Сегодня практически все военные эксперты уверены, что будущий баланс сил на планете в решающей степени зависит от того, кто выиграет гонку вооружений в области робототехники и искусственного интеллекта. При этом внимание общественности в основном сосредоточено на беспилотных летательных аппаратах, таких, как тяжёлый стелс-"Охотник" и сверхдальний "Альтаир", разведывательные и ударные возможности которых при взаимодействии с пилотируемыми боевыми машинами в разы повышают боевую эффективность наших Воздушно-космических сил.
Гораздо меньше общественного внимания привлекают к себе проекты беспилотных подводных аппаратов. По сути дела, помимо знаменитого уже ядерного робота "Посейдон", о других достижениях России в этой области публика практически ничего не знает. Между тем, на вооружении нашего военного флота уже стоит целая линейка подводных беспилотников – от глубоководного "Витязя", погружавшегося недавно в Марианскую впадину на глубину более 11 км, до морского разведчика "Клавесин" и комплекса дистанционного зондирования морского дна "Галтель".
Более того, уникальные по своим характеристикам подводные роботы двойного назначения разрабатываются и в гражданском сегменте нашего военно-промышленного комплекса. Так, в центральном конструкторском бюро "Лазурит" в Нижнем Новгороде началось строительство головного сверхдальнего морского беспилотника для обеспечения исследования арктических акваторий и подводной разведки по Северному морскому пути.
Заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований Игорь Денисов ещё два года назад говорил: «Мы открыли лабораторию по созданию демонстратора большого автономного подводного необитаемого аппарата, приступаем к его изготовлению. В ближайшие пару лет планируется создание трех демонстраторов, после чего пройдут первые морские испытания на Черном море по маршруту Севастополь — Сочи и обратно. А на 2022-2023 годы планируется уже прохождение всего Северного морского пути — до десяти тысяч километров подо льдами».
У нового беспилотника, который получил имя "Сарма" (от названия самого мощного воздушного течения над Байкалом), двигатель будет не ядерным, как у одноразового "Посейдона", заточенного под решение стратегических военных задач, а многоразовым и при том воздухонезависимым, позволяющим обеспечить длительное плавание робота в океанских глубинах без всплытия на поверхность. Т.н. анаэробная силовая установка, разработанная для "Сармы", хоть и не такая мощная, как у "Посейдона", зато гораздо более дешёвая, экономичная и экологичная.
Оснащённые ей подводные роботы смогут обеспечивать безопасность плавания по Северному морскому пути, проводить ледовую и сейсморазведку, а также осуществлять сканирование рельефа морского дна для составления цифровых карт, необходимых, в том числе, и для применения боевых «Посейдонов». В перспективе модифицированные версии "Сармы" смогут в интересах военно-морского флота выполнять задачи охраны водного района, проверять отсутствие слежения вражеских подлодок за нашими подводными ракетоносцами и вообще осуществлять широкий круг операций разведки, целеуказания и противолодочной борьбы.
Серийное производство подводного беспилотного аппарата "Сарма" планируется начать уже в 2024 году, об этом сообщил заместитель генерального директора концерна Воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей" Александр Ведров. Он заявил: «Это очень сложный проект. Вдоль Северного морского пути нужно пройти без ошибок огромное расстояние, причем без всплытия, без связи с космическими спутниками или внешним миром, опираясь на собственную навигацию. Это будет достаточно серьёзный мировой прорыв как для нашей страны, так и в освоении Мирового океана в целом. Прототип аппарата должен быть готов уже в этом году. В следующем году мы планируем перейти к созданию головного образца, и в 2023-м довести до готовности силовые установки и аппаратуру, после чего можно будет завершать строительство этого аппарата».
Головной образец "Сармы" рассчитан на максимальную дальность плавания до 8,5 тыс. км. и способен автономно выполнять разнообразные задачи в океане в течение 90 суток. Такие феноменальные характеристики достигнуты за счёт оснащения беспилотника инновационной энергоустановкой на базе электрохимических генераторов и системой криогенного хранения и подачи топливных реагентов.
Запуск серийного производства таких аппаратов будет означать, что в деле создания подводных роботов с искусственным интеллектом Россия сумела существенно опередить всех зарубежных конкурентов. Мы русские, с нами Бог. Господи, благослови!
Илл. И.Айвазовский "Среди волн" (1898)