На Пятнадцатых этических чтениях знакомлюсь с учителем русского языка и литературы Светланой Николаевной Бабичевой из БОУ г. Омска «Гимназия № 84». А помогает в поиске интересного собеседника и редактора, по сути, организатор этого крупного мероприятия Светлана Петровна Баранцева, специалист епархиального отдела религиозного образования и катехизации, волонтёр. Здорово умеет методист и «универсальный солдат просвещения» создать атмосферу рабочую и непринуждённую одновременно. Наработанное с годами мастерство, как говорится, не растеряешь. Деловито увлекаясь людьми и организаторской деятельностью, она не забывает ни о ком. Чем-то они похожи, кстати, эти две Светланы – благим упорством, состоятельностью и невероятной чуткостью.
Приятный в общении человек Светлана Николаевна признаётся, что объектив камеры недолюбливает, зато поговорить о жизни, людях и любимом деле – это запросто. Искренне и открыто, как на свежем воздухе и при свете костра.
– У нас много талантливых детей, – начинает Светлана Николаевна, вытаскивая из сумки толстый литературно-художественный альманах «Лира». – Среди них поэты, прозаики, художники. Издавать тяжело, устаёшь от чисто механической работы. Но когда глядишь в сверкающие глаза ребёнка, то понимаешь, что трудишься не зря.
Взвешиваю альманах в руках – тяжёлая книжка. Двести семьдесят страниц. Попробуй издай литературный сборник без ущерба для основной работы – подготовки, скажем, к занятиям. Необходимо писать планы основательно, развёрнуто, готовиться к урокам тщательно, да ещё и заниматься подготовкой старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ. Составление альманаха – труд колоссальный. Я-то знаю, сам являюсь руководителем литературного издания «Бульвар Зелёный», правда, не редактирую, а помогаю с рекламой. Отбор текстов, редактура, взаимодействие с авторами и редколлегией – затратная работа. Одному человеку не справиться, это как пить дать. Команда, наверное, у Светланы Николаевны толковая и помогает в считанное время выпустить каждый новый альманах в срок.
Детей, чьи работы публиковались в «Лире», Светлана Николаевна помнит поимённо. О работе каждого отзывается с трепетом – для неё будто нет творчески слабых кадров или сильных. Приятно просто говорить о литературном творчестве и не давать оценку мастерству. Наше дело – рассмотреть, поправить, опубликовать, а сильная работа или слабая – покажет время.
– Этот номер альманаха издан благодаря спонсорской помощи родителей наших учеников, за что администрация гимназии и редакционная коллегия «Лиры» выражают им искреннюю признательность, – рассказывает издатель и учитель из БОУ г. Омска «Гимназия № 84». – В этом сборнике творческие работы учеников Бондарчук Галины Михайловны, Буделёвой Оксаны Васильевны, Бужеря Ларисы Александровны, Дроздовой Елены Владимировны, Литвиненко Валентины Васильевны, Лихачёвой Татьяны Антоновны, Коваль Людмилы Семёновны, Колмаковой Раисы Ивановны, Мамонтовой Валентины Алексеевны, Кочетовой Лидии Генриховны, Митькиной Ирины Юрьевны, Пинко Анны Ивановны, Поминовой Любови Геннадьевны, Синяковой Елены Фёдоровны, Скворцовой Светланы Павловны, Таскаевой Людмилы Аркадьевны, Третьяковой Елены Александровны, Чиботарь Натальи Юрьевны, которые поддерживают творческие начинания учеников и способствуют их развитию.
В рубриках, отмеченных названиями «Души прекрасные порывы», «Гимн чести, мужеству и славе» и «Родительской дом – начало начал», печатается большое количество авторов. Перечислять всех – дело неблагодарное, стоит лишь сказать, что к созданию сборника прилагаются немалые усилия. Работа проводится практически в свободное время. Лично мне нравится многое из напечатанного.
– Отдельное слово признательности – Коноваловой Елене Николаевне, – говорит издатель, – неизменному техническому редактору нашего альманаха, за огромный труд по подготовке материалов к печати.
