Авторский блог Андрей  Яницкий 21:35 24 сентября 2015

У Чёрного моря

Как-то обидно стало, что Чёрное море в последние десятилетия стали называть чёрным, имея в виду – понятие «грязное». Во всяком случае, мне приходилось слышать такое определение от знакомых, сваливающих в отпуск на Адриатику или на красные моря. Причин загрязнения много. Но давайте хотя бы коснемся самой главной и самой решаемой проблемы. Это метод, каким проще всего отлавливать рыбу. Называется он трал. Есть несколько видов трала, но самый используемый и опасный – донный трал. Это буксируемая сетка по дну моря или водоема. Сделана из канатов и сетей. И все бы ничего, если бы не специальные грузики и доски по горизонтали и снизу, сцарапывающие со дна все живое.

В этот раз не будем говорить о политической составляющей всего, что связано с Крымом. Хотя нет – как раз пляжные сезоны, их оценка и статистика по количеству отдыхающих и была одной из главных всех обсуждаемых политических тем. Был сезон в Крыму – не было сезона… был, конечно. Но само обсуждение – это уже опять политика.

Но в этот раз эти самые сезоны, да и само Черноморское побережье и будут темой предлагаемого материала. Только не политического.

Общее состояние рек, водоемов, морей и океанов, ясное дело, не совсем чистое. И так все понятно и написано немало. Люди, испортив одно место обитания, ищут для отдыха хотя бы визуально чистые берега и находят их. Визуально чистыми. А на самом деле чистых берегов уже нет. Или практически нет. Все зависит от уровня цивилизации – чем она развитее и выше, тем грязнее дельты рек и берега морей. Но давайте не будем о глобальном. Нас интересует наш Крым, наше Чёрное море.

Многие мои знакомые в последнее десятилетие отказывались ездить в тогда еще украинский Крым из-за ужасной экологии, т.е. – грязной воды. А потом уже приводились факторы высоких цен и низкого сервиса. Но из-за того, что Крым стал российским, экология Чёрного моря не изменилась. Я имею в виду – всего Чёрного моря.

Кстати, чёрным оно называлось всегда из-за фактора не смешивания вод. Две массы черноморской воды: поверхностная — опресненная. Она богата кислородом и близкая по температуре к воздуху. Потому что Чёрное море было в доисторические времена одним из самых больших пресных водоемов. Когда по окончании ледникового периода уровень мирового океана поднялся и Босфорский перешеек был прорван, было затоплено 100 000 квадратов плодородной земли нашего родного пресного озера-моря, солеными водами вод из-за Босфора. И возникновение Чёрного моря, как в прошлом пресного озера, сопровождалось массовой гибелью всего пресноводного живого мира озера, продукт разложения которого - сероводород достигает теперь высоких концентраций. Он находится на самом дне. Глубинная вода Чёрного моря более соленая и плотная. Это не кислородная зона с постоянной температурой. Эти слои разделены пограничным слоем воды, расположенным на глубине 30- 100 м. И потому что вода не перемешивается, этот самый сероводород на глубине и есть результат жизнедеятельности бактерий на основе погибших пресноводных организмов и животных. А сероводород штука очерняющая…

Отсюда и название моря – Чёрным (как одна из версий): когда моряки бросали якоря в наше море глубже 150 метров, то поднимали их и другие металлические предметы с налетом черного цвета из-за действия сероводорода. Есть много легенд о названии, но данный факт (о сероводороде) доказан научно и практично.

Но вот как-то обидно стало, что Чёрное море в последние десятилетия стали называть чёрным, имея в виду – понятие «грязное». Во всяком случае, мне приходилось слышать такое определение от знакомых украинцев, сваливающих в отпуск на Адриатику или на красные моря.

Как уже упоминалось – причин загрязнения много. Но давайте хотя бы коснемся самой главной и самой решаемой проблемы. Это метод, каким проще всего отлавливать рыбу. Называется он трал. Есть несколько видов трала, но самый используемый и опасный – донный трал. Это буксируемая сетка по дну моря или водоема. Сделана из канатов и сетей. И все бы ничего, если бы не специальные грузики и доски по горизонтали и снизу, сцарапывающие со дна все живое.

Поверхность грунта после этого лишается своих естественных обитателей. Есть еще двойной трал, глубинный, двумя судами сразу. Не буду объяснять вам нюансы рыболовных технологий, но факт таков: что одним, что двумя судами, лов донным тралом считается особенно губительным для донных гидробионтов, так как при его использовании уничтожается донная фаун, прикреплённые водоросли-макофиты, и другие фильтранты грязной воды.

