Авторский блог Алексей Анпилогов 00:00 22 октября 2015

Украинский овраг

Поток новостей из Украины продолжает оставаться столь же безрадостным, как это и было весь прошлый год и начало года нынешнего. Да, конфликт на Донбассе в итоге перешёл в спящую, неактивную фазу — но текущее положение и дальнейшая судьба обломков Украины, даже в условиях наступившего временного затишья, продолжают выглядеть столь же жалкими и неопределёнными. Ни Донбасс, ни даже "огрызок" большой Украины никак не могут выстроить устойчивую мирную экономическую жизнь на своих территориях.

Поток новостей из Украины продолжает оставаться столь же безрадостным, как это и было весь прошлый год и начало года нынешнего. Да, конфликт на Донбассе в итоге перешёл в спящую, неактивную фазу — но текущее положение и дальнейшая судьба обломков Украины, даже в условиях наступившего временного затишья, продолжают выглядеть столь же жалкими и неопределёнными. Ни Донбасс, ни даже "огрызок" большой Украины никак не могут выстроить устойчивую мирную экономическую жизнь на своих территориях.

Вначале — о ситуации на Донбассе, на территории, которая в рамках Минского соглашения вроде как должна эволюционировать из "народных республик ЛНР и ДНР" в некие абстрактные территории "отдельных районов с особым статусом в рамках Украины". Что в рамках данного процесса на сегодняшний день сделано Донбассом и что ещё предстоит сделать Киеву? Не утруждая читателей массой деталей "минского плана", констатируем: Донбасс и Россия уже практически полностью выполнили свою часть соглашения, в то время как Киев к его выполнению практически не приступал, так и не приняв ни одного из законов, которые бы фиксировали особенности местного самоуправления на Донбассе, его конституционные права и вводили амнистию для участников донбасского восстания 2014 года. "Мирный процесс" трактуется Киевом как односторонняя сдача Россией и Донбассом всех своих позиций, финальным аккордом которого должна стать передача государственной границы в руки украинских пограничников и проведение выборов на Донбассе по украинским законам.

Именно с этим и связана чехарда последних заявлений донбасских политиков, которые сначала отменили выборы в октябре, потом перенесли их на март, затем на апрель, а в конце концов и вообще сделали дату выборов "неопределённой", наверное, устав от собственной словесной эквилибристики.

Однако "свято место пусто не бывает", и в момент длящегося, подвешенного состояния Донбасса между Киевом и Москвой, в рамках его фактического, полупризнанного и нелегального статуса, на просторы эфемерных уже "ЛНР" и "ДНР" происходит возвращение старой власти — не политическими, не военными, но экономическими методами. Бывшие "хозяева" Донбасса — олигархические кланы Ахметова, Ефремова, президента Януковича шаг за шагом переключают назад, на свои структуры, систему реальной власти в республиках.

При этом статус "серой", неопределённой зоны в "особых районах" Донбасса позволяет им проводить этот процесс без всякой оглядки на какие-то формальные законы или правила: последние, публичные конфликты в руководстве республик, уже напоминают какую-то феодальную вольницу, когда "армия Министерства ТЭК ЛНР" борется с "армией МГБ ЛНР", а в качестве третейского судьи привлекаются "подразделения прокуратуры ЛНР". А одновременно с этим — физическая добыча и торговля донбасским углём, стоящая в основе данного конфликта — медленно стагнирует и максимально переводится в бесконтрольный, нелегальный и непрозрачный режим, с максимизацией прибыли и с минимизацией всех расходов на безопасность или налоги.

Поэтому не надо удивляться, если завтра мы вдруг услышим, что Ахметов "является лучшим выбором донецкого народа", а Ефремов — "лучшим выбором луганского народа". Народ к этому не имеет никакого отношения, это процесс той самой реакции, которой оканчиваются многие революции.

А что же у нас с "лучшим выбором украинского народа"? Понятное дело, киевскому режиму совершенно не с руки участвовать в восстановлении и экономическом строительстве на Донбассе: после признания формального суверенитета Киева над Донецком и Луганском Киев с удовольствием отдаст дальнейшие разборки внутри территории в руки местных элит. Но могут ли киевские власти добиться чего-либо на своей собственной феодальной вотчине — от Днепропетровска и Харькова до Львова и Ужгорода?

И здесь картина столь же безрадостна, как и на Донбассе. По прогнозу Всемирного банка в 2015 году падение экономики Украины составит не менее 12% (в первых кварталах было и того больше — 15-16%). Несмотря на радикальное упрощение украинской экономики со времён СССР, даже такая сугубо аграрно-колониальная "держава", лишённая высокотехнологической передовой промышленности, не выдерживает конкуренции на мировом рынке. Для "рапсового и подсолнечного поля всей Европы" избыточными оказываются и дороги, и аэропорты, и столичный Киев да и все 35 миллионов оставшихся на Украине граждан. Лучшие из них могут поискать шансов в Европе или России, а всем оставшимся светит лишь постоянное прозябание и медленное умирание на задворках мирового развития.

И, понятное дело, никто в Европе или в США не собирается спасать уютный мир "маленького украинца". Западные шакалы и хищники, которые и являются основными держателями украинских долгов, а начиная с 2014 года и напрямую управляющие украинской "элитой", не оставят Украине ни одного шанса. Первый "звоночек" будущего процесса раздирания Украины на части уже прозвучал — страна не смогла 23 сентября рассчитаться по выплатам государственного долга, что уже к началу будущего года может вылиться в полноценный дефолт страны и невозможность привлечения капитала на период целого десятилетия.

Украинский овраг становится всё глубже, затягивая туда и Киев, и Донбасс.

1.0x