Когда на Ближнем Востоке шло мощное наступление ИГИЛ*, средства массовой информации активно называли эту структуру квазигосударством. Наверное, это был первый пример массового употребления данного термина политической и юридической теории. Несмотря на наличие у ИГИЛ обычных элементов государственности – территории, бюрократического аппарата и населения, пропагандисты подчёркивали, что этого недостаточно для признания политической структуры полноценным государством. Тут можно согласиться, так как для полноценной государственности необходим ещё и сущностный компонент, то есть властные институты должны быть наполнены определённым содержанием и служить определённой цели. А вот каким должно быть это содержание и имеет ли такое содержание украинское политическое образование, давайте разберёмся.
Ещё Блаженный Августин рассуждал по этому поводу – если на какой-то территории власть взяла шайка бандитов, то будет ли установленный ими порядок государственным? Ведь там имеется и население, и территория, и специфическая власть. Его ответ был категоричным – нет, бандитская структура не может быть государственной, так как цели бандитской шайки и государства принципиально разные. С тех пор этот пример стал хрестоматийным, хотя сторонники силовой концепции понимания государства и спорили на протяжении многих веков с Августином, утверждая, что государство – это просто самая сильная власть на определённой территории, поэтому нечего умствовать – даже «пиратское государство» является полноценным государством.
Если говорить несколько упрощённо, то современное либеральное понимание государства можно свести к следующему: государство – это организация публичной политической власти, которая обеспечивает правовую свободу. Подчинение всей государственной деятельности целям обеспечения прав человека и является тем содержательным качеством, которое, по мнению либералов, отличает государственную власть от деспотической. Если власть не обеспечивает правовую свободу личности и защищает какие-то иные ценности, то это уже не государственная власть, а власть, основанная на произволе – деспотия. В идеальном варианте, по мнению либералов, такая власть подлежит уничтожению. Не всегда это декларируется прямо, но под такими лозунгами США осуществили не одно военное вторжение.
Это крайняя форма определения государства, даже в какой-то мере радикальная по своему пренебрежению к неправовым ценностям альтруизма. Оно, по большому счёту, отрицает пресловутую самопринадлежность личности (право каждого человека исповедовать любые ценности и жить, как он считает нужным, если это не нарушает свободу других), отрицает право людей на свободный отказ от эгоизма, отрицает право граждан на создание государства, защищающего религию или светские ценности коллективизма. «Вы не можете жить для других, вы обязаны жить лишь для себя, никакого долга не существует», - говорят либералы. Ещё либералы говорят, что право – это фундамент государства, потому что оно значимо для всех. Но ведь можно привести примеры и таких обществ, в которых правовая свобода вообще не считается ценностью. Эти общества могут существовать, как вариант, исключительно для совместного исповедания той или иной религии. Политическая власть, созданная подобным объединением людей, будет защищать силой принуждения исповедуемые ценности, так как дискредитация этих ценностей может повлечь разрушение всей общности. В таких коллективах значимо для всех уже не право, а иные социальные институты, поэтому закладывание либералами в содержательный компонент государственности защиты права из-за его универсальной значимости хромает с точки зрения аргументации.
Существует и умеренное либеральное понятие государства, согласно которому государство – это организация власти, воплощающая фундаментальные принципы социокультуры, пресекающая отклоняющееся поведение и наряду с этими фундаментальными принципами защищающая права человека. Если властная организация защищает только неправовые ценности (религию, мораль и прочее), то это, и по мнению умеренных либералов, не государство, а деспотия.
Я считаю, что ценность права сильно преувеличена. Это всего лишь один из многих социальных институтов и далеко не самый эффективный. Тем более глупо преувеличивать значимость правового начала в тоталитарных структурах античности или европейского Средневековья, да и в современной Европе право – это скорее ширма, чем суть. Когда очень хочется, институт права там быстро отключается.
На мой взгляд, государство – это такая организация публичной политической власти, которая воплощает фундаментальные позитивные, жизнеутверждающие ценности социокультуры, пресекает отклоняющееся поведение и защищает социокультуру от внешнего вторжения.
Таким образом, из этого определения удалено указание на право как на исключительную ценность и добавлена содержательная характеристика принципов общества – они должны быть позитивными. Это определение государства, как мне кажется, является универсальным для всех типов государств от теократий до буржуазных республик, но из него при этом удаляются все деструктивные образования типа пиратских государств или террористических структур.
