В своей предыдущей статье я писал о золоте в секторе домашних хозяйств стран мира. Иначе говоря, о золоте, находящемся в частном владении граждан. Наибольший запас такого частного золота – в Индии, около 25 тысяч тонн. Далее за Индией по величине этого показателя следуют такие страны: Китай, США, Германия, Италия, Россия, Турция. Но численность населения в указанных странах очень разная. Количество частного золота в расчете на душу населения самое высокое в Германии (109,5 г), за ней следуют Италия (74,9 г), Турция (49,1 г.), США (38,5 г), Россия (29,3 г), Индия (18,8 г), Китай (12,8 г).
Эти оценочные цифры были приведены в статье эксперта по драгметаллам Али Карадага «Золото в частном секторе». Уже есть комментарии на указанную публикацию. Некоторые комментаторы говорят, что оказывается самый большой аппетит на золото не в Индии, как было принято считать, а в Германии. Но такое утверждения не вполне корректно. Ведь среднестатистический житель Индии примерно на порядок беднее. Если для сравнения мы будем использовать показатель валового внутреннего продукта (ВВП) в расчёте на душу населения. Можно предположить, что если бы у среднестатистического гражданина Индии были такие же доходы, как у среднестатистического немца, то у первого было бы на порядок больше золота, чем он сейчас имеет, т.е. примерно 180-200 граммов. Впрочем, про «аппетит к золоту», традиционно проявляемому индийцами, сказано и написано немало.
Поэтому я обращу внимание на турков. Среднестатистический турок примерно в 3,5 раза беднее среднестатистического немца. А если бы турок был также богат, как немец, то, наверное, у турка золота было бы в 3,5 раза больше, чем у него его имеется сегодня. Т.е. было бы 170-180 граммов в расчете на душу населения. Т.е. можно предположить, что у турок «аппетит на золото» почти такой же, как у индийцев. Но о любви турок к драгоценному металлу говорится и пишется редко.
Кстати, в упомянутой статье Али Карадага говорится, что на сегодняшний день в частном владении турок золота 3,26 тыс. тонн. Видимо, он отталкивался от данных Всемирного совета по золоту. Согласно оценкам Всемирного золотого совета за 2024 год, общий объем золота в экономике Турции был более 4,5 тыс. тонн. (сюда включается резервное золото ЦБ, золото коммерческих банков и золото домохозяйств). Мне кажется, что оценка Карадага очень консервативна. Ведь по данным Стамбульского аффинажного завода уже в 2000 году этот показатель составил около 5 тысяч тонн (цифра, которая многократно тиражировалась в разных СМИ). А за четверть века, даже исходя из осторожного предположения, что турки прибавляли к своим запасам по 40 тонн ежегодно, должен быть прирост в 1 тысячу тонн. Т.е. к сегодняшнему дню должно быть уже 6 тысяч тонн.
Турция обеспечивает покрытие растущего спроса на золото за счет собственного производства и за счет импорта. В последние годы добыча золота в Турции составляет 35 тонн в год. Эрдоган поставил задачу довести годовую добычу до 100 тонн. Импорт золота в несколько раз превышает его добычу. Так, в 2024 году в стоимостном выражении импорт золота Турцией составил 17,1 млрд долл. против 31 млрд долл. в 2023 году. В физическом выражении импорт в 2024 году составил 232 тонны (сокращение на 53,5% по сравнению с предыдущим годом). Турция устойчиво входит в топ-10 стран-импортеров драгоценного металла. В прошлом году она в этом рейтинге находилась на 9-м месте).
Когда я уже писал эту статью, неожиданно на сайте «Money Metal» появился материал под названием «Турки держат большие запасы золота под подушками». Ее автор Майк Махаррей (Mike Maharrey) оперирует стоимостными показателями. По его оценкам, у турецких домохозяйств имеется золото на сумму более 311 миллиардов долларов (по состоянию на 3 квартал 2024 года). Для сравнения: на 13 июня 2025 года золотые резервы Центробанка Турции равнялись 86,5 млрд долларов. Золотые депозиты в турецких банках в марте 2025 года оценивались в 46,3 млрд долларов.