Помню, как мы выпускаем наш альманах «Вольный лист», ругаемся, конечно. Ошибка там на ошибке. Виним редактора и корректора – Ивана Сергеевича Тарана и коллегу Игоря Сергеевича Федоровского, должно быть, грамотного человека и корреспондента к тому же из газеты «Красный путь». Но ошибок много, и вскоре технический редактор сообщает, что работы ещё немало.
Работаю в школе, тоже издаю, как Светлана Николаевна Бабичева, тоже на коммерческой основе. Спонсорами выступают сами авторы – никуда не денешься, бюджет семьи неприкосновенен. А раньше ведь мы вкладывали деньги сами – в любимое хобби.
Этот выпуск «Лиры» особенный, как подчёркивает учитель-издатель, поскольку вышел он накануне 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В Омске колонна Бессмертного полка прошла в рамках парада Победы 9 мая 2015 года. Отрадно, что семьи учеников БОУ «Гимназия № 84» стали участниками этой всероссийской акции. А на страницах альманаха редколлегия разместила данные о родственниках гимназистов – тех людях, чьи судьбы неразрывно связаны с событиями 1941 – 1945 годов. Память – священная дань защитникам нашего Отечества. Сберечь эту память, сохранить связь поколений – наша общая обязанность. Дети, внуки и правнуки должны понимать цену мира и помнить о тех людях, которые не щадили своих жизней за счастливое будущее потомков. Спасибо всем, кто откликнулся на призыв увековечить имена своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек на страницах альманаха.
С «Лирой» сотрудничает омская поэтесса Андринская Татьяна Николаевна. Учителя и ученики гимназии дружат с этим талантливым человеком добрые пять лет, и от её стихов детские души наполняются светом и состраданием, милосердием и жизнелюбием.
Светлане Николаевне задаю вопросы: интересно, как она выпускает столь объёмный сборник.
– Кому пришла в голову идея издавать альманах?
– В 2005 году, работая заместителем директора в лицее №137, я предложила коллегам издавать сборник творческих работ школьников. До этого у нас были попытки вести рукописные альбомы с лучшими детскими сочинениями. Идея нашла поддержку у директора лицея - Гусевой Анны Васильевны, а также у учителей начальных классов и филологов. С тех пор и началась история «Жемчужинок» – сборника, который издаётся в лицее по сей день. Радостно отметить, что в 2007 году альманах стал дипломантом всероссийского конкурса школьной прессы «Больше изданий хороших и разных», редколлегия ездила в Москву на церемонию награждения. «Жемчужинки» – сборник, открытый для публикации работ как учеников лицея №137, так и для ребят из других школ города. До 2013 года мы размещали в нём сочинения наших гимназистов, а потом решили, что пора нам обзавестись своим «детищем», заручились поддержкой директора гимназии Горшенко Ларисы Ивановны и организовали литературно-творческое объединение «Лира». Наша цель — дать возможность детям и взрослым реализовать свой творческий потенциал. Проблема развития творческих способностей сегодня считается глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию, а креативность – одно из необходимых условий развития личностного потенциала человека.
– Кто входит в вашу команду?
– Сегодня редакционный совет «Лиры» – это замечательный союз единомышленников, людей творческих, увлечённых своей профессией, неравнодушных к судьбам своих воспитанников. Синякова Елена Фёдоровна и Литвиненко Валентина Васильевна, Бондарчук Галина Михайловна и Пинко Анна Ивановна, Медведева Оксана Васильевна и Коновалова Елена Николаевна – все вместе мы создаём уникальный в своём роде литературно-художественный альманах, на страницах которого можно найти как первые литературные опыты первоклассников, так и лирические строки без пяти минут выпускников гимназии. Среди авторов найдёте наших выпускников, учителей, сотрудников гимназии. Нашими активными помощниками являются и учителя начальной школы, умеющие вдохновлять малышей на создание сказок и загадок, отзывов о поездках и рассказов о любимых питомцах...
– Есть ли талантливые дети действительно?
