"ЗАВТРА". Елена Николаевна, что для вас справедливость? Отличается ли понятие справедливости для вас как для матери, для жены, для учителя?
Елена ВОВЧУК. Для меня понятие справедливости остаётся величиной постоянной. Для матери, жены, человека, учителя — понятие справедливости одно и то же. Наверное, оно близко к тому, как это определяется в словаре Даля. Справедливый человек — это тот, кто поступает по совести и по правде.
Самые справедливые члены нашего общества — дети. Потому что справедливость — врождённое качество. Оно есть у всех, как и чувство совести. Когда дети приходят в школу, то здесь уже всё зависит от нас, учителей, как мы будем вести себя. Порой мы поступаем не по совести в ситуациях, которые нам кажутся незначительными, а для детей эти моменты огромны. И когда они видят несправедливость, у них чувство справедливости притупляется.
"ЗАВТРА". Может, это самосохранение?
Елена ВОВЧУК. Да, остро реагировать на все жизненные моменты не всегда полезно. Но ведь одновременно затихает и совесть. У педагога основное правило, как и у врача — не навреди. Если мы не можем воспитать чувство справедливости в человеке, то хотя бы существующее у него не надо вытравливать, попирать, способствовать тому, чтобы это чувство притуплялось. Например, ты здесь поступил справедливо, а вот в том случае можно и по-другому поступить.
Получается, что ребёнок, приходя в школу, это чувство справедливости приносит, а потом, глядя на поступки других, его теряет? Так кто же в школе пример плохой подаёт?
Прежде всего, учитель. Любимое выражение детей в старших классах (когда школьник уже может сформулировать мысль и выразить в слове свою реакцию) "вы поступили несправедливо". А первоклассник этого сделать не может — высказать свою мысль — и начинает недолюбливать школу, учителей, которые поступили несправедливо. Порой говорят, что дети — существа жестокие. Я с этим категорически не согласна. Если они совершают жестокие или неблагодарные поступки, то это, прежде всего, следствие наших поступков. Они — зеркало нашей справедливости.
Мы в пресс-центре нашей гимназии проводили круглый стол "Совесть, как она есть". Участвовали дети, писатели, ветераны войны… Дети 6-7 классов (12-13 лет) — как раз возраст, когда происходит ломка многих понятий, пересмотр их. И мнения детей разделились в ответе на вопрос "какому человеку легче жить — имеющему совесть или тому, кто её не имеет". Одни сказали: да, тем жить легче, кто не имеет совести. Другие: нет, им жить тяжелее, потому что последствия поступков могут аукнуться.
А когда мы опрашивали первоклассников, у них никаких других мнений — только по совести надо поступать. И те, и другие приводили примеры из своей жизни… И это подтверждает мысль, что дети в школе, попадая в соответствующую среду, со временем начинают к ней приспосабливаться, и все противоречия отражаются на их взглядах.
"ЗАВТРА". А вы не считаете, что уменьшение справедливости в обществе — это результат того, что уроков литературы, которая в классическом варианте — вся о нравственности, стало меньше?
Елена ВОВЧУК. Действительно, вся русская литература — это уроки нравственности. Уроки помогают поддержать те установки на справедливость, которые у детей есть от рождения. Они, читая произведения, понимают, что добро должно побеждать. И справедливость — это хорошо. Совестливый человек может состояться в обществе. Порой через страдания. Но тем слаще победа. И самое главное — человек, душа его, — может состояться в вечности, а не только в этом мире. Но ведь об этом в школе вообще не говорят. Человек пришёл в этот мир — зачем? Школьнику не объясняют сам смысл бытия. Хотя сейчас попытки это сформулировать есть. Даже многострадальные "Основы православной культуры", которые наконец-то ввели в начальной школе, практически не проводятся, а зачастую их заменяют уроками математики или русского языка.
Федеральный государственный стандарт предполагает, что ребёнок на каждом уроке должен понять, зачем он учится, зачем он изучает данное правило, пригодится ли ему это в жизни. Несомненно, всё это необходимо. Но главный-то вопрос когда он будет решать? Кто ему поможет понять: сама-то жизнь для чего? Этот вопрос в школе не обсуждается совсем. И порой, когда разговор заходит о справедливости, некоторые дети вообще не понимают, о чём идёт речь. Слово "совесть" в старших классах может даже вызвать улыбку.
