Неистовство морское: бессчётное (хоть и подсчитанное) наследие Тёрнера выплеснулось морем в реальность, предваряя импрессионистов, предшествуя им…
Закручиваются воронки водоворотов, мазки связывают необычно, играя оттенками, мерцая, маня морским орнаментом, который художник стремится расшифровать.
С автопортрета смотрит в непонятную глубину: и выпуклые глаза темны и сосредоточены, трагичны.
Море даёт образ трагедии?
Но в поэзии Тёрнера много гармонии: «Последний рейс корабля «Отважный» сочится её, бархатно-золотистой.
Его новаторство вызывало неприятие современников: критиковали и за слишком яркие краски, и за своеобразие композиции, и то, что был профессором перспективы в Академии – скорее недосмотр тех самых академиков, которых Тёрнер опровергал собственной живописью.
Тёрнер экспериментировал с пигментами, зная их недолговечность, и не интересуясь далью перспективы времён: хотелось, чтоб картины сияли.
Они и сияли: завораживая даже тех, кто критиковал.
…когда-то путешествовал по Европе, делая бессчётные зарисовки: оставил более десяти тысяч рисунков…
Был известен, хоть и подвергался нападкам.
Остался навсегда, играя своим морем, дав ему собственное имя: если посмотреть под определённым градусом…