– Каждый ребёнок по-своему талантлив… Вспомните высказывание: «В каждом ребёнке солнце, только дайте ему светить!» Педагоги, психологи, лингвисты по-разному относятся к детскому творчеству. Одни считают, что дети от природы поэты и художники, и не надо мешать им развиваться свободно. По мнению других, поощрять детское сочинительство – значит растить графоманов. Учителям нашей гимназии близка позиция В.А. Сухомлинского, который был убежден в том, что благодаря словотворчеству дети становятся чувствительны к тончайшим средствам влияния – к слову и красоте. «Убогость слова, – говорил он, – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной и эстетической «толстокожести». Помимо того что альманах позволяет развивать творческие способности и речевую культуру школьников, издание его значительно расширяет кругозор ребенка, так как вводит его в сложную, специфическую атмосферу издательской деятельности. Участвуя в подготовке шаблона для верстки, дети лучше узнают компьютерную технику, возможности издательских программ... Правила орфографии и пунктуации, до этого бывшие «темой урока», обретают повседневную актуальность... Чужой опыт стихосложения, сочинительства или журналистского творчества - такой до этого отвлеченный и даже скучный – становится понятным и захватывающе интересным процессом. Мы не преследуем цели вырастить из авторов нашего альманаха писателей и журналистов, главное, чтобы из них выросли хорошие люди, неравнодушные к красоте нашего языка. Название альманаха и эпиграф («...чувства добрые я лирой пробуждал». А.С.Пушкин) не случайны. Всё содержимое сборника направлено на формирование нравственных качеств личности.
– Сколько разделов в альманахе?
– В альманахе представлено 10 разделов:
«Край родной, навек любимый» (о любимых местах родного города, сибирского края, о любви к малой родине),
«Как прекрасен этот мир! Посмотри!» (о красоте природы, окружающего мира),
«Гимн чести, мужеству и славе...» (об участниках войн),
«Родительский дом – начало начал» (о членах семей наших учеников, семейных традициях и увлечениях),
«Школьный калейдоскоп» (о любимых уроках и учителях, о самых интересных событиях и памятных случаях школьной жизни),
«Мы едем, едем, едем в далёкие края...» (о путешествиях по России и различным странам мира),
«Уши, лапы и хвосты» (о «братьях наших меньших»),
«В гостях у сказки» (сказки собственного сочинения на нравственные темы),
«Если хочешь быть здоров» (о том, как сохранить здоровье физическое и духовное),
«Души прекрасные порывы» (о нравственных проблемах современного общества),
«Мир моих увлечений» (о хобби и увлечениях авторов сборника).
Для кого-то «Лира» – это возможность заявить о себе как личности. Перед каждой опубликованной в альманахе работой обязательно представлена фотография автора текста или рисунка и дан краткий рассказ об интересах, увлечениях, достижениях ребёнка или взрослого. Таким образом, читатели получают возможность открыть для себя новые имена, а также что-то новое в тех людях, которых они давно знают. По-новому открываются детям родители учеников и педагоги, выступающие наряду с ними как рассказчики и поэты. А презентация нашего альманаха вот уже три года проходит в мае в областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля и заканчивается вручением авторских экземпляров и знакомством детей и взрослых с новыми экспозициями музея. Сопровождают презентацию воспитанники детской музыкальной школы №10, среди которых немало гимназистов. Праздник получается ярким, запоминающимся и для зрителей, и для выступающих. Это сотрудничество возникло благодаря Рощупкиной Марине Александровне — педагогу музыкальной школы и нашей родительницы по совместительству.
– Трудно ли издавать сборник? Во сколько он примерно обходится, и как собираете средства на издание?
– Наш альманах выходит один раз в год типографским способом. Это полноценное издание объёмом 250-270 страниц с цветными вклейками, на которых представлены рисунки детей и взрослых к разным разделам альманаха. Выпускать чаще не получается в силу дорогих типографских услуг. Издание одного выпуска тиражом 250-300 экземпляров обходится более чем в 50 тысяч рублей. Наши спонсоры — родители гимназистов, за что мы им безмерно благодарны.
– Что творчество для вас и для детей?
