Авторский блог Леонид Савин 00:09 16 марта 2023

«Умиротворение» Балкан. Сначала — Сербия, затем — республика Сербская

украинский кризис также отражается на поведении акторов, которые пытаются повлиять на Белград

Когда-то балканский регион прошел через процесс умиротворения — непокорные и свободные народы замиряли римские легионы. Латинское слово Рах (мир) несет именно такие коннотации — замирение после войны или конфликта, в результате чего должен был установиться Pax Romana, то есть мир по-римски.

Сейчас таким умиротворением Балкан занимаются США и ЕС, и, фактически, у них осталось две цели — это Сербия и федерация Босния и Герцеговина. Все остальные уже пали под ударами цветных революций, превентивной дипломатии, коррупционно-экономических инструментов и расширения НАТО. Для удобства западные политтехнологи даже ввели термин «Западные Балканы», куда вошли Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Северная Македония, Черногория, Албания и Косово, чтобы было удобнее управлять геополитическими процессами и манипулировать общественным мнением.

Параллельно проталкивается проект «Открытые Балканы», который подразумевает неолиберальные реформы в регионе и охватывает Сербию, Албанию и Северную Македонию (по иронии судьбы две страны из трех уже пострадали от албанского национализма). Следующий саммит «Открытые Балканы» пройдет в июне в Черногории, хотя эта страна не является членом проекта, который реализуется в рамках так называемого Берлинского процесса.

То есть, опять мы видим прямое присутствие внешних сил. И, конечно же, в дискурсе западных политиков всегда присутствуют Россия и Китай, которые якобы всегда «проводят политику, подрывающую интересы ЕС и глобального Запада».

Белград на двух стульях

Позиция сербских властей в чем-то напоминает действия правительства Виктора Януковича на Украине, когда он одновременно заигрывал с Москвой и Брюсселем. Хотя у Украины была более выгодная позиция и Киев не был отягощен обязательствами перед Западом и мог получать дивиденды как от газового транзита, так и от других привилегий, которые предлагала Россия. У Сербии ситуация значительно хуже, ибо она находится в окружении стран НАТО, испытала на себе санкции после бомбардировок и рискует подвергнуться новой блокаде. Конечно же, Запад постоянно давит на Белград, вынуждая ввести санкции против России, как это сделала соседняя Черногория.

Пока Сербия сопротивляется, учитывая отсутствие таможенных тарифов между странами (соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС действует с июля 2021 г.), а также статус наблюдателя в ОДКБ, но риторика постепенно меняется. Заметен и поступательный крен Белграда в сторону Запада, при этом ключевым вопросом в переговорах является Косово. А его признание со стороны Белграда будет означать нарушение Конституции и отказ от суверенитета над частью своей территории, что может стать прецедентом для новых сецессий (Воеводина на севере, Рашка на юге). Рассмотрим механизмы ангажирования Сербии в западное сообщество на нескольких примерах.

4 сентября 2020 г. президент Сербии и «премьер-министр» Косово подписали и направили Дональду Трампу документ, который получил название «Вашингтонское соглашение». Согласно нему Косово и Сербия обязались выполнить следующее:

— Реализовать соглашение об автостраде Белград-Приштина и соглашение о железной дороге Белград-Приштина от 14 февраля 2020 года, которые были заключены при посредничестве тогдашнего специального посланника США Ричарда Гренелла. — Сотрудничать с Американской Международной финансовой корпорацией развития и Экспортно-импортным банком США (EXIM) для финансирования двусторонних инфраструктурных проектов.

— Открыть и ввести в эксплуатацию Общий пункт пропуска в Мердаре. В 2011 году Косово и Сербия подписали соглашение о комплексном управлении границами, которое предусматривало создание совместных пунктов пересечения границы, но Сербия отказалась направлять персонал на такие объекты.

— Присоединиться к «Мини-Шенгенской зоне», озвученной в октябре 2019 года. «Мини-Шенген» относится к идее, продвигаемой премьер-министром Албании Эди Рамой, премьер-министром Северной Македонии Зораном Заевым и президентом Сербии Александром Вучичем, по укреплению регионального экономического сотрудничества между западнобалканскими государствами путем реализации «четырех свобод» ЕС, то есть свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Косово ранее отказалось поддержать идею мини-Шенгена из опасения, что это может превратиться в альтернативу полноправному членству в ЕС.

