Сообщество «Оборонное сознание» 14:02 1 октября 2022

Участник и ветеран боевых действий и выслуга лет: специфика ДНР и СВО

необходимо нарабатывать правоприменительную практику оформления и выплат уже имеющихся льгот

С присоединением к России Донецкой и Луганской Народных Республик в российское правовое поле входит большое количество военнослужащих из числа жителей этих республик, российских «отпускников» и добровольцев, воюющих как с 2014-го, так и с этого года. Они ожидают получения статуса ветерана боевых действий и льготной выслуги для исчисления военной пенсии, и хотелось бы избежать бюрократических проволочек в этом деле. Тем более Президент Путин в своем выступлении 30 сентября особо отметил героев Русской весны, добровольцев и ополченцев Донбасса.

К сожалению, документы на позициях и в штабах не всегда идеальны, и еще только предстоит передача этих документов в архивы Министерства обороны РФ. Документы необходимы за восемь лет и по десяткам тысяч военнослужащих, включая подтверждение конкретного ежедневного непосредственного участия в боевых действиях. К слову, в ДНР действует понятие «участник боевых действий», которое, по сути, является аналогом российского понятия «ветеран боевых действий» (отметим, что российский статус участника боевых действий льгот не дает). В ДНР льготное исчисление выслуги лет военным пенсионерам принято месяц за три всем военным и силовикам, тогда как в России в основном расчет идет по нормам день за три непосредственного участия в боевых действиях и месяц за полтора – службы на соответствующей территории.

В связи с вышеизложенным необходимо заранее внести уточнения в российские нормативные акты, определить перечень минимально достаточных подтверждающих документов и подготовить соответствующие разъяснения для писарей в воинских частях и военкоматах.

Для начала следует отметить, что основные выплаты российским военнослужащим-контрактникам, участвующим в СВО, в размере, например, 168 тыс. руб. (рядовой, 2-й тарифный разряд) или 197 тыс. руб. (старший сержант, 6-й разряд) адекватно покрывают риск службы и значительно превосходят типичную российскую зарплату в глубинке и даже в городах-миллионниках. Дополнительные выплаты участникам СВО за участие в активных наступательных действиях существенно больше указанных цифр, с пониманием большего риска и далеко не всеобщего участия военнослужащих в таких действиях.

Разберём понятия "участник боевых действий" и "ветеран боевых действий". Участниками боевых действий являются все направленные на службу в места боевых действий. Ветеран боевых действий должен непосредственно принимать участие в боевых действиях с документальным подтверждением. Именно статус ветерана боевых действий дает многие небольшие социальные льготы, тогда как статус участника – только нагрудный знак.

Федеральный закон «О ветеранах» (Статья 3, пункт 1, подпункт 9) указывает, что «к ветеранам боевых действий относятся лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе СВО …, отработавшие установленный при направлении срок, либо откомандированные досрочно по уважительным причинам». Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ (пункт 8, последний абзац) указывает, что «для лиц, выполнявших задачи в ходе СВО … необходимы выписки из приказов командиров воинских частей, … подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач».

Разделение терминов "участник боевых действий" и "ветеран боевых действий" стало актуальным ещё в бедные 1990-е, когда денег на выплаты огромному количеству служивших в горячих точках не хватало. С тех пор в судебной практике накопилось немало случаев длительных споров при проблемах с документальным подтверждением непосредственного участия в боевых действиях. Многие обращаются для получения статуса в военкоматы по месту жительства, а документы необходимы из частей по месту службы, точнее, из сданных в архивы документов этих частей.

В качестве примера приведем Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.10.2016 №8-ПВ16 относительно Чулкова А.Ф. Согласно записям в военном билете, Чулков А.Ф. проходил военную службу в войсковой части, которая по данным архива в годы его службы действовала на территории Эфиопии. Только в выписке из архива не оказалось сведений по участию именно Чулкова А.Ф. в боевых действиях.

