«Большое спасибо, что заполнили мою анкету! В качестве небольшого вознаграждения вы можете выбрать один из этих карандашей», — говорит своему собеседнику, ожидающему самолет в аэропорту Сан-Франциско. Хижун Ким (Heejung Kim). Один карандаш— оранжевый, четыре других — зеленые. Какой карандаш выберет собеседник? На самом деле именно этот выбор интересует Ким намного больше, чем ответы на вопросы в анкете.
Среди выбравших оранжевый — 74% американцев и только 24% респондентов азиатского происхождения. Ким и ее наставник Хейзел Маркус (Hazel Markus) из Стэнфордского университета опубликовали исследование в 1999 г., и оно стало вехой в кросскультурной психологии. Сегодня эта дисциплина стала канонической, но еще в 70-х гг. прошлого века дела обстояли иначе. Наука о жизни и поведении человека должна обобщать, делать выводы, независящие от культуры. Это утверждение кажется сомнительным, когда обращаешь внимание на то, что более 90% всех психологических исследований проходят с участием респондентов, которых группа под руководством Йозефа Хенриха (Joseph Henrich) в своей работе 2010 г. обозначает аббревиатурой WEIRD (от англ. western—«западный», educated — «образованный». Industrialized — «индустриализованный», rich— «состоятельный». Democratic— «демократичный»: weird в пер. с англ. — «странный»). Однако эта группа представляет лишь 12% населения всего мира.
Еще в начале 1970-х гг. группа молодых психологов пыталась ответить на вопрос, выходят ли определенные психологические особенности за рамки отдельной культуры. В 1972 г. эти ученые основали Международную ассоциацию кросскультурной психологии (1АССР). Сегодня уже известно, что культурно-компаративные работы помогают понять определенные психологические феномены на более глубоком у ровне[…]
двойной клик - редактировать изображение
Выужено из контекста
Хотя основные функции ментальной деятельности, например восприятие и память, считаются связанными с эволюцией, а потому не зависящими от культуры, исследования ХХI в. продемонстрировали обратное. В частности, это показала исследовательская группа под руководством психолога Ричарда Нисбетта (Richard Nlsbett) из Мичиганского университета США. Водном широко цитируемом исследовании 2001 г. Такахико Масуда (Takahlko Masuda) и Нисбетт продемонстрировали американским и японским респондентам видео с водным миром с большими рыбами на переднем плане и маленькими животными и растениями — на заднем. Позже респонденты должны были вспомнить по фотографии, видели ли они конкретную рыбу в этом фильме: при этом фон на фото был тотем же самым, что в видео, то совершенно отличным от оригинала. Японцы вспоминали намного лучше, чем американцы, когда фон оставался прежним: видимо, азиаты фиксируют общий контекст. Американцы, наоборот, гораздо лучше узнавали рыбу на другом фоне. Этот вывод соответствует допущению, что «интердепендентные» японцы видят сцены целостно, а объекты—тесно связанными друг с другом.
двойной клик - редактировать изображение
(прим. вот здесь другая интерпретация: «Различие между «западным» и «восточным» восприятием реальности, например, иллюстрируется результатами так называемого Мичиганского рыбного теста. Если продемонстрировать носителям различных культур данное изображение, то индивид с западным менталитетом увидит прежде всего группу рыб, их иерархию — самого крупного «главного» окуня и рыбок помельче.... Человек с восточным менталитетом увидит объемную картину, имеющую смысл: и сам пруд, и дно, и водоросли, и группу рыб — все объекты в их взаимодействии и в их контекстном содержании» - Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. «Теория и технологии социальной деструкции (на примере «цветных революций»)
Аналогичные результаты обнаруживаются и в сфере социального восприятия. Хорошо известная ошибка нашего мышления — в том, что мы при оценке поведения других не в полной мере учитываем соответствующий контекст, а также не видим причины этого в характеристиках действующего лица. Например, мы недовольны манерами недружелюбного официанта. При этом мы не задумываемся о том, что он может быть груб из-за того, что заведение переполнено, а его коллега сегодня не пришел. Эта тенденция оценивания называется фундаментальной ошибкой атрибуции. У западных людей она более ярко выражена, чем у коллективистов. Тут не нужна фантазия, чтобы представить, как легко эта разница может привести к недопониманию или даже конфликтам между представителями разных культур.
Так же как мы смотрим на поведение других людей сквозь призму своей личности, мы хотим, чтобы наши собственные решения расценивались непросто как выбор между несколькими вариантами, а как самовыражение. Индийский психолог Кришна Саванн (Krishna Savanl) предложил интересную теорию. В 2010 г. он со своими коллегами сообщил, что индийцы по сравнению с американцами реже интерпретируют свои повседневные действия как выбор, который им трудно сделать, и считаются менее персонально зависимыми. В этот ряд также можно поставить пример из исследования Ким и Маркус: даже, казалось бы, тривиальный выбор карандаша осознается западными людьми как способ выразить свою личность.
Что мотивирует детей на лучшую успеваемость. Наша индивидуальность отражается и на мотивации к успеваемости. Так полагаютученые Шина Айенгар (Sheena Iyengar) и Марк Леппер (Mark Lepper). утверждая, что американские дети более мотивированны, выполняя задачи, которые они сами себе выбрали, нежели тогда, когда их ставит кто-то другой (мама или посторонний человек). Дети азиатского происхождения, наоборот, более мотивированны, когда считают, что задача поступила от матери.
(Перевод: Е.С. Новоселова) В мире науки № 05-06 2016 г.