"ЗАВТРА". Но вы сказали, что младшие школьники считают справедливость необходимостью. Они забывают к старшим классам? Сумма знаний убивает нравственность в современной школе?
Елена ВОВЧУК. Забывают. Это чувство надо поддерживать. Возьмите недавний случай, когда мальчик-отличник застрелил учителя географии. Ведь он наверняка считал, что восстанавливает некую справедливость. Действовал он жестоко — даже добил свою жертву контрольным выстрелом в голову на глазах одноклассников. Тысячи моих коллег-учителей в недоумении пожимают плечами, другие тысячи крутят у виска — свихнулся, мол, мальчишка. Но есть неожиданное мнение, услышанное мной от родителей нынешних школьников, что всё это не случайно, что многие старшеклассники приходят домой озлобленные, взвинченные, того и гляди, что-нибудь такое сотворят. И родителям стоит большого труда "отвлечь" их от скверных мыслей и убийственных выводов. Так всё-таки, кто же виноват? И может ли повториться трагедия?
Это нынешний Родион Раскольников — восставший из праха человек-зверь. Это вызов современной системе образования, убивающей в людях "живинку" и прикалывающей самою душу, как высушенное насекомое, как экспонат, в страшный перечень мёртвой рутинной схоластики, называемой обучением.
То есть сегодня школа в целом — фактор раздражающий. И даже более раздражающий, чем ранее. Сейчас гораздо больше нагрузка на учащихся в старших классах, дети панически боятся ЕГЭ. Он висит, как дамоклов меч и над учителем. А если учитель нервный, напряжённый, это и на учеников, несомненно, влияет.
Кроме того, в обществе царит социальная несправедливость, и дети это видят. У них своеобразный выбор: если буду поступать по справедливости, стану жертвой. А если не по справедливости, то, возможно, обрету свой "путь наверх". Сейчас вектор нашего образования направлен на то, что всякий может стать хозяином положения. Но хозяин положения всегда один. Причём каждый хочет им стать. Интересы сталкиваются, отсюда агрессия, неудовлетворённость каждого своей участью.
И в школе, в семье, в государстве должна вестись работа, чтобы человек понимал: если он по своим способностям идёт работать на завод, то это большая для него честь и удача. Ему необязательно становиться менеджером или юристом — именно там он может оказаться в положении жертвы, а на заводе он будет хозяином своего положения, в нём будут нуждаться. Вот чем должна заниматься школа — воспитывать, внушать, что человек может состояться независимо от того, закончил он престижный вуз или нет. Что статус человека предполагает прежде всего служение Родине и заботу о её процветании.
"ЗАВТРА". Случалось ли вам вынужденно поступать несправедливо, не испытывали ли вы потом угрызения совести?
Елена ВОВЧУК. Конечно. Как у каждого человека, у меня всякое бывало. Например, я понимаю, что ученик болел, поэтому не выполнил задание, но я ему ставлю плохую отметку. Это, быть может, несправедливо. Но педагогический регламент и требования иногда не позволяют мне поступить иначе…
Я думаю так. Пусть дети ошибаются. Когда говорят. Когда спорят. Когда учатся. Когда растут. Пусть и мы ошибаемся. Когда их любим. Когда им прощаем. Когда им помогаем. Но нельзя ошибиться в том единственном прыжке через пропасть, когда мы их наказываем. Промах здесь равен падению. В страшной и тёмной пещере под именем "наказание" необходимо сразу обозначить выходы. Они непременно должны открыться яркими вспышками света. Если этого не происходит в течение нескольких минут, доверительность ребёнка захлопывается, как сундучок, и открыть её заново педагогу удаётся с великим трудом и очень нескоро. А иному — и никогда. Отсюда — "трудные" подростки и "трудная" профессия учителя.
Я думаю, что наше, исконно русское, понятие справедливости, это — поступай всегда по совести. А сегодня у либералов так: я поступаю, как хочу, а вы поступайте по совести, и мне от этого будет хорошо.
"ЗАВТРА". Сейчас ведётся перекрёстное воспитание. Мы воспитываем традиционно: не обмани, не возжелай, помоги, не укради. И либералы плодами нашего воспитания в людях пользуются. То есть мы воспитываем для них в том числе. А они воспитывают своих детей: укради, возжелай, обмани. И этими плодами вынужденно пользуемся мы, потому что они так воспитывают для нас.
