Происходящее на Украине ужасает. Конфликт затягивается и перерастает в открытое и кровавое противостояние.
Нет никакого сомнения, что это обострение инициируется западными странами и рассчитано не столько на защиту майданной Украины, сколько на ослабление России, которая не может стоять в стороне от происходящих событий.
Украинская карта с самого начала разыгрывалась именно с этим расчетом. Она наверняка продумывалась как изначально, так и в процессе развертывания Майдана и пост-Майдана в пользу различных вариантов: мягкого - с плавным переходом новой Украины на откровенно антироссийские позиции, и наиболее радикального, который, вполне вероятно, начал разыгрываться сейчас - с вовлечением России в масштабный локальный конфликт, с объявлением ее агрессором, с расширением санкций и установлением классического кольца блокады по всем направлениям. Украина - это ловушка для России, это своего рода новое Сараево, которое, как и сто лет назад способно привести Россию и мир в целом на край гибели. В последнее время многие пишут со страхом о возможности Третьей мировой войны. И она на самом деле теоретически возможна, поскольку Запад готов на все в проталкивании своих интересов, поскольку он мыслит уже за пределами хваленой рациональности и не способен к целостному анализу сложившейся ситуации. Запад играет со спичками, поджигая Украину, надеясь на то, что пожар перекинется на Россию, не понимая при этом того, что в современном мире наши дома стоят слишком близко друг к другу, не понимая того, что неосторожное обращение с огнем может быть чревато и для самой Европы и США.
Наша же проблема состоит в том, что в стороне стоять мы не можем. Мы не можем смотреть на то, как пожар разгорается под нашими окнами. При этом, к такому вовлечению в серьезное противостояние со всем западным миром мы не готовы, как бы ни размахивали шапками горячие патриотические головы. Не готовы не столько духовно, сколько политически, экономически, ресурсно. Наша попытка вырвать спички из рук безумцев красива, эстетична и предсказуемо безрезультатна.
Поэтому дело здесь не столько в экономических аспектах такого противостояния, о чем было сказано и написано в последнее время немало. Дело не в нашей крепости. Народ у нас крепкий и к затягиванию поясов привычен. Да, мы можем быть отброшены технологически на 30 лет назад. Но и это не проблема, при надлежащей постановке дела вопросы эти относительно решаемы.
Проблема в другом, в том, что украинский кризис показал порочность всей нашей внешней политики в последние десятилетия. То же ночное обсуждение со второго на третье мая в Совбезе ООН показывает, что у России нет союзников, что она находится в одиночестве, что она горда, благородна, но бессильна. Горделивое "у России нет иных союзников, кроме армии и флота", оборачивается абсолютным одиночеством на международной арене, оборачивается ситуацией, когда вокруг нет союзников, способных помочь нам в тушении пожара, изъятии спичек и усмирении любителей огненных забав.
На мой взгляд, не следует себя тешить иллюзиями в отношении Китая. Стратегически, с точки зрения собственных, китайских интересов, он также заинтересован в ослаблении России. Наш конфликт с Западом, без победного исхода, в вялотекущей и изнуряющей как Запад, так и Россию форме Китаю выгоден.
У нас нет никакого блока со странами, не отличающимися особой близостью с Западом антизападной коалиции, у нас нет никакого противовеса Европе и США. У нас нет никакой внятной международной стратегии жизни вне ориентации на Запад, мы психологически не готовы к тому, что из сложившейся ситуации нам вряд ли удастся выйти победителями. Моральная победа - не в счет, у нас их было достаточно в истории, и все они не принесли нам никаких ощутимых бонусов в глазах мирового сообщества. Мы все ждем, в том числе и в эти месяцы, что Запад будет поражен нашей моральной чистотой, а надо заниматься прагматичной работой по созданию отходных путей, вариантов выхода из сложившейся ситуации.
Все эти выходы в любом случае будут не столь радостны и помпезны, как нам прочила отечественная пропаганда. Нам придется поступиться принципами, мечтами последних недель о Новороссии и отступить на заданные позиции. Перегруппироваться, собраться силами, все-таки обрасти союзниками и отыграть все то, что мы реально не способны отыграть в настоящий момент дипломатическим, и уж тем более недопустимым военным путем.
Мы должны и можем добиться определенных результатов по локализации разжигаемого пожара, но погасить пламя в одиночку мы не в силах. Пора в этом признаться.
Все эти дни нам только и говорили о реванше, о возрождении, но на самом деле перед нами вовсе не реванш и не возрождение, перед нами лишь долгая дорога к возвращению на мировую арену в качестве сильного и авторитетного политического игрока.
И пусть лучше оно начнется с Бородино, с последующим Тарутинским маневром, чем с Сараево. Потому что после украинского Сараево 2014 года уже вообще больше ничего не может быть.