Авторский блог Александр Кутейкин 06:08 6 ноября 2016

Учитель! Не ешь сам сахар!

О необходимости,прежде чем учить,научиться самому.

Учитель! Не ешь сам сахар!

( Об искусстве учения )

Виктору Степанову.

"Сейте разумное,доброе,вечное!

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ. (Н.А.Некрасов)

Сечас я расскажу одну индийскую притчу,которая в своё время произвела на меня неизгладимое впечатление. Давайте ей вначале послушаем,а потом трансформируеи её мораль на наши печальные реалии. Печальные по самой мягкой характеристике. Итак.

Мальчик одной индийской мамы настолько любил сахар,что у него появились проблемы со здоровьем. Причём настолько серьёзные,что мама решила сводить его к Учителю. Надо сказать,что Учитель в Индии что-то вроде гуру. Его слово настолько значимо ,особенно для простых людей,что к нему обращаются по самым разным вопросам. Здесь,видимо,имеет место то ПЕРВОЕ гиппократовсое,что великий врачеватель называл СЛОВОМ. Слово лечит,слово и калечит.

Выслушав маму,Учитель,малость подумав,попросил их придти через неделю. Когда они пришли через неделю,то учитель,извинившись,попросил ещё одну неделю. На третий раз,учитель подозвал мальчика,положил ему руку на голову и проикновенно сказал - "Мальчик,не ешь больше сахар!" И сказал маме,что они могут быть свободны.

Удивлённая женщина вышла с мальчиком за дверь,но тут же,уже одна,вернулась к Учителю. ""Учитель,сказала она, - но вы же это могли сказать ему и в первый раз". "Нет,сказал Учитель, дело в том,что я сам тогда любил сахар". Сколько раз мне приходилось пересказывать эту притчу другим,концовка её приводила слушателей в какое-то изумлённое состояние. Ещё не понимая суть притчи до конца,люди ухватывали её высокий смысл тем шестым чувством,что называют интуицией.

Казалось бы,притча адресуется только к учителям. Да,но учитель в массовом сознании сразу ассоциируется со школой. На самом деле,"учитель" - настолько широкое,ёмкое понятие,что редко кого можно отнети к неучителям. Каждый новый второклашка,которому я в тысячный раз объясняю,почему нельзя делить число на ноль,является для меня своеобразным учителем. Объясняя - я,благодаря ему, нахожу в своих рассуждениях какой-то новый нюанс,какой-то новый поворот в течении моей мысли к поиску ответа на поставленную задачу.

Пожалуй,настал тот момент,когда результат моих 15-летних поисков можно поведать свету. Прошу не улыбаться прежде времени. Поспрашивайте вначале,и не только учащихся - сколько будет - "один" разделить на "ноль". Типичные ответы "один" или "ноль". В то время,как правильным ответом будет - "число на ноль делить нельзя". Так второклашкам сказали в школе. Но не объяснили почему. Вот оттого и получается путаница в голове.

Рисую типичную встречу с учениками. Допустим,их двое. Я - третий. Выяснив,что они не могут объяснить,почему нельзя делить на ноль,я выясняю их желание узнать,почему же нельзя этого делать. Передаю беседу.

Я. Нас трое?

Они. Да!

Я. Три - число?

Они. Да.

Я. Представим себе,что вот там (указываю на чистое и удобное место ) лежат 6 яблоков.

Они. Представили.

Я. Шесть число?

Они. Да.

Я. Давайте делить яблоки на нас троих. По сколько достанется каждому?

Они. По два.

Я. Правильно. Забираем яблоки каждому по два. Деление состоялось?

Они. Да.

Я. Заметили,что мы делили число на число и получили число? И яблоков на том месте,где они лежали,не стало?

Они. Да,заметили.

Я. А теперь возвращаем все 6 яблоков на место и исчезаем не только мы,но и все,кто хотел бы эти яблоки между собой поделить. Можете себе это представить?

Они.Да,можем.

Я. На кого теперь можно делить яблоки?

Они. Ни на кого.

Я. Значит,яблоки отанутся на месте?

Они. Да.

Я. Значит,деление нелья провести?

Они. Да,нельзя.