В суде первых двух инстанций выступили два свидетеля, принимавшие участие в боевых действиях и подтвердившие, что Чулков А.Ф. принимал непосредственное участие в боевых действиях. Однако суд третьей инстанции не признал эти свидетельские показания, поскольку такое средство доказывания не предусмотрено в Порядке выдачи удостоверений ветерана Министерства обороны. Верховный суд признал ошибочным недопустимость свидетельских показаний, отменил решение третьей инстанции и вернул дело на повторное рассмотрение.

Не следует думать, что ситуация с Чулковым А.Ф. является нечастой, а потому не надо накручивать негатив. Ведь непосредственно на позициях негатив возникает даже из-за проблем с выплатами зарплаты всего-то у нескольких военнослужащих батальона, связанных с объективными моментами подтверждения прикомандирования к другой части, нахождения в краткосрочном отпуске или в больнице по ранению.

Интересно, что в Порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ (двумя абзацами выше абзаца по СВО) сказано, что выполнение задач на территории Республики Таджикистан для военнослужащих по призыву (при отсутствии выписок из приказов) подтверждается записями в военном билете соответствующих командиров воинских частей. То есть достаточно только правильной записи в военном билете и не нужны выписки из приказов, что будет очень актуально в связи с потенциальным ростом документов по сотням тысяч мобилизованных.

В ДНР получение статуса участника боевых действий регулируется Порядком выдачи документов, подтверждающих статус участника боевых действий и члена семьи погибшего при защите ДНР, утвержденного Указом Главы ДНР от 21 октября 2020 года №368. Основными подтверждающими документами непосредственного участия в боевых действиях являются «распорядительные документы вооруженных формирований, справки …» (п. 4.2.4). Вместе с тем допускаются свидетельские показания: «в случае отсутствия документов, подтверждающих непосредственное участие лица в боевых действиях, факт участия может быть засвидетельствован не менее чем тремя заявлениями (свидетельствами) от лиц, которым присвоен статус участника боевых действий» (п. 4.5). Эта норма была введена на период становления Вооруженных сил ДНР 2014 года, однако указания только на этот период в Порядке нет.

Обратим внимание на наименование статуса в этом нормативном документе ДНР, а именно «участник боевых действий». Лингвистически участник отличается от ветерана, а по сути статус участника боевых действий ДНР является прямым аналогом российского статуса «ветеран боевых действий». Излишне бюрократический подход при переходе в российское правовое поле может просто закрыть социальные льготы для бойцов ДНР, ведь эти льготы «привязаны» в российском законодательстве именно к статусу ветерана, а не участника боевых действий.

Статус участника боевых действий подавляющее большинство из числа уволившихся из Вооруженных сил ДНР получило через военкоматы ДНР. Так же через военкоматы ДНР был получен и статус членов семей погибших. Действующие военнослужащие должны получать такой статус через свои воинские части. Чёткой информации о получении этого статуса жителями российских регионов, проходившими военную службу в частях ДНР и вернувшимися домой, нет. В российских регионах статус предоставляют местные военкоматы на основе документов из военных частей по месту службы, то есть с территории ДНР, а такого обмена документами в массовом порядке пока нет, как и нет передачи в архивы Министерства обороны РФ документов из частей ДНР.

Перейдём теперь к краткому представлению наиболее значимых денежных льгот ветеранам боевых действий, самой существенной из которых является оплата 50% коммунальных платежей. Федеральные льготы распространяются только на коммунальные услуги по содержанию, управлению, ремонту и капитальному ремонту квартир и не распространяются на услуги по отоплению, водоснабжению, электроэнергии. Региональные власти могут предоставлять дополнительные льготы, но только за счёт региональных бюджетов без федеральных денег. По федеральным льготам деньги выделяют исходя из федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а именно 18 квадратных метров на человека, вроде как включая членов семей ветеранов.

В среднем по России коммуналка на квартиру составляла в 2020 году около 5 тыс. руб., включая виды услуг как из перечня федеральных льгот, так и не из перечня. Например, в Ростовской области размер коммуналки был 5061 руб., что наиболее близко к средней по России. Предположим, что на виды коммунальных услуг с федеральными льготами приходится половина указанной суммы и по этой половине предоставляется 50% льгота. Тогда сумма ежемесячной льготы ветерану боевых действий составит 1265 руб., плюс индексация за 2021-22 годы в связи с инфляцией.

