Авторский блог Любовь Черемошкина 23:02 28 октября 2020

Учитель не нужен?

о проблемах российского образования

Хаотизация образовательных процессов и агоническое бездействие педагогической элиты заставляют заявить о необходимости национально ориентированного образования. Сознание школьников и направленность их личностей меняются катастрофически для будущего России. Это понимают и руководители, и рядовые учителя. Тем очевиднее необходимость остановить разрушительные процессы, нарастающие в образовательном пространстве. Школьная действительность наряду с семейным укладом составляет тот бытийный пласт, который формирует ребёнка как личность. Образ жизни ребёнка — это активность, которая одухотворена и означена его целями, то, что ребёнок созидает, творит и совершает. Деятельность и реализующий её субъект неразрывны. Для педагогической теории и практики воспитания это должно быть аксиомой: созидающий человек созидает, прежде всего, самого себя. А что представляет собой взаимодействие ребёнка с современным миром с точки зрения формирования его сознания? Какое влияние оказывает на его интеллект современная школа? Является ли воспитание основной задачей школы или побочным "продуктом" подготовки к ЕГЭ?

Стоит в очередной раз напомнить, что упрощённое понимание образования (образование как обучение), которое начинает доминировать в основополагающих документах в 90-е гг. прошлого века, не изжито до сих пор. Ущербность мышления реформаторов привела к закономерной подмене понятий: вместо содержания образования широко и настойчиво обсуждаются формы обучения, навязывается и стимулируется дистанционная передача "знаний". Качество образования трактуется через количество электронных взаимодействий учителя и ученика, учителя и родителей, преподавателя и студента. Это неминуемо привело к разрушению учебно-воспитательного процесса в средней и высшей школе. Школа уже перестала выполнять функции обучения — передачи знаний, формирования умений и навыков. Об этом красноречиво свидетельствует практика привлечения репетиторов начиная с младших классов. Школа не выполняет функцию воспитания и не может её выполнять на должном уровне в условиях действия формулы: образование есть услуга. Школа на практике не ставит задачу развития личности, не понимает того, что есть развитие личности. Различного рода декларации не в счёт: реформаторы, как правило, подразумевают под развитием личности её социализацию. Двухуровневая модель высшей школы уничтожила высшее профессиональное образование. Высшее образование ещё сохраняется, но перестало быть высшим профессиональным.

Крайне важно принять параметры наиболее желаемых для безопасности, сохранения и развития России образовательных результатов. Другими словами, необходима новая теория образования, ориентированного на сохранение и развитие нации, с обязательной необходимостью предполагающая методологию процессов воспитания, обучения и развития для формирования нравственно зрелой личности, готовой к социально ответственному созидающему поведению. Теория национально ориентированного образования должна вбирать концепцию новой дидактики; концепцию воспитания в условиях кардинально изменившегося бытийного пласта жизни детей и взрослых, концепцию развития интеллекта школьников и студентов.

Совершенно очевидно, что нужна новая концепция обучения с обязательным анализом значимости классических дидактических принципов. Реально-виртуальная среда обитания заставляет пересматривать принципы современного обучения с тем, чтобы виртуальный мир не вытеснял реальную действительность и не угрожал ей. Формирование адекватной картины происходящего в условиях нарастания хаосогенных процессов, с одной стороны, и виртуализации и глобализации — с другой, представляется наиболее злободневной проблемой. Жизненно необходима концепция воспитания в эпоху доминирования либерально-попустительского отношения к поведению школьников и студентов. В настоящее время взаимодействие детей и родителей, учеников и учителей строится на приоритете прав ребёнка над его обязанностями. Это приводит к усугублению кризисных процессов в обществе.

Причины отхода от чёткой постановки задач воспитания ясны: сильная и великая Россия нужна исключительно нам — русско-российскому народу. Поэтому школа ушла от обсуждения вопросов справедливости и несправедливости, закона и беззакония, добра и зла, правды, истины и лжи. Педагоги и психологи знают, что чем чаще будут обсуждаться какие-либо патологические формы социального существования, тем вероятнее будут стираться границы между нормой и ненормой. Это будет отражаться на поведенческом уровне, ибо общепринятых регуляторов нет, а их место занимают субъективные представления ребёнка о правилах поведения, впитавшего примеры эгоизма, индивидуализма, агрессивности, распущенности, льющиеся из всех СМИ. Уничтожение поведенческих ограничений через доминирование прав ребёнка над его обязанностями приводит к неуправляемости социальных процессов, иначе говоря, к утрате ценностей коллективизма и взаимопомощи, значимости родовых корней и родственных связей.

