Авторский блог Татьяна Воеводина 22:53 26 ноября 2016

Умер Фидель

на Кубе – поверх разрухи – есть некая высшая правда

Умер Фидель Кастро - и словно что-то важное и ценное ушло в невозвратную даль. Вернее, не ушло, а наоборот – осталось. Осталось в двадцатом веке, а «наш паровоз» – на всех парах устремился в двадцать первый. Века исторические не совпадают с астрономическими: XIX начался с наполеоновскими войнами, ХХ – с Первой мировой.

Бородатый Команданте принадлежал к миру коммунистической романтики ХХ века, миру мечты, дивной надежды человечества на справедливое жизнеустройство, к миру веры в изначальную доброту человека. Фидель был последним осколком этого мира, очень симпатичного и даже дорогого мне, потому, наверное, мне грустно, точно умер лично знакомый, почти близкий человек.

Он, собственно, и был близким и знакомым. В раннем детстве я жила в подмосковном Егорьевске. Там был меланжевый комбинат, и его руководительница, добрая знакомая нашей семьи, однажды призналась: комбинату поручено делать ткань на униформу кубинской армии. Это считалось секретом, но тётя Дуся не могла скрывать и просто светилась от гордости за ответственное задание – это поняла даже я, малолетка. Вот тогда я и узнала, что есть Куба, а в ней – Фидель Кастро, который ведёт свой народ к свободе и прекрасной, справедливой жизни.

Детские впечатления – сильны, и я всегда с симпатией читала и слушала о Кубе. А много лет спустя повстречала одного итальянского предпринимателя, который учился с Фиделем в Италии (оказывается, Команданте и там поучился). Так вот этот пожилой итальянец безо всяких колебаний считал Фиделя – гением. Говорил, что уже в юности это было видно.

Потом моя преподавательница испанского рассказала, как однажды её привелось переводить Фиделя Кастро. Говорила, что навсегда его запомнила: такая мощная от него лучилась энергетика, а когда слушаешь – невозможно не верить. Потом можно сомневаться, а когда слушаешь – веришь.

А потом, уже в новейшей истории, когда реальный социализм пал, осмеянный и оболганный, когда Советский Союз больше не помогал Острову Свободы, а громадный и мощный сосед, напротив, ни на день не ослаблял свою блокаду, вот тогда мне наконец привелось побывать на Кубе. То был 2012-й год.

Привычная, обжитая бедность. Обшарпанная до последней крайности Гавана, некогда элегантная колониальная столица. Побитые окна, кое-как заделанные где-то фанеркой. Продукты по карточкам: гид даже показал нам эти карточки. Там предусмотрено всё, вплоть до зубной пасты; правда, хватает карточных благ на полмесяца, остальное надо докупать на рынке, а цены – кусачие. Слава Богу, им не требуется ни отопления, ни тёплой одежды. Не то, что автомобиль, - утюг купить невозможно.

Но при этом – лучших пионеров и школьников бесплатно посылают в пионерские лагеря, есть театральные студии по месту жительства. В каждом многоквартирном доме живут врач и медсестра, которые заботятся о здоровье жильцов. Работают больницы и поликлиники. Одному из членов нашей группы оказали помощь, не спросив ни документов, ни даже имени.

Все учатся: 80% трудящихся получает высшее образование. Уж не в этом ли секрет, почему не получается наладить простые, на первый взгляд, вещи? Например, резко не хватает молока – и это при круглогодичных изобильных естественных пастбищах. Говорят, люди не хотят работать в колхозах, т.к. малы заработки. Сейчас разрешили откармливать свиней, даже брать в аренду кафе и рестораны. Не знаю, развилась ли частная инициатива за прошедшие несколько лет, но тогда я особой активности не заметила. Даже туристам, очень ценимым местными жителями, кубинцы мало что предлагают – разве что бананы выносят к автобусам. Хоть бы экзотические фрукты вырастили…

Чего хотят кубинцы? Простого – маленьких потребительских радостей. Тех самых пустяков, что греют сердце обывателя во всём мире. Никто не хочет утвердить «права человека» или идеологический плюрализм. Это всё кружковые интеллигентские интересы - народу это не интересно. Ему хочется купить бытовую технику, выбрать одежду, да просто побродить по изобильному торжищу – рынку или супермаркету. Точно того же хотел наш народ на излёте брежневского застоя. А свергать социализм никто не хотел. Хотели – наши геополитические противники, а народ хотел житейских удобств.

Что будет на Кубе в ближайшее время? Думаю, потребительские приманки пересилят социалистическую веру. Убедить народ в том, что отказ от социализма автоматически ведёт к процветанию, - очень просто. Именно так произошло в нашей стране. Социалистические блага: социальная защищённость, медицина, образование, чувство достоинства трудового человека, наконец – всё это сегодня кажется само собой разумеющимся. Ценить эти блага народ начинает тогда, когда прочно их лишается. Именно так было у нас и во всех бывших социалистических странах. Более, чем вероятно, что «Куба – любовь моя» снова превратится в то, чем была до Фиделя – сахарницей и борделем США. Но мне почему-то против всех очевидностей хочется верить, что будет по-другому. И у них, и у нас, и везде. Потому что на Кубе – поверх разрухи – есть некая высшая правда. Правда XXI века.

1.0x