— Взаимно признавать дипломы и профессиональные сертификаты, которые дополняли бы реализацию Четырех свобод и Мини-Шенгенской зоны.

— Подготовить в сотрудничестве с Министерством энергетики США технико-экономическое обоснование совместного использования озера Газива/Уджман, которое является искусственным озером на границе между Косово и Сербией.

— Поощрять свободу вероисповедания и выполнять судебные решения, касающиеся Сербской православной церкви, а также восстанавливать невостребованную еврейскую собственность, связанную с Холокостом. Косово предоставило значительные правовые гарантии Сербской православной церкви в Косово. Однако решение Конституционного суда Косово, рассматривающего имущественный спор в пользу Сербской православной церкви, до сих пор не выполнено, что вызывает политическую напряженность.

— Активизировать усилия по поиску и идентификации пропавших без вести лиц и решению вопросов, связанных с беженцами и внутренне перемещенных лиц, путем создания контактного пункта для содействия сотрудничеству между Приштиной и Белградом. Вопрос о пропавших без вести лицах вызывает серьезные разногласия между Косово и Сербией с момента окончания конфликта в 1999 году. Косово постоянно обвиняет Сербию в затягивании и препятствовании усилиям по выявлению массовых захоронений в Сербии и перемещению останков жертв.

В данных пунктах речь идет не только о «примирении», но и о роли институтов США в будущей экономической (а значит и политической) жизни страны. Интересно, что этот документ нарушает Общую внешней политике и политике безопасности (ОВПБ) ЕС, в сфере которой находятся как Сербия, так и Косово. Но Вашингтону их европейские сателлиты напрямую на скажут о таких несоответствиях.

Совсем недавно, в январе 2023 г. глава МИД Сербии Ивица Дачич и посол США в этой стране Кристофер Хил подписали меморандум о взаимопонимании. При этом на встрече Дачич заявил, что Белград с нетерпением ждет визита госсекретаря США Энтони Блинкена, что подтвердит приверженность Вашингтона развитию партнерских отношений между двумя странами. Также он сказал, что Сербия заинтересована в стратегически хороших отношениях с Вашингтоном, экономический обмен между Сербией и США увеличился и его годовой доход превысил миллиард долларов.

По его словам почти 32000 человек работают в американских компаниях в Сербии, что свидетельствует о значительном проникновении США в экономику страны.

Сам меморандум направлен на повышение квалификации сербов и получения новых знаний в рамках Госдепартамента. Известно, что речь шла о назначении офицера связи МИД Сербии в Госдепартамент США. Вероятно, что может быть и более широкое ангажирование сербских дипломатов, чтобы «переучить» их думать по американским стандартам.

Отметим, что во время проведения Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2022 года Сербия и Россия подписали план консультаций между своими министерствами иностранных дел, который будет действовать в течение следующих двух лет, что было негативно воспринято ЕС и США. Видимо, Госдеп США решил сделать собственный демарш, направленный на разрушение сербско-российских отношений.

Косовский фактор

После многомесячного перерыва, вызванного эскалацией конфликта между сербами и косовскими албанцами, 27 февраля 2023 г. прошла встреча в Брюсселе между президентом Сербии Александр Вучич и «главой правительства» Косово Альбином Курти, организованные главным дипломатом ЕС Жозепом Боррелем и специальным представителем ЕС по диалогу между Белградом и Приштиной Мирославом Лайчаком. Чиновники из ЕС заявили, что теперь будет начата нормализация отношений и она может стать «самой важной встречей на данный момент». На ней обсуждался документ, подготовленный при посредничестве ЕС, первоначально поддержанный Францией и Германией, а затем всеми 27 государствами-членами. Согласно тексту из 11 пунктов, не нанося ущерба признанию статуса друг друга, ни одна из сторон не будет прибегать к насилию для разрешения спора и не будет пытаться помешать другой присоединиться к международным органам — ключевому требованию Косово.

«Стороны должны развивать нормальные, добрососедские отношения друг с другом, основанные на равных правах. Обе стороны должны взаимно признавать свои соответствующие документы и национальные символы, включая паспорта, дипломы, номерные знаки и таможенные штампы», — говорится в статье 1 текста. Белград воздержится от признания Косово независимым государством, но соглашается признавать официальные документы, такие как паспорта, дипломы и номерные знаки, и не блокировать членство Косово в какой-либо международной организации, включая ЕС. «Сербия не будет возражать против членства Косово в какой-либо международной организации», — говорится в статье 4.

