Вице-премьер правительства Польши Яцек Сасин подтвердил, что президенту России не направлялось приглашение участвовать в мероприятиях, посвящённых 80-летию начала Второй мировой войны. «Было бы неуместным отмечать годовщину вооруженной агрессии против Польши с участием лидера, который сегодня действует таким образом по отношению к соседу», — заявил он.
Это блистательно. Это великолепно. Ничего лучшего для России от Польши и пожелать было нельзя. На фоне этих слов меркнет даже недавнее высказывание польского президента Анджея Дуды во время переговоров с Дональдом Трампом в Белом доме о России и русских: «Я думаю, что у нас больше смелости, мы более храбрые [чем русские. — А.М.] и способны бороться до конца. Это то, что мы продемонстрировали во Второй мировой войне». Дуда просто показал всему миру, что традиционная фанаберия польского менталитета никуда не исчезла, а вот Сасин подтвердил, что она продолжает определять внешнюю политику «Третьей Речи Посполитой».
У польского вице-премьера, надо отдать ему должное, хватило ума и памяти не связывать открыто решение своего правительства с событиями 1939 года (советско-германским Договором о ненападении и Польским походом РККА), поскольку официальная Варшава уже не раз и не два на этом достаточно больно «обжигалась». Но он шагнул ещё дальше. Причём в две стороны сразу.
Первый сделанный Яцеком Сасиным шаг заключается даже не в том, что текущие события имеют право напрочь перечёркивать события прошлого, что историю можно и нужно переписывать в угоду политической, экономической и прочей конъюнктуре, хотя это также следует из его высказывания. Куда важнее то, что имелось в виду под «такого образа» действиями России. Контрсанкции на ввоз польской сельскохозяйственной продукции? Размещение «Искандеров» в Калининградской области? Но всё это — лишь ответные необходимые действия для обеспечения безопасности собственной страны. Больше, кажется, ничего, затрагивающего польские государственные интересы, Россия не предпринимала. Или представитель официальной Варшавы имел в виду совсем другое: выход Крыма из состава Украины и его воссоединение с Россией, а также отказ жителей Донбасса признавать госпереворот 2014 года, что привело к образованию Донецкой и Луганской народных республик и к гражданской войне на «незалежной»? Но такой демарш в поддержку нынешних киевских властей выглядит более чем странно на фоне резко нарастающего польско-украинского конфликтного потенциала — конечно, если исключить из рассмотрения фантастический вариант, связанный с возвращением Польше бывших «восточных кресов», ныне являющихся неотъемлемой части территории Украины. О ком и о чём вообще зашла речь?
Или просто «куда конь с копытом — туда и рак с клешнёй», то есть своим решением польские политики поддержали и продолжили дело Франции, не приславшей российской стороне приглашения на празднование 75-летия открытия Второго фронта в Западной Европе? Скорее всего, так оно и есть.
Но тогда второй шаг Яцека Сасина, сделанный одновременно с первым, заключается в попытке фактического пересмотра: «коллективным Западом» в целом и Польшей в частности, — «мешающих» им сегодня истории и итогов Второй мировой войны. Их категорически не устраивает нынешний статус России как государства-правопродолжателя Советского Союза и, соответственно, победителя во Второй мировой войне. Тоталитарная «империя зла», агрессор и захватчик, «зеркальный двойник» осуждённого мировым сообществом нацистского Третьего рейха — вот какой хотят они представить Россию сегодня, вот на что направлены усилия глобальных средств массовой пропаганды, спецслужб, дипломатии и политики «коллективного Запада» и его марионеток во всём мире, включая и Украину, и Польшу, и Грузию, и республики Прибалтики, и множество других государственных образований с ограниченным суверенитетом.
Для России это хорошо, потому что «хуже войны с англосаксом может быть только дружба с ним». В нынешних условиях наша страна просто обязана позиционировать себя во времени и пространстве иначе, нежели это было в течение всего периода после Второй мировой войны, которая началась вовсе не в 1939 году нападением Третьего рейха на Польшу, а на восемь лет раньше, агрессией Японии против Китая, и закончилась не в 1945 году, после капитуляции Японии, а в 1953 году, со смертью Сталина и окончанием Корейской войны. В принятой ранее системе координат России существовать не дадут, поэтому систему надо менять. Вряд ли это понравится нашим западным «партнёрам», включая ту же Польшу, выставляющую себя сегодня «невинной жертвой двух тоталитаризмов, гитлеровского и сталинского», но тут «за что боролись, на то и напоролись». Так что спасибо тебе, вице-премьер Польши Яцек Сасин! Что бы мы без тебя делали?!