Что значит позитивность ценностей общества? Как известно, есть доминанты позитивные и доминанты негативные. Позитивные доминанты строятся вокруг созидания коллективного проекта, утверждают благость бытия. Носитель позитивной доминанты чётко знает не только против чего он, но и за что он. Такие доминанты не строятся вокруг образа врага, хотя и предполагают его наличие, но враг, скорее, это досадная неприятность, а вовсе не главный компонент такой системы ценностей. В негативной доминанте враг является системообразующим фактором. Носитель негативной доминанты не желает ничего строить, он желает лишь уничтожить врага, и это желание часто сочетается с отвращением к миру. Враг может быть персонифицирован, но врагами могут быть объявлены тотально все, кто не входит этнос-носитель негативной доминанты.
Народы, бравшие знамя негативной доминанты, были проклятием для самих себя и для своих соседей.
В начале нашей эры в Палестине и Сирии появились первые христианские общины, выросшие позднее в Византию, и почти одновременно на севере континента пришли в движение свирепые германские племена. Имеет смысл сравнить результаты жизнедеятельности этих исторических реальностей, начавших свой старт почти одновременно. Христианская Византия просуществовала более одиннадцати веков от основания Константинополя и оставила после себя грандиозное культурное наследие – обогатила мир христианством, сохранила и передала другим народам достижения античности, многими народами были заимствованы византийская архитектурная и иконописная традиции, кодекс Юстиниана в том или ином виде используется до сих пор, и это далеко не всё. Что осталось от свевов, готов, вандалов и ещё десятков германских племен? Они не просуществовали и половины срока, отведённого Византии, и сгорели в огне войны, не оставив ничего. Вандалы вообще вошли в историю как феномен бессмысленного уничтожения культурных ценностей. По плодам их узнаете их…
Если для христиан Бог есть любовь, то для воинственных германцев богом была война. Германцы тоже принимали христианство, но тяжело и поверхностно. Они искали лишь военного торжества над противником и видели врагов всюду, их принципом была война против всех, война всех со всеми. Древние христиане не отрицали войну, но видели в ней крайнюю необходимость, у них не было концепции священной войны, а ратники, убивавшие врагов на поле брани, не должны были допускаться к причастию три года. Плоды позитивной и негативной доминант в данном случае очевидны.
В XV веке чехи-гуситы выдвинули лозунг «бей немцев». Доминанта хорошая, но недостаточная. Этого хватило только для того, чтобы стать кошмаром для Германии, Австрии и Венгрии, но не для построения устойчивого государства или создания плодов высокой культуры. В итоге это привело лишь к многовековой бойне и череде смут, по итогам которых численность чехов упала с трёх миллионов человек до семисот тысяч, и остатки чешского народа отошли к Австрии.
Таких примеров можно привести много. Идеология, построенная лишь на ненависти к врагу, оставляет после себя только пепел.
Негативный характер идеологии бандеровской Украины отмечен всеми, и это давно уже стало общим местом, аксиомой. Галиция не знает, что именно она хочет построить и куда идёт, но она точно знает, что хочет уничтожить Россию. Ирина Фарион хорошо сформулировала всю суть Галиции, разросшейся до размеров всей Украины: «У нас есть один путь — уничтожить Москву. Ради этого и живём. Ради этого и пришли в этот мир, чтобы уничтожить Москву. Необходимо уничтожить не просто москаля на наших землях, а черную дыру европейской безопасности».
Это негативная доминанта в чистом виде, как она есть. Так и хочется спросить: «А если бы не было России, то зачем тогда Украина? Если вы добьётесь-таки своего и уничтожите Москву, что будете делать дальше?». Очевидно, ответов на эти вопросы и не предполагается, так как Галиция готова умереть вместе с Москвой и даже знает точно, что победить Москву она сможет, только сгинув сама – с меньшим напряжением и меньшей жертвенностью просто не победишь такого противника. Отсюда и нежелание разрабатывать какие-то позитивные проекты на будущее, нежелание что-то строить и даже шире – что-то или кого-то любить. Отсюда отношение к собственному народу как к хворосту, который можно забрасывать в топку войны – ведь у этого народа нет никакого будущего, он не нужен для будущего, будущее – это отсутствующая категория в системе понятий негативной доминанты – впереди только смерть в пламени войны. Создавая антисоветские мифы об отношении большевиков к народу как к материалу, эти бандеровцы/власовцы скорее наделяли большевиков собственной кровожадностью.
Поэтому, умирая в исступлении и увлекая свой народ в смерть, они ликуют сейчас – сбылась их вековая мечта.