Отсутствие нравственной доминанты вследствие трактовки образования как услуги усугубляется размыванием единого фундамента знаний. Это связано с явной тенденцией перехода на точку зрения, что якобы именно так живет демократическое общество. Многообразие точек зрения без опоры, без нравственных ценностей ведёт к отрицанию единства взглядов. Приведение разных позиций к одному общему, объединяющему и лежащему в основе той или иной системы взглядов, становится невозможным.

Именно это сейчас происходит с пересмотром взглядов на причины и итоги Великой Отечественной войны, которую теперь чаще стали называть Второй мировой. Для русско-российского народа война 1941–1945 гг. навсегда останется Великой Отечественной, в которой победил советский народ. И никакого "плюрализма" мнений по этому поводу не должно быть! Но если допустить в школу с десяток учебников с различной трактовкой авторами неоспоримой победы нашего народа в этой чудовищной войне, то, что будем иметь на выходе? Либеральный разум, как известно, призывает к онтологической поверхностности, к безразличию к проблеме истины, ибо она претендует на подозрительную исключительность. В этом смысле истина даже менее демократична, чем противостоящие ей ложь, заблуждения и предрассудки, потому что их много и они могут до бесконечности конкурировать в пространстве плюральности. А истина-то одна, по крайней мере — в этом вопросе: советский народ ценой неимоверных усилий одержал победу над немецко-фашистскими захватчиками. Эту истину разные круги пытаются не допустить в пространство обсуждений, ибо она перевешивает любые разглагольствования вокруг этой темы. Но если человек способен отбросить даже такую неоспоримую истину, значит, он готов "презреть и растерзать весь мир".

Множественность трактовки истины приводит к необходимости формирования толерантности. Социологи, политологи, психологи, философы активно употребляют этот термин для обозначения "продвинутости" субъекта общения; иногда толерантность выдают за личностную зрелость. Безусловно, зрелая личность терпимее относится к иному мнению и поведению, если это не противоречит моральным принципам. Но моральные принципы ребёнка должны быть сначала сформированы. Это означает наличие ограничений, наличие не только прав, но и обязанностей.

В настоящее время задача эта является труднореализуемой, ибо подходов к формированию нравственно цельной личности в условиях социальной вседозволенности нет и быть не может. Но управлять формированием сознания и самосознания ребёнка необходимо, поэтому нужны теории системного характера на основе ценностей, исконно присущих русскому-российскому народу. В русском национальном характере никогда не было терпимости к социальным порокам и духовным отклонениям. Интуитивно русский народ и раньше, и ныне не принимал и отвергал безбрежную толерантность, ибо был уверен, что разрушение вечных моральных норм и культурных традиций уничтожит ценности национальной идентичности. Однако избирательная толерантность, в первую очередь к духовным отклонениям и социальным порокам, продолжает разоружать и педагогическое сообщество, и детей, и родителей.

Национально ориентированное образование тем более актуально в условиях, когда большинству становится ясно, что существуют политические силы с чёткой стратегией превращения общества в совокупность индивидуумов с гражданской безответственностью. Наше общество должно превратиться в совокупность особей с жаждой наживы любой ценой, готовых предать национальные интересы и святыни. Широко транслируемые примеры морально патологического характера имеют своей конечной задачей превратить безнравственное поведение в норму. От терпимости к социальным отклонениям и несоблюдению моральных принципов отдельным человеком до принятия отклонений экономического, социально-политического и культурного порядка — один шаг.

В последнее время активизировался дискурс о том, что такое свобода личности. Очевидно, что ребёнок, не отягощённый убеждениями об ответственности, мучительно и с трудом постигает её смысл. В деятельностном плане нет короче и правильнее пути, нежели стимулирование самостоятельности мышления ребёнка при решении любой встающей перед ним проблемы. Смысл ответственности постигается ребёнком через разъяснения необходимости ограничений его поведения. Понимание ребёнком необходимости ограничений обусловлено инстинктом самосохранения, а затем и требованиями деятельности, даже если это игра. Следование правилам, забота, жертвенность, самоограничения ради ближнего — основы ответственного поведения. Именно таким образом строилась народная педагогика с древнейших времен и до наших дней: совместная деятельность детей и взрослых, труд, взаимопомощь, коллективизм. Врастая в систему прав и обязанностей, ребёнок познает сущность социальной, гражданской и национальной ответственности.