Елена ВОВЧУК. Это понятие не справедливости, а удобства.
"ЗАВТРА". А вам ощущение справедливости мешает как матери: чем более развитым будет у ребёнка чувство справедливости, тем тяжелее ему придётся в жизни? Как учителю: ученики не смогут состояться?
Елена ВОВЧУК. Да, сейчас у нас в стране нет такой справедливости, как хотелось бы, и социальной справедливости, в частности. Но я как человек православный убеждена, что мы поставлены в такие условия, в которых нам надлежит быть. И это с объективной точки зрения справедливо. Субъективно же рассуждая, мы можем несколько изменять эти условия. В своих детях мне, как матери, отрадно видеть присутствие совести, стремление к справедливости, ведь и мне самой когда-то придётся опереться на их плечи.
У меня такая теория: дети — не просто наше отдалённое будущее, но наше ближайшее завтра. И если большинство из нынешних подростков, благодаря педагогическим усилиям моих коллег и других граждан, будет поступать по совести, то и государство не далее как завтра станет справедливым. Справедливости станет больше, чем сейчас. Не все понимают, что начинать надо именно с системы образования. Пока власти копошатся с реформами в этой сфере, завтра в общество придут воспитанные сегодня. И всё, что мы задумывали вчера, в ближайшем будущем может быть сметено. Поэтому всегда надо работать только на завтра.
"ЗАВТРА". Советская система образования воспитывала всех одинаково, воспитывала в людях совесть, справедливость, но та же система дала и Чубайса, и Гайдара, и Абрамовича.
Елена ВОВЧУК. Поздняя советская система скорее не воспитывала, а пыталась воспитывать. Двойная мораль, двойные стандарты и привели к непреодолимому расслоению общества. Ведь все они: гайдары, чубайсы, абрамовичи, — тоже декларировали, что восстанавливают справедливость. Но время показало, что они манипулировали сознанием людей и большую ложь выдавали за большую правду.
Сейчас в школе идут внешние реформы, а нужно менять всю внутреннюю систему, начиная от введения в практику уроков нравственности. Конечно, чтобы каждый педагог понимал: я провожу классный час не только потому, что мне платят за классное руководство. И вот ещё о справедливости: в Москве за классное руководство платят 6 тысяч, а в регионах 2500. Что же, классное руководство в регионах меньше требует квалификации или сил, чем в Москве? Разве это справедливо? Давайте хотя бы здесь порядок наведём: чтобы учителя по всей России получали одинаково. Учитель должен понимать, что его труд вообще не поддаётся оценке, что труд этот стратегически ценен. Это же он производит "завтра" страны!
"ЗАВТРА". Дети тянутся к какому учителю: справедливому или к тому, кто им потакает?
Елена ВОВЧУК. Конечно, к справедливому. Даже если он строгий, но справедливо строг, дети это чувствуют. Справедливый тот, по мнению детей, у кого нет любимчиков. К таким тянутся. Тянутся и к учителю, которому не страшно задать любой вопрос. Можно спросить о чём угодно, и ты не будешь осмеян, тебя не унизят, не отмахнутся. Этого они порой и дома не имеют — внимания и понимания.
"ЗАВТРА". Родители этого чувства справедливости в детях жаждут или опасаются?
Елена ВОВЧУК. Многие нынешние родители — продукт перестройки. Им не с чем сравнить: что было, что стало. Их жизнь — погоня за рублём: дача, машина — самое главное для ребёнка. И ради ребёнка они за всем этим гонятся, а ребёнка-то и теряют в этой погоне.
Школе должно помогать общество, как в советское время, когда приходили шефы с завода, приходили писатели. Этого сейчас очень мало в школьной практике. Дети думают, что профессия — это только то, кем работают мама и папа.
В нашу гимназию приходил академик Шамиль Гимбатович Алиев, известный конструктор торпедного оружия. Он потратил три часа своего драгоценного времени, чтобы просто поговорить с детьми. Не назидать, не наставлять, а просто поговорить. И на детей это произвело сильнейшее впечатление, они до сих пор спрашивают: а когда к нам опять придёт Шамиль Гимбатович?
Некоторые учителя по своей инициативе приглашают активистов из числа родителей учеников, чтобы те рассказали что-то школьникам. Но такая работа должна вестись на государственном уровне. Чтобы были у школ предприятия-шефы, готовые с ними общаться, помогать. И тогда дети, может быть, захотят пойти работать на завод, откуда к ним приходил рабочий и рассказывал о своём предприятии.
