В четверг в Брюсселе завершились трёхсторонние переговоры по газовому транзиту между Россией, Украиной и Евросоюзом. Что интересно, все участники переговоров оценили краткие 40-минутные консультации достаточно позитивно, хотя вплоть до их самого начала позиции сторон казались если не противоположными, то уж точно — не соответствующими друг другу.
Как видится, причиной столь резкого разворота к «позитивной» повестке стал интересный момент: Россия по факту согласилась с энергетической политикой Евросоюза, однако достаточно успешно обратила её себе на пользу.
Напомним, ещё около десяти лет назад ЕС взял курс на максимальную диверсификацию импорта энергетических ресурсов в страны союза, одновременно решив обезопасить и транзитные пути, поставив оба эти вопроса в рамки так называемого Третьего энергопакета. Основной идеей этого подхода являлось максимальное внедрение рыночной конкуренции в тех аспектах, где ЕС мог влиять на политику производителей первичной энергии и транзитёров. В итоге это вылилось в массу различных, по сути нерыночных ограничений, которые якобы должны были обеспечить максимальную конкуренцию — например, транзитёрам энергии запрещалось резервировать более 50% своей транзитной мощности для единственного поставщика. Кстати, именно с таким ограничением столкнулся и «Газпром», пытаясь полностью загрузить своим газом немецкий газопровод Opal, в чём российскому монополисту было отказано.
Впрочем, как оказалось, Третий энергопакет имеет и свои чётко ограниченные пределы. Например, Россия отказалась внедрять его положения на своей суверенной территории, после чего ограничительные меры, применяемые Евросоюзом, фактически превратились в свою противоположность. «Газпром» по российскому законодательству остался фактическим монополистом по экспорту трубопроводного газа, никакие европейские компании доступа к российским месторождениям газа не получили, а злополучный Opal оказался не заполненным неким «альтернативным» газом, а просто полупустым — ведь его снабжал газом «Северный поток-1», монопольно используемый «Газпромом».
Ровно в такую же ловушку, как видится, попала и Украина, особенно — на фоне постоянного декларирования «скорого пути в Европу». Национальная транзитная система страны, знаменитая «украинская ГТС», сегодня пребывает в процессе болезненной трансформации. Под модным словом «анбандлинг» прячется ни что иное, как расчленение единой газовой системы Украины, из которой Евросоюз хочет забрать транзитную «трубу», оставив в распоряжении украинского газового оператора совершенно неинтересные Евросоюзу функции продажи природного газа ветшающей украинской промышленности и достаточно нищему, да ещё и сокращающемуся, населению Украины. А вот транзитные мощности, которые, кстати, до сих пор являются крупнейшими в Европе, ЕС хотел бы ввести под «зонтик» всё того же Третьего энергопакета, который стал практически фетишем в деле диверсификации поставок. Ну и передать транзитные мощности из монопольного украинского владения какой-нибудь «правильной» структуре, где непредсказуемое украинское государство будет иметь уже отнюдь не контрольный пакет.
Этой негласной «дорожной картой», судя по всему, и воспользовались представители России на прошедших консультациях. Действительно: если в качестве транзитёра украинскому «Нафтогазу» предстоит побыть каких-то год-два — так зачем говорить о каком-то «двадцатилетнем контракте»? А требование «качай или плати», которое успешно эксплуатировал «Нафтогаз» в своих прошлых исках к «Газпрому», и вовсе выглядит нонсенсом — извините, в рамках логики Третьего энергопакета всё решает рынок, а монопольный сговор между поставщиком газа и транзитёром в рамках такого требования противоречит духу и букве энергетической политики ЕС. Ну и наконец, о каких претензиях новой транзитной структуры на штрафы по решению Стокгольмского арбитража идёт речь? Это взаимоотношения «Газпрома» и «Нафтогаза», после пресловутого «анбалдинга» к новому транзитному оператору они никакого отношения иметь не будут.
Судя по всему, столкнувшись с такой железобетонной позицией России, украинские и европейские переговорщики действительно поняли, что наступили на свои собственные грабли. «Время до завершения контракта истекает», — прокомментировал результаты переговоров исполнительный директор группы «Нафтогаз» Юрий Витренко, — «Поэтому, к сожалению, нам нужно продолжать готовиться к прекращению транзита с 1 января 2020 года».
Действительно, транзитный контракт, да ещё и многолетний, да ещё и с правилами «качай или плати», вполне бы устроил Украину. В этом случае он бы действительно стал бесценным подарком для будущего европейского оператора, который через год-два бы «сел» на украинскую ГТС. Ещё бы — украинскими руками «напрячь» Россию к подписанию всех невыгодных положений, а потом бесплатно пользоваться их эффектом, рассказывая о том, что это «случилось до внедрения Третьего энергопакета». Однако, как видится, «Газпром» выбрал достаточно простую позицию: мы подождём и будем качать газ через Украину так, как нам удобно — и исключительно «явочным» порядком, по краткосрочным, чуть ли не месячным контрактам. А вы уж на своей стороне решайте, что вы через год-два будете делать с таким же «полупустым Opal-ом», в который вполне может превратиться вся украинская ГТС.