План также призывает обе стороны «обеспечить надлежащий уровень самоуправления для сербской общины в Косово и способность предоставлять услуги в конкретных областях, включая возможность финансовой поддержки со стороны Сербии». Сербия настаивала на создании в Косово ассоциации муниципалитетов с сербским большинством для защиты их прав, но албанцы Косово утверждают, что такой орган дал бы Белграду огромное влияние в их стране. Высший суд Косово в 2015 году постановил, что последний план ассоциации нарушает конституцию. План также включает прямую ссылку на процесс расширения ЕС. «Ни одна из сторон не будет блокировать или поощрять других блокировать прогресс другой стороны на их соответствующем пути в ЕС, основываясь на их собственных достоинствах», — говорится в статье 5 текста с конкретной ссылкой на фундаментальные ценности, закрепленные в договорах ЕС.

Переговоры по разному оцениваются сторонами. Если Курти был настроен позитивно, то Вучич отметил, что встреча была тяжелой и капитулировать он не собирается. Опять же, документ был представлен внешними игроками и, фактически, является вмешательством во внутренние дела другого государства (Косово не считается таковым, поскольку не признано Сербией). Сербия предложила провести следующие переговоры 18 марта в Северной Македонии. Сразу по возвращению в Сербию Вучич заявил, что "мы боролись и, насколько это было возможно в сложных условиях, боролись за будущее Сербии в мире, за продолжение инвестиций в нашу страну, за сохранение моей присяги и Конституции Сербии, Косово и Метохии в составе Сербии... У Сербии нет цены, это то, чего они никогда не понимали. Мы победим их. Победит Сербия".

Не понятно как победит Сербия, если будет все дальше и дальше отдалятся от России, которая оказывает ей дипломатическую, экономическую, военно-техническую и политическую поддержку. А ведь разговоры о том, что Сербия может ввести санкции против России уже поднимаются на высоком уровне. И Вучич обосновывает это (как и возможное соглашение с Косово) тем, что при выборе суверенитета Сербия лишится инвестиций, которые ей нужны.

На этом фоне неприятным сюрпризом стало и заявление министра обороны Сербии Вуковича, который подтвердил, что их страна поставила Украине 3500 ракет для «Градов». Хотя он сделал оговорку, что продажа шла не напрямую (утечки свидетельствуют о посредничестве США и Турции) и под гарантии, что боеприпасы не будут использованы на фронте, все же и дураку понятно, что они сразу же отправятся на передовую. Между тем, уровень поддержки России со стороны народа Сербии остается высоким. Согласно исследованию Белградского центра политики безопасности, проведенному в 2020 году, респонденты, живущие в Сербии, считают Россию первым, а Китай вторым по важности внешнеполитическим партнером. Хотя данный центр является прозападной и проНАТОвской организацией, данные, скорее всего, соответствуют действительности. Следовательно, прозападный уклон нынешнего руководства страны будет вызывать сильнейшую политическую поляризацию.

На фоне Сербии Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины, хоть и является куда меньшей по размеру и политическому весу, демонстрирует настоящую волю к суверенитету. По крайней мере Милорад Додик открыто заявляет о поддержке России и сопротивлении Западу. Россия со своей стороны ранее наложила вето в СБ ООН на назначение Высокого представителя в Боснии и Герцеговине Кристиана Шмидта и даже поставила под сомнение легитимность решений Международного уголовного трибунала по делам бывшей Югославии. Очевидно, что этим Москва хочет помочь избежать вмешательства извне, хотя в ЕС это трактуют как попытку уменьшить влияние Запада на институты Боснии и Герцеговины. Сейчас Москва еще играет роль серьезного сдерживающего фактора в регионе, и руководство Республики Сербской воспринимает это с благодарностью. Но энтитет напрямую зависит и от ситуации в Сербии. Если Белград все таки начнет более резкий крен в сторону Запада, это, так или иначе отразится на Республике Сербской. Александр Вучич пока ограничивается риторикой, затягивая время. Очевидно, что украинский кризис также отражается на поведении акторов, которые пытаются повлиять на Белград.

Публикация: Katehon

1.0x