Следующей по частоте упоминания льготой для ветеранов боевых действий является освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц по одной квартире и даче. В среднем квартира в российском городе-миллионнике стоит порядка 7 млн руб., в райцентрах – поменьше, и владелец типичной квартиры платит налог по ставке 0,1% в год, что за весь год даёт чуть больше еще одной месячной коммуналки. Транспортный налог имеет такой же порядок цифр для автомобилей с небольшим количеством лошадиных сил и становится вполне внушительным для мощных легковушек. Только вот многие регионы, в ведении которых находится этот налог, ограничивают его льготу для ветеранов боевых действий машинами до 200 лошадиных сил, что делает годовой размер этой льготы также примерно равной месячной коммуналке.

Ветеранам боевых действий, не получающим военные пенсии, положена ежемесячная надбавка к пенсии в размере 3481 руб. начиная с 65 лет. Это самая внушительная из небольших льгот, но сильно отложенная в получении до преклонного возраста. Такую надбавку можно понимать как компенсацию по аналогии с льготным расчетом выслуги лет для военных пенсионеров, только для людей с относительно недолгим сроком службы, не предполагающих дотянуться до необходимой выслуги для военной пенсии.

По действующим нормам российской пенсионной системы за год нахождения на военной службе начисляется 1,8 пенсионного балла. Следует напомнить, что для получения трудовой (страховой) пенсии плюсом к минимальной (социальной) пенсии после 2025 года будет необходимо набрать 30 пенсионных баллов и 15 лет стажа. При выплате трудовой пенсии один пенсионный балл значит 118 рублей, и указанная выше надбавка к пенсии в размере 3481 руб. будет явно больше 200 рублей выплат за 1,8 балла или даже 2000 рублей за 10 лет службы.

Помимо указанных основных льгот ветеранам боевых действий следует упомянуть бесплатный проезд на городском общественном транспорте, обслуживание без очереди в медицинских учреждениях, более удобное время отпуска и его чуть большая продолжительность за свой счет.

Следующей, более значимой темой являются пенсии военным, которые в России на порядок денежнее льгот ветеранам боевых действий, а также в среднем вдвое больше «гражданских» пенсий. В 2022 году пенсия военным в среднем составляет 33 тыс. руб., «гражданская» пенсия – 16 тыс. руб. Пенсия военным по выслуге выплачивается с 45 лет, по сравнению с 65 годами для гражданских пенсионеров. Военные могут продолжить работу после 45 лет и заработать на вторую, «гражданскую» пенсию. Военная пенсия начисляется при выслуге 20 лет в размере 50% от денежного довольствия по званию и должности (без учета выплат на территории СВО), плюс 3% этого довольствия за каждый год выслуги сверх 20 лет, либо, при выслуге 12,5 лет и трудовом стаже 25 лет (включая такую выслугу), плюс 1% за каждый год стажа свыше 25 лет.

Рассмотрим наиболее важный аспект льгот, а именно льготное исчисление военной пенсии. Основным нормативным документом на сей счет является Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу…». Последние изменения в этот документ вносились 11 сентября 2021 года, а потому там нет упоминания СВО, но все же указаны аналоги в виде военной службы в горячих точках на территории бывшего СССР и в рамках контртеррористической операции.

В соответствии с этим Постановлением, один месяц службы за три (пункт 3 подпункт б) засчитывается, например, в горячих точках бывшего СССР или очень экзотических странах (хотя Сирии в помесячном расчете нет). Один месяц службы за два засчитывается, например, для некоторых сложных и редких военных специальностей (к примеру, водолазы) или для отдаленных местностей (к примеру, Крайнего Севера). Один месяц за полтора (подпункт г) засчитывается, например, для службы в постсоветских республиках после 1992 года (к примеру, в Молдове). Один день службы за три (подпункт е) засчитывается во время непосредственного участия в контртеррористической операции (КТО) на основании приказов командиров воинских частей. Один день службы за полтора (подпункт ж) засчитывается во время военной службы в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом.

