Авторский блог Дмитрий Перетолчин 20:56 21 октября 2016

Ульрих Кюнен Кросскультурная психология

Ульрих Кюнен (Ulrich Kuhnen) — профессор психологии Бременского университета Якобса, исследует, как социаль-ный контекст воздействует на мысли, чувства и поведение людей. Один из основателей Бременской международной высшей школы социальных наук (BIGSSS).

«Большое спасибо, что заполнили мою анкету! В качестве небольшого вознаграждения вы може­те выбрать один из этих карандашей», — говорит своему собеседнику, ожидающему самолет в аэро­порту Сан-Франциско. Хижун Ким (Heejung Kim). Один карандаш— оранжевый, четыре других — зеленые. Какой карандаш выберет собеседник? На самом деле именно этот выбор интересует Ким намного больше, чем ответы на вопросы в анкете.

Среди выбравших оранжевый — 74% американ­цев и только 24% респондентов азиатского про­исхождения. Ким и ее наставник Хейзел Маркус (Hazel Markus) из Стэнфордского университета опубликовали исследование в 1999 г., и оно стало вехой в кросскультурной психологии. Сегодня эта дисциплина стала канонической, но еще в 70-х гг. прошлого века дела обстояли иначе. Наука о жиз­ни и поведении человека должна обобщать, делать выводы, независящие от культуры. Это утвержде­ние кажется сомнительным, когда обращаешь вни­мание на то, что более 90% всех психологических исследований проходят с участием респондентов, которых группа под руководством Йозефа Хенриха (Joseph Henrich) в своей работе 2010 г. обознача­ет аббревиатурой WEIRD (от англ. western—«западный», educated — «образованный». Industrialized — «индустриализованный», rich— «состоятельный». Democratic— «демократичный»: weird в пер. с англ. — «странный»). Однако эта группа представляет лишь 12% населения всего мира.

Еще в начале 1970-х гг. группа молодых психоло­гов пыталась ответить на вопрос, выходят ли опре­деленные психологические особенности за рамки отдельной культуры. В 1972 г. эти ученые основа­ли Международную ассоциацию кросскультурной психологии (1АССР). Сегодня уже известно, что куль­турно-компаративные работы помогают понять определенные психологические феномены на более глубоком у ровне[…]

двойной клик - редактировать изображение

Выужено из контекста

Хотя основные функции ментальной деятельно­сти, например восприятие и память, считаются связанными с эволюцией, а потому не зависящими от культуры, исследования ХХI в. продемонстриро­вали обратное. В частности, это показала исследо­вательская группа под руководством психолога Ри­чарда Нисбетта (Richard Nlsbett) из Мичиганского университета США. Водном широко цитируемом исследовании 2001 г. Такахико Масуда (Takahlko Masuda) и Нисбетт продемонстрировали американ­ским и японским респондентам видео с водным ми­ром с большими рыбами на переднем плане и ма­ленькими животными и растениями — на заднем. Позже респонденты должны были вспомнить по фо­тографии, видели ли они конкретную рыбу в этом фильме: при этом фон на фото был тотем же са­мым, что в видео, то совершенно отличным от ори­гинала. Японцы вспоминали намного лучше, чем аме­риканцы, когда фон оставался прежним: видимо, азиаты фиксируют общий контекст. Американцы, наоборот, гораздо лучше узнавали рыбу на другом фоне. Этот вывод соответствует допущению, что «интердепендентные» японцы видят сцены целост­но, а объекты—тесно связанными друг с другом.

двойной клик - редактировать изображение

(прим. вот здесь другая интерпретация: «Различие между «западным» и «восточным» восприятием реаль­ности, например, иллюстрируется результатами так называемого Мичиганского рыбного теста. Если продемонстрировать носителям различных культур данное изображение, то индивид с западным менталитетом увидит прежде всего группу рыб, их иерархию — са­мого крупного «главного» окуня и рыбок помельче.... Человек с вос­точным менталитетом увидит объемную картину, имеющую смысл: и сам пруд, и дно, и водоросли, и группу рыб — все объекты в их вза­имодействии и в их контекстном содержании» - Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. «Теория и технологии социальной деструкции (на приме­ре «цветных революций»)

Аналогичные результаты обнаруживаются и в сфере социального восприятия. Хорошо извест­ная ошибка нашего мышления — в том, что мы при оценке поведения других не в полной мере учиты­ваем соответствующий контекст, а также не видим причины этого в характеристиках действующе­го лица. Например, мы недовольны манерами не­дружелюбного официанта. При этом мы не заду­мываемся о том, что он может быть груб из-за того, что заведение переполнено, а его коллега сегодня не пришел. Эта тенденция оценивания называется фундаментальной ошибкой атрибуции. У западных людей она более ярко выражена, чем у коллективи­стов. Тут не нужна фантазия, чтобы представить, как легко эта разница может привести к недопони­манию или даже конфликтам между представите­лями разных культур.

Так же как мы смотрим на поведение других лю­дей сквозь призму своей личности, мы хотим, что­бы наши собственные решения расценивались непросто как выбор между несколькими вариан­тами, а как самовыражение. Индийский психолог Кришна Саванн (Krishna Savanl) предложил ин­тересную теорию. В 2010 г. он со своими коллега­ми сообщил, что индийцы по сравнению с амери­канцами реже интерпретируют свои повседневные действия как выбор, который им трудно сделать, и считаются менее персонально зависимыми. В этот ряд также можно поставить пример из иссле­дования Ким и Маркус: даже, казалось бы, триви­альный выбор карандаша осознается западными людьми как способ выразить свою личность.

Что мотивирует детей на лучшую успеваемость. Наша индивидуальность отражается и на моти­вации к успеваемости. Так полагаютученые Шина Айенгар (Sheena Iyengar) и Марк Леппер (Mark Lepper). утверждая, что американские дети более мотивированны, выполняя задачи, которые они сами себе выбрали, нежели тогда, когда их ставит кто-то другой (мама или посторонний человек). Дети азиатского происхождения, наоборот, более мотивированны, когда считают, что задача посту­пила от матери.

(Перевод: Е.С. Новоселова) В мире науки № 05-06 2016 г.

1.0x