"ЗАВТРА". Но мы видим, что страны, которые себя ведут несправедливо, процветают. Не является ли это примером, что надо попирать справедливость, и будешь процветать?
Елена ВОВЧУК. Это временно.
"ЗАВТРА". Но и жизнь временна.
Елена ВОВЧУК. Именно. Наша жизнь — это жизнь и наших предков, и наших потомков…Она не отдельна. И когда человек начнёт это понимать, его жизнь поменяется. Он поймёт, что от него будущее зависит.
У нас в гимназии выступала ветеран войны — зенитчица Раиса Александровна Исаева. Она спросила: "Как вы считаете, какие страны поступают по совести, а какие нет?" И дети сразу сказали: США поступают несправедливо. Детей не обманешь!
К слову сказать, в школе не рекомендовано говорить о событиях на Украине. Но учитель же человек. И он может высказывать своё мнение, потому что если он говорит лишь то, что дидактически прописано, дети ему перестают доверять. Я считаю, что любой урок — это сорок пять минут правды. Смотрите, как просто — нужен правдивый рассказ о мире, мироздании, миропонимании. Будь то математика или история, биология или рисование, физика или русский язык, учитель должен донести до ребёнка не просто информацию на заданную тему, но правду, как он её понимает. Самое страшное в процессе обучения — это насильственное кормление ребёнка испорченной, перебродившей, слежавшейся информацией, которую и сам учитель не решился отведать. И давно в неё не верит, но почему-то настоятельно, ложку за ложкой, пихает эту "размазню" в души детей. Им ничего не остаётся, как только сопротивляться…
И надо как можно ранее привлекать детей к общественной работе. Помните, мы в своё время, будучи школьниками, помогали шефам — работали на заводе, на фабрике. И чувствовали свою пользу. Пусть маленькое дело, но конкретное. А сегодня кажется, что мы растим какое-то "безмускульное" поколение.
Детям обязательно надо показывать светлые стороны нашего общества. У нас есть учёные, есть художники, есть герои. Надо, чтобы дети их знали. Это трудная, кропотливая работа, не менее трудная, чем обучать математике. Но учитель должен постараться показать своим воспитанникам как можно больше светлого в людях, вовремя познакомить их с лучшими из людей. Не случайно слово "лучшее" близко по звучанию к слову "луч". Да осветит же этот тонкий лучик тёмные стороны нашей действительности. Да пойдёт же по этому лучу заплутавший подросток!
А родители порой боятся: вот я буду ему светлое показывать, а он выйдет в жизнь, где всё чёрное. Но в том-то и парадокс, что дети выйдут в ту жизнь, которую они сами и сотворят.
"ЗАВТРА". Родители хотят воспитать так, чтобы ребёнок не стал пищей для алчных, а хотят, чтобы другие воспитывали по справедливости, с пониманием праведности. То есть сам воспитаю приспособленца, а мне пусть воспитают благородных людей. Но родители должны руководствоваться принципом: если не я, то кто же? Если я не воспитаю достойного гражданина, то кто же?
Елена ВОВЧУК. Конечно. Сегодня дети учатся в 11-м классе, а завтра сами станут родителями. И уже они сами будут воспитывать. Получается, что пока мы думаем, как воспитывать этих, они уже начинают воспитывать своих. И нужно понимать: ничего не проходит зря. Чем больше порядочности воспитаешь ты, с тем большей порядочностью столкнёшься в обществе. Даже на примере класса это видно: ты заложил им в 5-м классе основы, и они через несколько лет прорастают.
Думается, у нас положение всё-таки лучше, чем в Европе, даже при всей несправедливости. Потому что генетически чувство доброго, светлого в нас от рождения заложено. Думаю, здесь играют роль и православие, и наша литература… И ещё — существует что-то необъяснимое в нас, такое, что ничем не истребить и не вытравить. Наверное, это и есть загадка русской души.
"ЗАВТРА". Работа в школе — это ваше служение, долг, обязанность или вам это интересно?
Елена ВОВЧУК. Меня волнует душа ребёнка как завтрашнего взрослого. Мне интересно это "завтра" создавать своими руками. Скорее всего, работа учителя — это служение, которому нет равных.
Материал подготовила Екатерина ГЛУШИК
Фото: Елена Вовчук со своими учениками на уроке