Но что может и должно выступать регулятором формирования прав и обязанностей личности? Ценностные ориентиры, принятые в обществе и государстве. Иного пути создать теорию и выстроить практику воспитания в качестве основы национально ориентированного образования не существует. Итак, государственная идеология — это основополагающий шаг на пути создания теории и практики образования, направленного на сохранение и развитие России. Нужны ли ценностные ориентиры каждому конкретному человеку? Духовные потребности и духовные способности превращают человека в личность, а без идеалов и смыслов он перестанет быть человеком. Непонятное большинству населения реформирование системы образования закономерно совпало с подменой духовных абсолютов далеко не возвышенными свойствами человеческой натуры. Власть денег оказалась тотальной и в сфере образования.

Если образование — услуга, то учителя и преподаватели обязаны зарабатывать. Успешным будет считаться тот, кто способен привлечь дополнительные деньги. Денежные потоки будут расти, если предоставляемые услуги разнообразны, а для этого необходимо наделить учеников и студентов правом выбора предметов и курсов. Хорошим считается тот учитель, который не получает претензий от родителей из-за низких оценок их детям. Если ученик не понял правило и не справился с задачей, его можно направить за разъяснениями в МЭШ, и так далее.

В чём же сущность образовательной услуги? Извратить образование и обесценить все основные его ценности: знания, авторитет учителя и преподавателя, тёплую социально-психологическую атмосферу в учебном заведении, профессионально важные качества руководителя, параметры педагогической деятельности, нацеленной на формирование личности? Но при этом много говорят о свободе личности — например, о свободе ребёнка от труда, который рассматривается как нечто пагубное, как эксплуатация. Это привело к дистанцированию всех участников образовательного процесса от норм и правил поведения; к свободному демонстрированию через Интернет издевательств над учителями, одноклассниками, использованию сниженной лексики не только школьниками, но и учителями…

Получается, что современный российский либерализм перекроил вековые устои отечественной школы в образцы поведения человека, свободного от любых форм ответственности: перед страной, перед её историей и культурой, перед нацией. Надо признать, что архитекторы "обновления" России немало преуспели в навязывании нам толерантности, чувства вины и неполноценности. Любой здравый вопрос, касающийся целей и задач реформирования образовательной системы (зачем ломать исправно функционирующий образовательный механизм, что прорывного дают бакалавриат и магистратура вместо специалитета, почему и для кого ЕГЭ лучше традиционных экзаменов и т.д.), приравнивался к недальновидному поведению, желанию возвратить тоталитаризм и клеймился как агрессивность и "совковость". Что в результате имеем?

Репетиторство в его распространившихся масштабах разрушает базовые принципы существования школы. Большинство родителей вынуждены нанимать репетиторов вне зависимости от того, в столичной или сельской школе учится их ребёнок; репетиторство процветает в начальных, средних и старших классах и по всем предметам. Школа превратилась в организацию, пригодную лишь для того, чтобы на какое-то время отвлечь ребёнка от компьютерной игры и организовать ЕГЭ. Знания школьники получают от репетиторов, а о воспитании и целенаправленном развитии и речи нет. Создаётся ощущение, что педагогическое сообщество игнорирует реальность или демонстрирует полное безразличие к ней, не допуская даже мысли о возможности изменения сложившихся "правил" школьной и вузовской жизни.

Первоочередной задачей в процессе разработки теории национально ориентированного образования должно быть обсуждение целей, принципов и содержания образования. Анализ существующих учебников, стандартов и программ должен совершаться на основе и через призму ценностных ориентаций, исконно присущих нашему народу. Введение новых форм обучения и улучшение условий образования должны способствовать раскрытию предмета обсуждения, а не подменять его. Содержание образования первично — методики его преподнесения и условия их реализации вторичны. Инверсии или подмены обсуждаемых сущностей быть не должно. Главенствующая роль нравственных ценностей в жизни и деятельности гражданина России должна быть закреплена в Конституции. Государственная идеология должна стать системообразующим фактором национально ориентированного образования. Воспитать личность в безнравственной среде невозможно.

1.0x