Даже гимн Украины рисует образ погибающей в сражении страны, окруженной врагами, которые должны сгинуть, а вместе с ними должен сгинуть и весь украинский народ. Нет ни слова любви к своей стране, есть лишь слова ненависти к врагу. Можно сравнить с гимном России, который сплошь является славословием стране - «священной», «любимой», «хранимой Богом», устремленной в «грядущие года», где «широкий простор для мечты и для жизни». И уж тем более в этом гимне нет ни слова о врагах, как не было их и в гимне СССР, поющимся о построении нового общества через сплочение братских народов вокруг Великой Руси.
С малых лет перед украинскими детьми рисуется образ больной, искалеченной, погибающей в борьбе, агрессивной страны, воюющей со всем светом, как те древние германцы. И всё это усугубляется отрицанием славного совместного прошлого с Россией, а это уже акт предательства самих себя. Предатель подсознательно всегда помнит про своё отречение, и это деформирует психику предателя, превращая человека в нежить.
Социокультура, построенная не на созидании светлого будущего, а на отрицании России, на отрицании прошлого, обеспечивает духовное воспроизводство психотипа садиста и убийцы. Манкурт не может быть иным. Зверства бандеровцев в сороковых годах прошлого века вовсе не случайны. И такой психотип выковывался в Галиции с четырнадцатого столетия, когда она подпала под власть Польши и отреклась от православия, переходя в униатство. Следует обратить внимание, что история не знает выходцев из Галиции, сделавших карьеру в Польше или Австро-Венгрии, потому что там они были людьми третьего сорта. История не знает выходцев из Галиции, создавших что-нибудь значимое на ниве культуры, потому что психопат и убийца не может творить – гений и злодейство, гений и предательство несовместимы. Сколько гениев, государственных деятелей дала Украина, прилепленная к России, та Украина, которая себя не предавала? Вопрос риторический – перечень славных украинских фамилий от канцлера Безбородко и Гоголя до маршала Рыбалко и режиссёра Довженко необъятен. Галиция не сохранила ничего из древнерусского архитектурного наследия, хотя владимирские, суздальские и новгородские древнерусские соборы стоят до сих пор в России. Отрываясь от своей матери, Украина превращается в одержимую бесами дурочку, в злую гадюку, которая существует лишь для того, чтобы впиться в ногу врагу и умереть.
В недавнем нашумевшем пропагандистском ролике, где девушка в национальном украинском одеянии перерезает горло русскому солдату, как раз весьма удачно изображена эта бесноватая дурочка Украина-Галиция.
Не знаю, говорили об этом или нет, но это один в один образ Полудницы. Режиссёр видео наверняка думал, что он рисует образ мирной крестьянки, символизирующей Украину, уставшей от насилия и обратившейся от мирного труда к войне, но он и не подозревал, что достаёт из глубин своего сознания образ демона.
Полудница народных мифов является в облике молодой женщины в белых одеждах с венком на голове и с серпом в руке. В разгар страды она настигает крестьян, забалтывает их сладкими речами и убивает. Как любой демон, она не стремится показать свою суть, иначе от неё убегут, но старается прельстить внешней красотой и велеречивостью.
Но суть её мерзостна.
Весьма символично, что галичане обращаются к языческим образам, отражающим антихристианскую суть их идеологии.
Россия и донецкие повстанцы не устроили на территории Украины ни одного теракта, не убивали общественных деятелей, офицеров, не взрывали дома. Галиция, захватившая Украину, убивала в республиках направо и налево, плодила террористические людоедские ячейки на территории России, в 2020 году направила в Белоруссию тысячи праворадикалов для организации протестов, стала базой для самой токсичной антирусской пропаганды во всех соцсетях, для телефонного терроризма и мошенничества.
Имеющая в основе своей ценностной парадигмы негативную доминанту, Украина не может считаться государством, это террористическое квазигосударство, отравляющее существование всем своим соседям. Как раковая опухоль, она пускает метастазы распада далеко за свои границы. Украина подлежит ликвидации как политическое образование, но только как политическое образование. Семь республик под протекторатом России на месте бывшей Украины будет в самый раз – с запретом бандеровской идеологии, с запретом любой символики, относящейся к бывшему государству, со взятием под контроль России образовательного процесса в школах и ВУЗах. Шанс на нормальную государственность был использован Украиной неудачно.
Очищенная от галицийских бесов и вернувшаяся в лоно своей матери, Украина перестанет быть кровожадной Полудницей, и над пространством, где «небо голубее, и земля зеленее», вновь зазвучат её полные любви дивные песни.
*террористическая организация, запрещенная в РФ