Планы США по экспорту сжиженного природного газа (СПГ) в Европу выглядят всё более нереалистичными в связи с продолжающейся постройкой российского газопровода "Северный поток — 2". На этом фоне всё более обостряется геополитическое противостояние США с их восточноевропейскими вассалами и "старой Европы", в чьи интересы отнюдь не входит отказ от российского трубопроводного газа.
Позицию Берлина и других европейских потребителей российского газа на днях достаточно резко озвучил бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер. По его словам, американский посол в Германии ведёт себя как офицер оккупационных войск, а не как посол в суверенной стране. Шрёдер считает, что для Германии настало время ухода от американского диктата и поиска новых союзников — например, тех, кто тоже страдает от американской агрессии. В их число попадают те, кто стал противниками США в торговых войнах — в частности Россия и Китай.
Нынешние германские, да и в целом западноевропейские настроения отнюдь не благожелательны к позиции Соединённых Штатов и их намерению навязать Европе свой сжиженный природный газ. Как справедливо полагают расчётливые немцы, газ из России гораздо дешевле и значимее для нужд Евросоюза, да и просто надёжнее, чем предлагаемый к поставкам из Соединённых Штатов СПГ. "Трубопроводы построены, и газ течёт по ним десятки лет, в то же время поставщики сжиженного газа непостоянны в своей погоне за прибылью и легко могут отправить свой СПГ куда-то в другое место", — эта оценка всё чаще звучит в высказываниях немецких экспертов.
В результате масштабная пиар-кампания по продвижению "правильного" газа из США закончилась пшиком. Сейчас Германия согласилась построить небольшой терминал для СПГ, который будет лишь знаком для Америки, что рынок Германии открыт и для импорта сжиженного природного газа "из других стран". Такой шаг, если честно, выглядит издевательством над "офицером оккупационных войск": терминал отнюдь не остановит постройку "Северного потока — 2", так как объёмы газа, которые могут прийти через него в Европу, несравнимы с объёмами, поступающими по российским трубопроводам.
В силу такой несговорчивости немцев, в руках США осталось только последнее их оружие — восточноевропейские страны, которые хотя де-юре входят в состав "единой Европы" или сотрудничают с ЕС, но де-факто являются вассалами США. При этом послы США ведут себя в этих странах уже не просто как офицеры оккупационных войск, а, скорее, как надзиратели в концлагере, которые организуют местных капо на нужные действия и заявления.
Именно такую позицию сегодня занимают официальные Варшава, Киев, Вильнюс, Рига и Таллин, которые выступают с заявлениями о том, что "Северный поток — 2" — это не просто трубопровод, а практически глобальное "оружие Кремля". Которое позволит ему как минимум "войти маршем в Киев", о чём недавно заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
Однако надо понимать, что нынешняя позиция сателлитов США в Восточной Европе достаточно уязвима. Прямо воздействовать на постройку "Северного потока — 2" они не в силах: трасса строящегося газопровода проходит вне их территориальных вод. А любые антироссийские заявления — особенно высказанные в столь безапелляционной и грубой манере — лишь дают очередные козыри в руки сторонникам постройки "Северного потока — 2". Так как в этом случае возникают отнюдь не сомнения в необходимости российского трубопроводного газа, а опасения по поводу безопасности его транзита через существующие трубопроводы по территориям ненадёжных и открыто русофобских восточноевропейских стран.
Пока что Германия пытается сохранить максимум транзитных возможностей для российского трубопроводного газа — в той же логике "не складывать все яйца в одну корзину", согласно которой предусмотрительные немцы запланировали и отмеченную выше постройку СПГ-терминала на своей территории. Как говорится, "много трубопроводов не бывает" — тем более что украинская газотранспортная сеть (ГТС) осталась ещё со времён СССР, она уже много раз окупила себя за это время; и может быть в случае необходимости, задействована для транзита в Европу дополнительных объёмов "голубого золота".
С другой стороны, уже понятно, что Украина в ближайшем будущем, после завершения постройки "Северного потока — 2", потеряет большую часть газового транзита. Сегодня Россия перекачивает через "незалежную" "трубу" около 90 млрд. м³, или 40% от максимальной пропускной способности украинских газопроводов. Когда же на полную мощность заработает "Северный поток — 2" и будут проложены обе ветки "Турецкого потока", то транзит через Украину сократится ещё на 50—70 млрд. м³. Остающиеся 20—30 млрд. м³ составят лишь 10—15% от общей мощности украинской ГТС, что, конечно же, поставит её на грань выживания.
Впрочем, скорее всего, на таком минимальном уровне эксплуатация украинской ГТС возможна достаточно долгое время. Уже, конечно, без дивидендов от транзита российского газа, так как большая часть доходов от транзита будет уходить на поддержание в рабочем состоянии самой газотранспортной сети.
Не стоит сидеть на российской "трубе" и плевать на Россию. Как в старой детской считалочке: "У и П сидели на трубе, У упала, П пропала. Кто остался на трубе?"