Под подушками турок преобладает ювелирное золото. По данным Всемирного совета по золоту, Турция занимает четвертое место в мире по объему рынка золотых ювелирных изделий, уступая только Китаю, Индии и США. За последнее десятилетие годовой спрос на золотые ювелирные изделия в среднем составлял 41 тонну. Спрос на ювелирку связан с глубокими культурно-историческими особенностями турецкой нации. Об этих особенностях написано много. Поэтому просто процитирую фрагмент из одного обзора по теме «Золото Турции»: «Золото издавна было символом богатства и процветания в Турции, и его часто дарят на свадьбах и в других особых случаях. Турецкие невесты обычно получают от своих семей наборы золотых украшений, которые они носят в день свадьбы и на протяжении всей семейной жизни. Эти комплекты могут включать ожерелья, браслеты, серьги и кольца, часто украшенные драгоценными камнями и замысловатым узором. Золото также является популярным подарком для новорожденных: считается, что оно приносит удачу и защищает ребенка от вреда. Во время религиозных праздников, таких как Рамадан и Ид аль-Фитр, семьи обычно обмениваются подарками золотыми украшениями в знак любви и уважения».
В этом столетии Турция пребывает перманентно в состоянии экономической нестабильности. Одним из значимых аспектов экономического неблагополучия Турции является высокая инфляция. А потому возрос спрос на желтый металл как средство защиты от экономической нестабильности и инфляции. И здесь уже больше используется инвестиционное золото, чем ювелирное. Майк Махаррей пишет еще об одном преимуществе золота по сравнению с обычными финансовыми инструментами – уходе от налогообложения: «Золото также защищает инвесторов от налогообложения процентов по депозитам и крупных финансовых транзакций. Проще говоря, правительство не может собирать налоги с золота, засунутого под подушку».
Примечательно, что раньше турки довольно часто и спокойно прибегали к услугам коммерческих банков при покупке и продаже золота. Но с 17 марта 2025 года стал действовать налог в размере 0,2% на покупки золота, совершаемые через банки. Теперь турки, проявляющие интерес к золоту, стали обходить банки стороной. Потихоньку в Турции складывается «серый» рынок золота. Это реакция на попытки властей контролировать рынок золота в той части, которая относится к сектору домашних хозяйств. Так, в 2024 году введен порядок, который требует от клиентов предъявлять удостоверение личности при покупке ювелирных изделий на сумму свыше 185 тыс. лир (несколько более пяти тысяч долларов США). Также в марте этого года Минфин запретил продажи несертифицированных золотых слитков.
Итак, возвращаюсь к цифрам из статьи Майка Махаррея. Эти цифры свидетельствуют о том, что под подушками турок (выражение автора) золота в 2,3 раза больше, чем в хранилищах Центробанка и коммерческих банков. Уже на протяжении многих лет власти Турции пытаются привлечь золото из-под подушек в финансовую систему страны.
Вот что сообщало агентство Блумберг ещё в 2020 году в материале под названием «У Турции появился новый план по вскрытию золотого клада под матрасом»: «Предыдущие попытки ввести золото в систему в основном провалились. По словам Эсена (генерального директора Стамбульского аффинажного завода – В.К.), за последнее десятилетие на золотые счета кредиторов было переведено около 100 тонн, по сравнению с примерно 5000 тонн, хранящимися в других местах страны». До 2020 года, как отмечается в статье Блумберг, туркам предлагали нести физическое золото в банки, открывать так называемые «золотые счета» и получать проценты в виде турецких лир или иностранной валюты. А закрывать счет банк мог только с помощью обычных денег, физическое золото клиенту не возвращалось. И вроде бы в 2020 году правила были изменены, клиент мог получить от банка физическое золото. Но почему-то турки продолжали держать золото под подушкой, в банки его не несли. Фондовый рынок Турции также попытался выманить золото граждан. В частности, Стамбульская биржа с 2022 года запустила систему торговли золотыми сертификатами, обеспеченными физическими резервами.
В «МК-Турция» в конце июня вышла статья «Почему граждане Турции хранят 311 млрд долларов в золоте «под подушкой»?». В ней оцениваются усилия турецких властей выманить золото из-под подушек своих граждан. Завершается статья следующими словами: «Эти усилия по-прежнему кажутся недостаточными для существенного изменения глубоко укоренившегося поведения турецких домохозяйств, которые продолжают предпочитать хранить золото вне формальной финансовой системы, движимые сочетанием культурных норм, практических проблем и структурной экономической неопределенности».