– Это удивительный процесс самореализации, приносящий удовлетворение от результатов своей деятельности. Я сама человек увлечённый, и ребятишки вокруг меня такие же активные, деятельные. Мы постоянно участвуем в муниципальных, всероссийских и международных конкурсах литературного творчества, конкурсах юных поэтов, чтецов… Мои ученики – ежегодные участники городских этических чтений «Нравственность и духовность в развитии общества», особенно любима ими секция «Вопросы этики в детском литературном творчестве», на которой они с большим удовольствием представляют свои рассказы, сказки, стихи...
– Как Вы познакомились со Светланой Петровной Баранцевой? Что для вас этические чтения?
– Со Светланой Петровной я знакома с 1990 года, тогда я пришла работать в среднюю школу №7, где трудилась Светлана Петровна. С тех пор и сотрудничаем. Уже давно работаем в разных коллективах, но всегда встречаемся с большой радостью, в том числе и на городских этических чтениях, которые стали частью нашей жизни. Пробуждать в детях потребность творить добро, быть милосердными, терпимыми к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи и поддержке - вот те задачи, которые я ставлю перед собой, привлекая детей к участию в этических чтениях. Мне близко мнение Д.С.Лихачёва, который утверждал: «Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни».
И сама Светлана Николаевна пишет стихи и дарит читателям своё стихотворение:
Что спасёт этот мир? Доброта,
Милосердие и состраданье.
Не душевная глухота,
А сердечность и пониманье.
Не бездушия серый туман -
Безграничное облако счастья
От того, что вокруг не обман,
А живое друг к другу участье.
Что спасёт этот мир? Доброта
Ко всему, что не смеем обидеть,
Не бездушия слепота,
А желание слышать и видеть
И потребность души сострадать,
Разделить с ближним горе и радость.
И от этого испытать
Боль безмерную или сладость.
Что спасёт этот мир? Красота
Человеческих душ и деяний
И не пышных словес пустота,
А конкретный итог обещаний.
Не стесняйтесь по зову души
Бескорыстно протягивать руку...
Что спасёт этот мир? Доброта!
Люди, будьте добрее друг к другу!
Если серьезно начинаешь заниматься литературой, то непременно хочется послушать и хорошую музыку. Неспроста у народного поэта Дагестана Расула Гамзатова в одном из стихотворений появилась строчка «Строка без музыки бескрыла…» Так же и музыка не может обойтись без слова. На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник – это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих видов искусства это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.
Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих видов искусства является интонация.
Разнообразные интонации – ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные – мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, даже чисто инструментального, можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи. Наверное, поэтому у артистов оркестра «Лад» возникла идея создать совместный со школьниками проект, где бы дети читали стихи и прозу, а оркестр играл бы музыку, солисты пели песни. Поэтому и вышли с предложением на 84-ю гимназию – знали, как серьезно там занимаются со словом. Состоялся совместный концерт. И какой!
Вот замечательные отзывы о концерте, которые будут напечатаны в новом сборнике «Лира» в 2016 году.
Баженов Александр:
– В репертуар оркестра входят народные песни, сочинения отечественных и зарубежных композиторов. По стилю исполнения оркестр "Лад" является академическим коллективом. Для меня наиболее запоминающимися были музыканты ритм-секции – бас-балалаечник и барабанщик. Они задавали основной ритм исполнения.
Оркестр "Лад" явился ярким украшением всего концерта. Исполнительское мастерство музыкантов на меня как человека мало знакомого с русской народной музыкой произвело большое впечатление. Живое звучание инструментов не сравнимо ни с каким уровнем звукозаписи. Я думаю, что посещение таких концертов интересно и познавательно для всех.
Арина Черникова:
– Такие концерты необходимы для развития творческих способностей и приобретения новых интересов. Оркестр «ЛАД» эмоционально передавал звуки музыки профессиональной игрой, которая гармонично сочеталась с выступлениями талантливых представителей «Театра Сказки». Конечно же, наибольшее впечатление на меня произвело выступление Школиной Марины Михайловны! От проникновенных строк из стихотворения К.М.Симонова «Сын артиллериста» было трудно сдержать слёзы. Также не могу не отметить выступление Сергея Чащина и Ярослава Ширяева с отрывком из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Великолепная игра и раскрепощенность на сцене! Благодарю всех выступающих! Замечательный концерт!
