Авторский блог Алексей Анпилогов 00:00 16 марта 2017

Турецкий запал

Европа на протяжении всего прошлого и начала нынешнего века весьма умело манипулировала Турцией, используя её в качестве своего бесправного союзника. Бесконечное ожидание "в предбаннике Европы", которое предлагали Турции, было временным рецептом — и оно, безусловно, не устраивало турок. Здесь надо сказать, что турки — это имперская нация, как и русские, они имеют собственную гордость.

Сторонники Эрдогана устроили массовые беспорядки в Нидерландах. Протесты начались после того, как власти сначала не пустили в страну самолёт главы МИД Турции, а затем предписали турецкому министру по делам семьи и социальной политике покинуть королевство.

Около двух тысяч турков, проживающих в Роттердаме, вечером 11 марта собрались неподалёку от турецкого консульства и начали забрасывать полицейских различными предметами. Не менее резким был и ответ президента Турции Реджепа Эрдогана, который обвинил власти Нидерландов в том, что они не осведомлены ни о политике, ни о дипломатии. "Они столь же робки, сколь трусливы. Все эти решения — остатки нацизма и фашизма", — заявил Эрдоган.

Есть старая поговорка: для свадьбы или для последующего скандала нужны всегда двое. В конфликте, который сегодня возник между Нидерландами и Турцией, столкнулись две тенденции — первая, берущая начало в странах ЕС, и вторая, связанная с самой Турцией.

С одной стороны, в современной Европе растёт не просто национальное самосознание, но и уже достаточно серьёзный правый национализм, который воспринимает мигрантов, выходцев из арабских стран, из Турции, из стран Северной Африки как чужаков и как чужеродный элемент для стабильного и устроенного европейского общества. С другой стороны, в Турции именно с приходом к власти Эрдогана и его политической силы осуществляется постепенный демонтаж светского и европейски ориентированного турецкого государства, которое возникло во времена основателя современной турецкой нации Кемаля Ататюрка. При этом турецкие мигранты в Европе ощущают себя не только жителями ЕС, но и участниками этого, скажем прямо, фундаменталистского и исламистского проекта Эрдогана — хотя многие из этих людей живут в ЕС уже годами и десятилетиями, обзавелись там семьями, родили детей, получили гражданство. Однако эти люди сохраняют турецкий язык общения, исламское вероисповедание и массу других особенностей, которые используются правыми силами в Европе для того, чтобы спекулировать на теме мигрантов, их воздействии на европейские ценности и европейскую культуру.

Именно столкновение этих противоположных тенденций побуждает и высвечивает те противоречия, которые выплеснулись в виде голландско-турецкого конфликта, который, шире того, является конфликтом турецко-европейским.

Процесс взаимной радикализации этих отношений практически неизбежен — светская Турция Ататюрка просто "тонет" как в собственной демографии, так и в миграции из сопредельных арабских стран. Турция, будучи ещё двадцать лет назад пятидесятимиллионной страной, в течение следующих 15 лет вполне может достигнуть населения в 100 миллионов — как за счёт собственного демографического роста, так и за счёт мигрантов и беженцев, которые сейчас бегут на территорию Турции из Сирии, Ирака, Йемена и других горячих точек арабского мира. Вся эта масса неустроенных и не имеющих внятного будущего людей радикализирует обстановку в Турции, склоняя её к гораздо более фундаменталистской версии ислама и разрушая светское государство. Кроме того, неизбежным внешним выходом такого процесса является идея пантюркизма, возврат к риторике и образу действий "Блистательной Порты", которые были под строжайшим запретом во времена правления кемалистов. И одной из целей такой мировой экспансии опять-таки становится близкая и тесно связанная с Турцией Европа.

Основа влияния Турции на Европу — это турецкая диаспора. Сегодня только в крошечных Нидерландах проживает порядка 400 тысяч жителей турецкого происхождения, в соседней Германии турков и того больше — порядка 8 миллионов, практически каждый десятый житель страны. И вся эта масса людей настроена во многом про-турецки и анти-европейски, исповедуя фундаменталистский и радикальный исламский подход. Такая ситуация отнюдь не радует Европу и вызывает очень серьёзные опасения у европейцев, поскольку они считают, что вся эта масса граждан Германии (Нидерландов, других стран), имеющих турецкое происхождение, может быть использована как скрытый запал в "цивилизационной бомбе", которая может быть взорвана любым будущим турецким лидером — в достаточно спокойной и привыкшей к управляемой Турции Европе.

Впрочем, как уже было сказано, основу нынешнего противоречия заложили обе стороны. Европа на протяжении всего прошлого и начала нынешнего века весьма умело манипулировала Турцией, используя её в качестве своего бесправного союзника. Бесконечное ожидание "в предбаннике Европы", которое предлагали Турции, было временным рецептом — и оно, безусловно, не устраивало турок. Здесь надо сказать, что турки — это имперская нация, как и русские, они имеют собственную гордость.

Европа же предлагала Турции быть "вечным мальчиком на побегушках", восточным заслоном Европы по отношению к арабскому миру и клином против России, закрывающим русским доступ к тёплым южным морям — при весьма однозначном посыле со стороны ЕС в сторону Турции: "нет, вы не европейцы!". Вот этот подход и привёл к тому, что нынешняя Турция выбирала пусть и не идеальный, но свой собственный путь развития, который уже не ориентирован на Европу.

Поэтому не исключено, что мы сегодня видим крах идеи "единой Европы" — в экономическом, социальном и культурном плане. И началом этого взрывного краха будет турецкий запал, чей фитиль уже подожжён и начинает не просто тлеть, но гореть, грозясь взорвать всю конструкцию Европейского Союза.

1.0x