Так что же именно уничтожается? Упоминаемые гидробионты. Ничего не понятного нет: это организмы, живущие в воде, как насекомые в воздухе. Это не только рыбы. Но и губки, моллюски, и другие обитатели морей и водоемов, о которых вы даже не подозревали. А так как у Бога ничего лишнего в создании нет, то и выполняют эти гидробионты массу полезной для водоемов (и для человека) работы. Самой главной, как уже упоминалось, является очистка воды. Но, заметьте той воды, которую предполагалось очищать еще в те самые, доисторические времена. А теперь – и тем более.

Но сегодня именно Чёрное море безбожно затралено донным тралом. Моллюски и другие очистители собраны со дна вместе с рыбой. И, учитывая те факторы загрязнения, о которых я даже не упоминаю, а значит и всесторонний подход к очистке моря от разных источников загрязнения, всё так или иначе сводится к тому, что все дело в этих незаметных морских фильтратах.

Фильтраты - в чем же их «работа»? Это моллюски и водоросли (те, что собраны донным тралом), пропускают через свой небольшой организм воду, очищая ее по принципу сифона. Если кто-то обращал внимание, то вода на скалистом побережье чище – например, в каменистых бухтах. Это большие площади твердой поверхности, которые быстрее и гуще обрастают этими фильтратами. Им удобнее прикрепится к твердой поверхности, на которой они ведут неподвижный образ жизни. Но они живут и на морском, и на речном дне – где «роются» в толще грунта с помощью «ноги» или раковины. Эти организмы очищают воду. Повторяю - при неразрешенном применении, тралы зачищает дно водоема или моря, не только собирая рыбу, но и уничтожая биоресурсы. Иногда траловые полосы обнаруживают даже на семиметровой глубине!!!! Это как если бы ежегодно вырубать деревья, чтобы охотится на птиц. Лишенное своих живых биофильтров, море не может самоочищаться, загрязнение накапливается десятилетиями, пока не выйдет к поверхности. Что мы и наблюдаем.

Потому многие мои друзья и предпочитают отдыхать хотя бы на визуально чистом зарубежном берегу. И если вам кажется, что утречком на крымских курортах дно возле берега видно – обратите внимание – как близко от берега вы видите дно? На уровне щиколоток? По колено? Еще глубже?

Если в воде видимость не превышает 4-5 метров, значит она грязная. Я не думаю, что у вас ноги или весь ваш рост 4-5 метров… Если быть честным, для блага самого Чёрного моря и Крыма, практически на всем побережье Чёрного моря вплоть до Турции - весь летний сезон превышена предельно допустимая концентрация по органическим веществам. Это значит, что купального сезона на Чёрном море быть не должно. Его дно зачищено на 70% и живым фильтрантам просто не к чему прикрепиться. Я говорю сейчас не о какой-то маленькой бухточке с диким пляжем – а представляю общую картину.

Существует масса экологических программ по очищению воды техническими и естественными способами. Но самыми простыми являются рифболы.

Это конструкции определенной формы и размера, в основном круглой, с отверстиями, полые внутри, прочно установленные на дне моря. Хотя форму можно придумать любую, которая привлечет морских обитателей, как «домик». Уже через пару часов после установки рифбола в нем появляется рыба, ищущая укрытие для нереста, раки, крабы. Через несколько месяцев они обрастают водорослями и моллюсками. Они-то и начинают свою очистительную работу. Мировой опыт использования искусственных рифов подтверждает их высокую эффективность в очистке морской воды. К ним крепятся наши друзья-фильтранты. Ведь всего квадратный метр взрослого поселения мидий способен за сутки прокачать через себя и очистить от 7 до 20 кубических метров воды! И, кстати, охота на мидий, (как рыбный бизнес-тралом), как на деликатес, тоже приводит к загрязнению морей…. Их бы разводить, но не для ресторанного бизнеса, а для запуска в загрязненные водоемы.