Я. Значит,на ноль делить нельзя?

Они. Нельзя.

Я. Тогда почему вы делили?

Они. Молчание.

Отвечу за них. Потому что им во втором классе не объяснили вот таким образом,с использованием русско-шаталовского метода,с использованиенм ОПОРНЫХ сигналов. Их надо использовать везде,в том числе и при изучении классики, того же толстовского романа "Войны и мира". Выбери только из всей толщи 5-7 опорных сцен. И они временем сложатся во весь роман.

Например, раненого на Аустерлице князя Андрея Балконского,глядящего угасающими глазами в синее бесконечное небо. О чём-то думающего,ведь? О чём? Какого мальчишку или девчонку не проймёт эта пронзительная по воздействию на душу сцена. Человек умирает. И когда эти мальчишки и девчонки дойдут до Михаила Светлова,то учитель среди объяснеия материала включит вот эту песню. (см. Приложение). И связь времён у них останется правдивой и честной,а не той,что порушена до такой степени,что хоть волком вой.

Стыдно,господа жидовствующие всех мастей! То,что вы уже натворили и продожаете творить сейчас не спасёт Россию,а погубит её. Учитель в широчайшем смысле! "Изыди сеяти семена твоя!" (Библия). "Сеятель знанья на ниву народную,/Почву находишь ты что ли бесплодную?/Худы ль твои семена?/ Робок ли сердцем,слаб ли ты силами?/Труд награждается всходами хилыми! Доброго мало зерна!"(Некрасов).

Но вернёмся к арифметике. Я считаю,что уже во втором классе надо подвести детей к очевидной мысли,что Ноль не Число. Нет ноля пальцев на руке. Скажут,но ноль слонов-то в классе есть. Братцы! Вам-то взрослым интриганам,я легко докажу,что уже одно упоминание о слонах вызвало их образ в классе и какое-то количество слонов на НУЛЕВОМ УРОВНЕ (ноль с плюсиком) в классе появилось. А Ноль-не цыфра - есть величайшая тайна человеческая и Бытия,которую невозможно ни исчислить,ни представить даже. Это - та же Бесконечность. Только в микро. Геометрически - это ТОЧКА,не имеющая размеров. Поди - исчисли их.

Сказать дитю во втором классе и объяснить хотя бы высказанным способом,что НОЛЬ НЕ ЧИСЛО,это значит привести его к мысли,что число нельзя делить на ноль,на нечисло. И даже в глубокой старости на вопрос "сколько будет один разделить на ноль",он не только скажет,что на ноль не делят,но и скажет почему. Потому что Нуль не число,а число на нечисло делить как можно??? Делят подобное только на подобное. Число на число.

Слышу ещё голос одного интригана. Но один на ноль будет бесконечность. Вот таких со школ всех мастей надо гнать взашей. Потому что принцип от простого к сложному является основополагающим принципом Бытия. Скажу здесь и давно говоримое - математический Ноль в философском осмыслении ведёт нас к истинному Богу - Духу Святаму. Присутствующему и в православном Символе Веры. Богопознание никто никогда не отменит. И любые догматы тоже подвержены тлену Времени. Бояться этого - ВЕЛИЧАЙШИЙ грех жизни. Тлен надо заменять на истинное=живое.

Приложение.

Звезды девятнадцатого года
Музыка: М. Зиф Слова: М. Светлов

Ночь стоит у взорванного моста.
Конница запуталась во мгле.
Парень, презирающий удобства,
Умирает на сырой земле.

Теплая полтавская погода
Стынет на запекшихся губах.
Звезды девятнадцатого года
Потухают в молодых глазах.

Он еще вздохнет, застонет еле,
Повернется набок и умрет.
И к нему в простреленной шинели
Тихая пехота подойдет.

Юношу стального поколенья
Похоронят посреди дорог,
Чтоб в Москве еще живущий Ленин
На него рассчитывать не мог.

Девушки ночами пишут письма,
Почтальоны ходят по земле,
Чтобы шла по далям живописным
Молодость в единственном числе.


Ночь стоит у взорванного моста.
Конница запуталась во мгле.
Парень, презирающий удобства,
Умирает на сырой земле.


1977

1.0x