В ДНР начисление пенсий военным регулируется Временным порядком назначения пенсий уволенным с военной службы, утвержденным Указом Главы ДНР от 27 декабря 2019 года №374. Содержание этого Временного порядка в основном повторяет соответствующие российские нормы, но есть важные нюансы. Действие этого Временного порядка распространяется и на иностранных граждан, пребывающих на территории ДНР на законных основаниях (п.1.1), то есть военнослужащих из других российских регионов. В выслугу лет для начисления пенсии засчитывается служба не только в частях ДНР и ЛНР и СССР, но и Украины (подразумевая период до 2014 года). Выслуга исчисляется на льготных условиях один месяц за три за участие в боевых действиях в военное время и службы в частях ДНР (п.2.4.2.а).

Размеры военных пенсий в ДНР в целом соответствуют в последний год российским, хотя в России помесячно льгота исчисляется один за полтора месяца службы, а один за три – только за конкретные дни непосредственного участия в боевых действиях. В ДНР уже как минимум несколько тысяч человек оформили военную пенсию, с учетом службы с 2014 года и льготного исчисления выслуги месяц за три. Порядка 20 тысяч человек продолжают службу, уже имея семь-восемь лет выслуги с ее троекратным увеличением по льготному исчислению. Порядка 50 тысяч человек прошли через части ДНР в отдельные годы периодов 2015-2022 годов, особенно в 2022 году, и их также касается действующий Временный порядок.

У военнослужащих ДНР нет ясности относительно условий льготного исчисления выслуги при вхождении в состав России: будут ли более типичные российские месяц за полтора службы или день за три непосредственного участия в боевых действиях, останется ли норма ДНР месяц за три службы и останется ли украинская выслуга до 2014 года. Выплаты военнослужащим ДНР и ЛНР в 2015-21 годах были небольшими (порядка 25 тыс. руб. в месяц, плюс боевые отдельным подразделениям), и та умеренность компенсировалась в чаяниях людей льготным исчислением выслуги месяц за три.

Остро вопрос по льготному исчислению выслуги стоит у «отпускников» и добровольцев из российских регионов, воевавших в частях ДНР и ЛНР в 2014-21 годах. О таких воевавших нет упоминания в открытых частях российских нормативных документов, не отлажен документооборот между их родными военкоматами и архивами частей ДНР.

Похожие вопросы по льготному исчислению выслуги возникают и у действующих российских военнослужащих, поскольку, как указано выше, российский порядок исчисления выслуги последний раз обновлялся в 2021 году и пока не содержит норму по СВО.

Проблема льготного исчисления выслуги лет стоит в ДНР особенно остро не только из-за различий с российскими нормами, но и исходя из различных условий службы при фактическом упрощенном уравнивании этих условий для льготного исчисления выслуги. Кто-то все восемь лет провел на передовой, а кто-то в тыловых, штабных или комендантских подразделениях, даже "в Сочи" (местный сленг для редко появлявшихся в расположении частей или на позициях). К служащим МВД, МЧС, прокуратуры и ряда других ведомств у реально воевавших также возникают вопросы по применимости льготного исчисления выслуги месяц за три.

Позиции на передовой в разных местах и в разные периоды времени представляли различную опасность. Типичной была ротация, например, двое суток на самой опасной позиции очень близко к противнику, двое суток на относительно менее опасной взводной позиции и двое суток в увольнении. Служба в тыловом взводе обеспечения могла включать, например, суточный караул на батальонном складе БК с периодическими прилетами в попытках противника «разобрать» такой склад, развоз БК на позиции с непосредственным участием вроде как в течение нескольких часов, но с риском больше сидения в оборудованном окопе и блиндаже.

При гипотетическом посуточном льготном исчислении выслуги один за три возникнет много вопросов четкого документального подтверждения непосредственного участия в боевых действиях. На уровне взвода и роты ведутся списки военнослужащих: именной список с краткими сведениями в записных книжках командиров (школьных тетрадках или на листах А4), именной список ежедневной поверки с указанием обязанностей на день. Эти списки ежемесячно передаются в штабы для обобщения в штатно-должностных книгах и ведомостях выплаты денежного довольствия, а также в боевых журналах, которые редко когда содержат детали по дням.