Конечно, изготовление рифболов имеет разные технологии, но основаны они на довольно простом способе: специально измененный морской бетон с нейтральным к воде pH-балансом и особой поверхностью, оптимальной для обрастания и заселения морскими организмами. К этой смеси можно добавить гальку, что бы поверхность имела повышенную шероховатость, для скорейшего прикрепления фильтрантов. Сам состав смесей запатентован разными фирмами – но все патенты экологичны.
В рифболах могут меняться: вес, толщина, тип поверхности, количество и размер отверстий, расположение центра тяжести, высота, штабелирование, плотность размещения на дне, минимальная глубина установки. Вариантов много, главное – рифбол прост в изготовлении и создает условия для жизни природных очистителей. Да и изготовить его можно прямо на берегу моря….Что, конечно, не исключает и другие методы очистки воды от сточных вод, фосфатов, жесткого трала, цветение воды, загрязнения банальным пластиком и другим мусором, выброшенным человеком, от разливов нефти и других вредных веществ.

Но рифбол намного быстрее изготовить, установить и получить желаемый результат.

И замечу, что некоторые примитивные методы очистки дна совершенно убийственны для самого водоема. Они напоминаю тот самый донный трал, потому что их технологии не очищают дно загрязненного водоема, а убивают еще оставшихся живых природных очистителей.

Кроме прочего – линия рифболов многофункциональна. А ставить их желательно группками или линиями. Тогда это не только дома для очистителей, но и подводные полицейские, останавливающие коррозию пляжа. При больших волнах и штормах, линия рифболов просто разбивает волну, принимая на себя первый удар. И тогда смыв песка или гальки с пляжа замедляется. Буквально за год пляж восстанавливается, вода отступает от прибрежных строений.

Наличие рифболов привлекает дайверов. А если они сделаны в особой форме, то тем более. На Каймановых островах, после установки одной единственной трехметровой бронзовой скульптуры русалки (которую так же можно назвать искусственным рифом) и после одной единственной публикации в журнале Rodale’s SCUBA Diving– отрасль дайвинга Каймановых островов увеличилась в 20 раз.Это не просто люди в ластах – это компрессоры, яхты, это проживание на яхтах, это дорогие гостиницы, перелеты на самолетах. Это достаточно серьезная экономика, а не просто люди, которые пришли на пляж с полотенцем. Но не обязательно даже ориентироваться на дайверов. Можно идти навстречу любому отдыхающему и устанавливать рифы ближе линии буйков на глубине от 3 метров, где можно плавать только с трубочками и масками. И там уже люди будут видеть живых крабов и мальков. Что увеличит приток отдыхающих.

Всплеск туризма вызвало также установление в заливе Молиньере, на западном побережье Гренады подводных скульптур, в котором находится 65 шедевров, созданных подводным фотографом, скульптором и активным борцом за сохранность природы Джейсоном де Кэйресом Тэйлором. Работая с морскими биологами и американской компанией по созданию искусственных рифов, Тэйлор производит удивительные инсталляции, функционирующие как искусственные рифы, которые помогают поддерживать жизнь редких видов морских организмов. Тэйлор реализовал и еще один свой проект - под названием «Безмолвная эволюция» на побережье Канкуна.

Но, если быть объективным, действительно художественные шедевры Тейлора не так быстро и охотно заселяются морскими жителями-очистителями. Потому что они слишком гладкие и акцент сделан не только, и не столько на очищение воды (уровень ее загрязнения там намного ниже, чем Черном море) – сколько для развития туристического бизнеса. Но, тем не менее, морской национальный парк у побережья Канкуна привлекает около 750 000 посетителей каждый год.

Но из-за их художественности, они уступают практичности рифболов. Потому на многих скульптурах Тейлора вделаны искусственные кораллы – для привлечения морских обитателей, проделаны специальные незаметные отверстия… Это более трудоемкая и дорогостоящая работа по сравнению с рифболами. Скажем – более художественная, чем функциональная.

Другое дело – подводные города. Как город царицы Клеопатры на затонувшем острове Афродиты. Он был обнаружен у берегов Александрии, командой подводных археологов. Историки считают, что это место ушло под воду в результате землетрясений более 1600 лет назад.
Находки, которые нашли подводные археологи, включали хорошо сохранившееся затонувшее судно и колонны из красного гранита с греческими надписями. Были найдены и подняты на поверхность две статуи. Одна изображала жреца Изиды, а вторая – сфинкса, чье лицо, как считается, является портретом отца Клеопатры, царя Птолемея XII. Все ожидали их появления в музее… но артефакты были возвращены на безмолвное дно, поскольку правительство Египта собирается создать здесь подводный музей, а для этого как можно больше находок необходимо оставить на месте. Это еще раз подчеркивает важность туристического «подводного» бизнеса.

Так же поступило со своими подводными находками правительства Индии, Канады, Японии, Греции. А это целые затонувшие города.

