пределов канонической территории Московского патриархата до Львовского собора 1946 года. Униаты любят говорить, что их насильно присоединил к православию Сталин в 1946 году. На самом деле всё намного сложнее. Вспомним богослова, протопресвитера Гавриила Костельника, о канонизации которого давно говорят львовские партии Украинской церкви Московского патриархата — он и его сторонники шли к православию десятилетиями, путём многолетних духовных поисков (сам Костельник считал себя не украинцем, а руснаком). Галичину сегодня населяют в основном бывшие русские люди, изменившие православию, а потому не имеющие возможности ужиться в одном государстве с православными. Заявление Шевчука — фактически крик галицкого самостийника, что они — особые, другие: не Малороссия и даже не Украина.
Следует отметить и то, многолетний глава униатов Андрей Шептицкий ещё в годы Первой мировой войны благословил геноцид галицких русских. Тогда в концлагере Талергоф были убиты десятки тысячи русинов. К сожалению, в России забыли об этом страшном геноциде, а он — обличение самого "проекта Украина", проекта, который всегда строился на русской крови. Третий Рейх и его спецслужбы воспользовались опытом спецслужб Второго Рейха и Австро-Венгрии, создавая "бандеровское" крыло украинских националистов. Сам Степан Бандера был сыном униатского священника, а УГКЦ стала оплотом украинского нацизма. Во время Великой Отечественной войны бандеровцы уничтожили более 800 священников во главе с митрополитом Киевским Алексием Громадским, за то, что те не хотели отделяться от РПЦ и уходить в "автокефалийный" раскол.
В 27 пункте гаванской декларации сказано: "Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм". Стало быть, и так называемый Киевский патриархат Украинской православной церкви, и Украинская автокефальная православная церковь должны быть ликвидированы как неканонические. Кстати, и юридически "Киевский патриархат" в 1992 году был зарегистрирован незаконно, о чём было постановление Верховной Рады. Почему, например, в УАПЦ так боятся "патриарха Киевского" Филарета (Денисенко)? Потому что знают о его методах борьбы с "конкурентами". В частности, был отравлен первый глава "Киевского патриархата" Владимир Романюк. Кроме того, в резиденции Денисенко с момента создания "УПЦ-КП" находился центр по вербовке бандеровских боевиков в Чечню. А так называемая Ичкерия до сих пор считается "канонической территорией Киевского патриархата". Сегодня украинский раскол православия — не просто церковная проблема, это террористические группировки международного масштаба, это украинский ИГИЛ.