Сообщество «Оборонное сознание» 00:00 3 декабря 2015

Удар по ИГИЛ из СИЗО №405

Расточая заслуженные хвалы нашим военным, восхищаясь новейшими крылатыми ракетами, почему-то никто не вспоминает о том, что один из главных создателей этого уникального оружия, Юрий Лас­точкин, сидит сегодня в тюрьме, приговоренный к 8,5 годам колонии по обвинению во взятке и растрате. Именно Ласточкин в Рыбинске, на принадлежавшем ему тогда НПО "Рыбинские моторы", которое он получил фактически "мёртвым", которое он восстановил и оснастил самым современным оборудованием, разработал и запустил в серию уникальный двигатель для крылатых ракет, ударивших так оглушительно не только по террористам в Сирии, но и по сознанию наших "партнёров" от Киева до Вашингтона.

"20 ноября российские корабли в Каспии выпустили еще 18 крылатых ракет и поразили семь объектов "Исламского государства" в Сирии", — доложил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу президенту РФ Владимиру Путину как главнокомандующему ВС. По его словам, крылатые ракеты в ходе операции были запущены из акваторий Средиземного и Каспийского морей на расстояние до 1500 км…

Расточая заслуженные хвалы нашим военным, восхищаясь новейшими крылатыми ракетами, почему-то никто не вспоминает о том, что один из главных создателей этого уникального оружия, Юрий Лас­точкин, сидит сегодня в тюрьме, приговоренный к 8,5 годам колонии по обвинению во взятке и растрате. Именно Ласточкин в Рыбинске, на принадлежавшем ему тогда НПО "Рыбинские моторы", которое он получил фактически "мёртвым", которое он восстановил и оснастил самым современным оборудованием, разработал и запустил в серию уникальный двигатель для крылатых ракет, ударивших так оглушительно не только по террористам в Сирии, но и по сознанию наших "партнёров" от Киева до Вашингтона.

В это трудно поверить, но стратегическую крылатую ракету полетной массой около 1 300 кг со скоростью 850 км/час (0,7 М) несёт "движок" размером с дорожную сумку, который без труда могут поднять два человека (доля массы ТРДД в нагрузке масс ракеты — всего 6%).

Вслед за этим чудо-двигателем Ласточкин в инициативном порядке начал разрабатывать ещё более уникальный двигатель для крылатых ракет, который должен был по своему КПД и простоте изготовления на порядок удешевить производство крылатых ракет и сделать это высокоточное оружие из сверхдорого утилитарным. Но — не успел…

Сначала у Ласточкина отобрали завод, отрезав госзаказ на эти самые двигатели, а затем "обрезали" кредитные линии, по которым он расплачивался за кредит, взятый на модернизацию завода, во что, кстати, были вложены и все его собственные деньги!

Ласточкину пришлось объявить НПО банкротом и "передать" завод новым "смотрящим", прибывшим из Москвы, но он всё равно остался в городе, став его мэром. Видимо, это тоже не устраивало новых хозяев, ждавших от Ласточкина какого-то подвоха, поэтому была разыграна классическая "активка" с "занесением" денег. И вот теперь этот уникальный специалист, которому мы обязаны грозной славой "Калибра", сидит в тюрьме, а все лавры присвоили себе совершенно другие люди, не имеющие никакого отношения к его созданию!

Так, может быть, в Кремле кто-нибудь вспомнит о судьбе рыбинского узника? Может быть, стоит проявить если не милосердие и гуманизм, то хотя бы справедливость по отношению к этому незаурядному человеку?

Сегодня мы даём слово самому Юрию Ласточкину. Через своего адоката он передал нам письмо с рассказом о том, как создавался "Калибр".

"Собственного производства двигателей для крылатых ракет в России не было. Всё советское время они серийно производились на Украине (Мотор-Сич), так называемое "Изделие 95". Все крылатые ракеты СССР были оснащены только украинскими двигателями. Поэтому всё двигательное производство в России пришлось создавать с нуля на базе двух разработок — это изделие "36" ОМКБМ (Омск), РКБМ (Сатурн) изд "64". Сначала, в течение 4 лет, мы создали стендовую базу, цеха для обработки моноколёс, специальное производство, отдельную сборку, обучили сотни людей, создали кооперацию по этим изделиям, приобрели десятки единиц высокоточного оборудования, пригласили уникальных специалистов, которых пришлось собирать по всей стране.

Работа была очень напряжённая, очень сильным было сопротивление "коллег" из Украины, которые откровенно не хотели, чтобы у России появился собственный двигатель для крылатых ракет и имели очень сильные позиции в заказывающем управлении МО РФ того времени. Помогла принципиальная позиция разработчиков ракет — это "Радуга" (Дубна) (И.С. Селезнёв) и ОКБЛ "Новатор" (Екатеринбург). Нам было понятно, что рано или поздно этот вид оружия станет критически востребованным, а это значит, что нужен отечественный двигатель. И здесь тоже помог случай. В 2000 году на "Сатурн" приехал Владимир Путин, и в специальной части визита я доложил ему, что дело создания российского двигателя для КР идёт медленно потому, что главная проблема — это проукраинская позиция в заказывающем ракетном управлении МО РФ. На что Путин ответил коротко: " Адреса? Явки? Будем мочить!". Сначала подумалось — шутит. Но по тому, как изменились лица свиты — профильного вице-премьера Клебанова и главы тогдашнего Роскосмоса Коптева — стало понятно, что результат от этой "беседы" будет. Так и случилось. Любителям горилки и сала пришлось освободить кресла — и дело сдвинулось с мёртвой точки.

Почему мы взялись за ракету "Калибр" и сделали это практически без государственного финансирования? Просто мы понимали стратегическую важность отечественных крылатых ракет в структуре вооружения армии будущего. На проект "Калибра" мы вышли в процессе создания двигателя. В течение нескольких лет за счёт прибыли завода и денег заказчика было создано ещё одно спецпроизводство, стендовая база, центры обслуживания изделий на базах ВВС МО. На это было истрачено несколько сотен миллионов тогдашних рублей. Если перевести в сегодняшние цены, то это примерно 15-20 млрд. рублей, не меньше. Для нас это был вызов, и вызов принципиальный — решить в короткий срок сложную задачу, собрать людей и ресурсы и создать принципиально новую ракету. И это было сделано. За решение этой задачи завод получил благодарность президента РФ, многие сотрудники — госнаграды и звания.

Но не менее важным, чем создание "Калибра" стала ремоторизация ракет Х-555 и запуск Х-101 с нашим российским двигателем. Это намного важнее, хотя "Калибр", конечно, эффектен. Пишу коротко, штрихами — история эта на самом деле интересная и большая. И я этим горжусь, как и коллеги, с которыми мы работали над проектами. Поздравлять коллектив с успехом специально приехал главком ВВС В.С. Михайлов, который сильно помогал созданию семейства этих изделий. Государственную комиссию по приёмке двигателей на вооружение возглавлял генерал-майор Бармин, заместитель главкома по вооружению того времени, талантливый военный администратор! Люди над выполнением этой задачи работали очень собранно и ответственно, понимали, зачем это нужно. И сегодня, когда я вижу старты "калибров" по целям в Сирии, то понимаю, что мы трудились не зря…

С уважением, Юрий Ласточкин".

На фото: изделие Х-101

1.0x