В США уже более тридцать лет существует государственная программа по восстановлению водной экологии и более 1 млн. тонн материала (рифболов различной формы) устанавливается ежегодно. И это практически заменило старания частных лиц по созданию искусственных рифов.Такие же программы начинают внедряться в Египте, Турции, Болгарии.

Кроме того – теперь можно вспомнить и о еще одной функции рифболов – это реклама, которую можно увидеть не только из самолета, но и из космоса. И важно, что всем будет видно, какие люди или фирмы, или курорты внесли свой вклад в сохранение экологии. Но делать желательно масштабные эко-проекты. Сюда входит стоимость проживания, снаряжения, погружения, сопутствующих материалов и средств поддержки … А на осуществление маленьких проектов требуется столько же затрат и времени как на осуществление больших.Так что более рентабельны крупные проекты – и как очистка и как заграждение от коррозии и как реклама. Это в оптимальном варианте.

Но вернемся к нашему морю. Сделать его только Черноморским флотом и неплохо, и важно. Но если экология – и особенно в Крыму, и особенно в курортные сезоны, – будет не на высоте: мы будем давать повод ищущим повода. Особенно в Севастополе. Понятно, что это не столько курорт, а город Славы русских моряков. Так почему бы не начать очистку именно с этого места? Можно, конечно реально доказать – как, кем и когда была испорчена вода конкретно вокруг Крыма и не только. Но Чёрное море у многих стран общее и вода одинаково нечистая. Так что обвинять меня в предвзятости конкретно к России или даже Украине – не стоит. Безусловно, Крымские скалистые берега дают шанс природным фильтрантам прикрепиться и частично очищать воду. Но это не повод расслабляться. Ведь есть и песчаные пляжи, в прибрежной воде которых видна мутность.

Сейчас несколько раз по ТВ показывали с гордостью как спускают в Чёрное море какую-то отработанную военную технику. Этого тоже делать нельзя. Во всяком случае, без предварительной обработки, снятия резиновых прослоек и других токсичных материалов. Кстати, выбрасывание в море и другие водоемы отработанных шин ни в коем случае делать нельзя! Резина, особенно шины – ужасно токсичный материал – этим вы только навредите воде и ее обитателям, а не создадите свой именной «рифбол».

Так что в нашем случае с побережьем, как в Крыму, так и вообще около России – самым оптимальным и не дорогим вариантов может быть очищение воды только с помощью рифболов. Восстановление экологии моря с помощью искусственных рифов – это глобальная социальная услуга, как строительство дорог. Если через населенный пункт прокладывается дорога – сразу же местная экономика оживает. То же - с искусственными рифами. Они создают всплеск экономики на туризме, на дайвинге, они могут защитить города-курорты от ухудшения экологии моря. И, конечно, стимулируют создание рабочих мест.

Кроме этого важно, чтобы появился и начал функционировать реальный рынок искусственных рифов. Потому что, если в других странах это популярно, то на Украине, в России, Белоруссии, Казахстане, Грузии об этом только начинают узнавать. Потребители не знают, как создание искусственных рифов может бать экологически и экономически выгодно.

Эту социальную услугу в России так же можно осуществлять на городском, на федеральном уровне, на уровне городских администраций и на основе долгосрочной перспективы. И это возможно, потому что в каждом проекте прибрежной застройки существует экологический раздел. В эти разделы проектов застройки внесен пункт о компенсации негативного воздействия в непосредственном месте этого воздействия. Сейчас обычно этот пункт выполняется выпуском рыбных мальков, которые потом уплывут, буду съедены и на этом эффект закончится. А создание искусственных рифов создаст места обитания, которые постоянно будут генерировать рыбные запасы и очищать воду. Не только десятилетиями, но и столетиями. И это будут минимальные разовые затраты.

Сейчас существует множество дайвинг-клубов, кто мог бы принять участие в этом проекте. Есть та же уникальные специалисты-дайверы, производящие и устанавливающие рифболы – Сергей Федотов с его фондом «Искусственные рифы». Так что особо искать профессионалов не надо – они уже давно заняты проблемой очистки воды.

А если договориться с причерноморскими странами, в течении 3-5 лет можно все черноморское побережье сделать значительно чище, защитить от браконьерских способов уничтожения подводного обитания. Вернуть в море рыбу. А в нашем случае - вернуть тех отдыхающих, которые уже не ездят на Чёрное море из-за ухудшения качества воды. А не из-за «Крым наш» или «не наш»….

1.0x