Бумажный документооборот и частые неточности в персональных данных, датах, в реквизитах приказов, ссылках на журналы боевых действий затрудняют оформление военных пенсий и льготного исчисления выслуги лет даже при помесячном исчислении. Типичной является ситуация с несколькими возвратами документов из военкомата в часть и обратно, что хотя бы делается в рамках одного региона и годами сработавшимися профессиональными людьми.

Одной из причин относительно небольшого количества уже оформленных военных пенсий как раз и являются частые мелкие неточности в документах и малая численность работников военкоматов и писарей в частях. Типично за неделю социальный отдел каждого районного военкомата успевает правильно оформить порядка 15-20 новых военных пенсий, а предстоит делать это для десятков тысяч военнослужащих. К слову, единичные сотрудники таких отделов получают примерно по 20 тыс. руб. ежемесячно, и вакантными остаются до половины штата.

Для упрощенного расчёта потенциального эффекта льготного исчисления выслуги хотя бы 1 месяц за 1,5 можно воспользоваться калькулятором, например, на сайте военное-право.рф. Для сержанта-пулемётчика (2-й разряд) льготный расчет 1 за 1,5 при восьми годах на передовой упрощенно даёт более пяти лет выслуги и плюс 6 тыс. руб. в месяц, а командиру взвода – лейтенанту уже дает плюс 10 тыс. руб. в месяц (31 тыс. руб. вместо 21 тыс. руб.). Годовое увеличение выслуги будет соответственно 1,2 тыс. руб. и 2 тыс. руб. за каждый дополнительный год льготного исчисления для этих двух категорий военнослужащих.

Упрощенно рассчитаем общую сумму выплат для военнослужащих ДНР. Примерно 20 тысячам военнослужащих с передовой на протяжении восьми лет суммарно будет необходимо платить порядка 5 млрд. руб. в год без льготного исчисления выслуги, плюс 1,7 млрд. руб. при льготном исчислении выслуги месяц за полтора и еще столько же при исчислении месяц за три. Примерно 50 тысячам военнослужащих с усредненной половиной лет службы в течение 2014-22 годов и не столь существенно заработавших льготную выслугу, необходимо будет выплачивать примерно 5 млрд руб. ежегодно.

Таким образом, суммарные выплаты военнослужащим ДНР составят 12-14 млрд руб. ежегодно. Для сравнения, суммарные выплаты из федерального бюджета пенсий военным и силовикам составляли примерно 800 млрд руб. по плану на 2022 год без учета последних индексаций.

В конце следует оговориться, что автор этих строк не является профессиональным военным юристом, финансистом или социальным работником, но при этом понимает в первоисточнике чаяния военнослужащих, а главное, возможный гипертрофированный негатив от несбывшихся ожиданий дополнительных льгот и военных пенсий. Российскую нормативную базу для этой статьи мы рыли в увольнении вместе с возрастным военным финансистом, который застал ещё ярославское училище и военфак на улице Кибальчича.

Так что вместо новых правовых инициатив по дополнительным льготам ветеранам СВО необходимо нарабатывать правоприменительную практику оформления и выплат уже имеющихся льгот. Точнее, необходимы четкие, разумные, небюрократичные обновления ведомственных нормативных актов с целью создания простого и реалистичного перечня документов, которые военнослужащий должен представить для получения льгот.

Ещё лучше оперативно и показательно оформить в течение максимум нескольких месяцев необходимые по российским нормам документы по выслуге лет с её льготным исчислением хотя бы для нескольких тысяч лучших бойцов ДНР и ЛНР, непосредственно участвовавших в боевых действиях с 2014 года, и затем распространить наработанную документальную практику на десятки и сотни тысяч всех военнослужащих из Донбасса и из всей России.

Автор - лейтенант, доброволец-контрактник

1.0x