Скрудзина Елизавета:
– Когда мы слышим слово "оркестр", то в нашем сознании появляется образ утонченных музыкантов в строгих фраках и с серьезными лицами. Но это описание совсем не подходит артистам камерного оркестра "Лад" ...
19 декабря 2015г. оркестр принял участие в выступлении, посвященном Году литературы, который был организован совместно с учениками нашей гимназии. Когда я шла на концерт, знала, что организованный в 1991 году народный коллектив уже много лет сочетает в своей музыке самобытность русской культуры и классическую строгость, используя при этом непривычные нашему слуху музыкальные инструменты.
Оригинальность концерта поразила всех зрителей. Занимательнее всего было то, что оркестр было не только приятно слушать. Интересно было наблюдать за увлеченностью и удовольствием одетых в народные костюмы исполнителей музыки, которую они создают сообща под руководством талантливого дирижера Сергея Безбородова.
Стоит отметить, что оркестр "Лад" обладает большим репертуаром, который прекрасно подходил к произведениям классиков русской литературы в прозе или в стихах, исполняемым учениками со сцены. Музыка стала неотъемлемой частью каждого выступления, погружая зал в атмосферу торжественного бала или военных времен.
Особенно волнительно мне было наблюдать за выступлением мальчиков 7-х классов, читавших бессмертное «Бородино» М.Ю.Лермонтова, потому что среди них был мой младший брат Егор.
После концерта каждый зритель был наполнен приятными эмоциями и впечатлениями, переданными артистами и певцами, которые, возможно, заставили кого-нибудь задуматься о силе искусства или заинтересоваться нашей литературой, что и было целью всей программы «Строка без музыки бескрыла...»
Литвиненко Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы:
– Концерт прошел под аплодисменты зрителей: русские народные костюмы, представляющие воплощение русского народного творчества, народные инструменты, дарящие простоту и натуральность звука, окунули зрителей в незабываемую атмосферу. Украшением концерта стали солисты оркестра, запомнились зрителям своей вдохновенной игрой и учащиеся театрального коллектива «Театр Сказки», руководимого Школиной М. М.
Гайдук Елена Александровна, учитель музыки, и Шиляева Галина Ростиславовна, бабушка третьеклассницы Лаптевой Анастасии:
– Ярким событием, завершающим Год литературы в нашей гимназии, стал концерт, соединивший в одно целое художественное чтение учащимися классических программных произведений и великолепное исполнение жемчужин музыкального искусства русским камерным оркестром «Лад». Виртуозная техника игры и слаженность оркестра, трепетные и проникновенные мелодии разбудили воображение школьников, родителей и педагогов, слушавших звучание народных инструментов с замиранием сердца.
Шум городской среды, гаджетов, повседневная суета отступили перед музыкой, волнующей искрящимся колоритом и яркой самобытностью музыкантов. Нежное сопрано Анны Ракитиной и благозвучный бас Джени Окропиридзе, солистов «Лада», покорили непоседливых подростков знакомыми песнями. Профессионализм художественного руководителя и дирижёра С.Безбородова стал залогом хорошего настроения зрительской аудитории.
Музыкальные фразы упорядочены, они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, подобно звучащему стиху.
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом – кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл и даже балет. Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.
Первый опыт гимназистов в содружестве с профессиональным оркестром оказался очень удачным. Есть большое желание продолжать сотворчество, потому что есть то, что не видимо глазу, но очень хорошо ощущает душа, – гармония!
Пожелаем же педагогам, ответственным за судьбы тех, кого взяли под свое крыло, строителям детской души, как часто их называют, благодарных учеников, терпения, здоровья и душевной гармонии.
на канал писателя и учителя подпишись: http://www.youtube.com/channel/UCIpUPCsREJn0Gqm9NLukEbQ


