Авторский блог Алексей Анпилогов 00:00 28 апреля 2016

Турецкая любовь Ангелы Меркель

Для многих стран Европы проблемы Турции и такая одиозная и неспособная к нормальным реформам фигура, как Эрдоган, — это просто находка. Германия вот уже минимум 50 лет использует турецкую иммиграцию как источник дешёвой рабочей силы, а неразвитую Турцию — как рынок для своих товаров. Нынешняя политика Ангелы Меркель, заключающаяся в дружеском "похлопывании по плечу" реакционера и фанатика Эрдогана, лишь продолжает прошлую политику стран Европы по отношению к Турции, которую бы все европейцы предпочли видеть скорее "больным наследником больной Османской империи", нежели успешной, реформированной страной, которую на краткий исторический миг смог создать Кемаль Ататюрк. Для европейцев Ельцин и Эрдоган всегда будут милее и приятнее, чем Ататюрк и Ленин.

23 апреля в городе Газиантеп на юго-востоке Турции состоялась встреча канцлера ФРГ Ангелы Меркель с главой правительства Анкары Ахметом Давутоглу. В ходе встречи немецкая гостья не только безоговорочно согласилась с тем, что турецкая сторона полностью выполняет взятые на себя обязательства по урегулированию "кризиса беженцев" (путём показательных расстрелов последних), но и пообещала своему визави новые финансовые и другие преференции, включая безвизовый режим с Евросоюзом для граждан Турции, что открывает возможность сверхприбыльной продажи турецких паспортов всё тем же "беженцам" и, не устраняя "миграционный кризис", только обостряет его, переводя в "легальное" измерение.

Государство Турция родилось, без преувеличения, на берегах пролива Дарданеллы. Целый год, с февраля 1915-го по январь 1916-го, Великобритания и Франция, союзники России по Антанте, пытались штурмом взять турецкие укрепления на полуострове Галлиполи возле Дарданелльского пролива.

Прорыв через Дарданеллы и Босфор был критически важен для снабжения России со стороны Антанты. Знаменитый "снарядный голод", который постоянно снедал российскую армию на полях Первой мировой войны, можно было решить поставками вооружений через Черноморские проливы — сумей союзники сломить сопротивление османской имперской армии. Кто знает, как бы пошла линия времени, если бы армия российской империи начала победоносно наступать ещё в 1916-м? Были бы тогда в нашей истории Февраль и Октябрь 1917-го года? Но история распорядилась по‑иному: десантная операция союзников на Галлиполи упёрлась в героическую оборону турков, которую в решающие, первые дни десанта союзников в Дарданеллах возглавил молодой турецкий офицер Мустафа Кемаль Ататюрк. Его знаменитая фраза "Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть здесь, пока другие солдаты и командиры не займут ваши места" теперь изучается во всех турецких школах. Без преувеличения, действия Ататюрка тогда спасли Стамбул: за первый день наступления Антанты его полк потерял 4/5 своего личного состава, но не дал англичанам и французам закрепиться в зоне проливов.

Однако героизм турков при обороне Дарданелл не спас Османскую империю от поражения в Первой мировой — Турция закончила войну, потеряв все свои колониальные владения и лишившись имперского статуса. Ответ на насущный вопрос "что делать дальше?" дал туркам именно Кемаль Ататюрк, который возглавил процесс преобразования косной и архаичной Османской империи в современную Турцию.

В процессе этого преобразования Турция и получила те основные принципы, провозглашённые Ататюрком, которые позволили ей удержаться в числе индустриальных стран во время бурного и стремительного ХХ века: народность, национализм, светскость, республиканизм и государственный контроль экономики. Начиная с 1920-х годов Ататюрк и его последователи, кемалисты, строили буржуазную, светскую, модернизированную и реформированную Турцию, которая заняла пусть и скромное, но уникальное место в мировой системе разделения труда и сохранила при этом свою самобытность.

А вот другая фраза: "Демократия — это лишь поезд, на котором мы едем ровно до тех пор, пока мы не достигнем нашей цели. Мечети — наши казармы, минареты — наши штыки, верующие — наши солдаты". Совершеннейшая противоположность принципам Ататюрка. Эту фразу сказал другой лидер Турции, Реджеп Тайип Эрдоган. После этой фразы, сказанной в апреле 1998 года, Верховный суд Турции вынес приговор Эрдогану: тюремное заключение и пожизненный запрет на занятия политикой. Год спустя Эрдоган вышел из заточения, а в 2002 году его партия победила на выборах.

Из-за решения суда Эрдоган не мог занимать какие-либо государственные должности, но это не стало проблемой: через своих товарищей по партии Эрдоган поменял конституцию — и вот он, новый "отец всех турок".

На кого опирается Эрдоган в своей борьбе с наследием Ататюрка? Кемаль Ататюрк в задаче реформирования Турции использовал её модернизационные силы — жителей больших городов, армию, построенную по немецким лекалам, передовых представителей культуры и религии. Именно эти люди провозгласили знаменитый турецкий принцип: "надо спасти священные религиозные ценности ислама от тёмных политических целей и вожделений". Эрдоган же в своей попытке скинуть Турцию назад, в состояние древней религиозной архаики, использует совсем другие силы — силы необразованных и беднейших слоёв турецкого общества, которые весьма смутно понимают категории религии и политики.

Быстро растущее собственное население Турции — основная проблема её настоящего и её будущего. 12 миллионов населения Турции в начале века, при Ататюрке, превратились в 50 миллионов населения в 1980 году, в 78 миллионов — в 2016-м и грозят превратиться в 100 миллионов человек к 2040-му году. Всем этим людям тесно на территории небольшой Турции — и бурный поток турецкой миграции выплёскивается за пределы страны, а внутри Турции радикализирует и архаизирует общественное сознание, так как у страны просто нет ресурсов поднять большую часть этих людей хотя бы на минимальный цивилизационный уровень.

С другой стороны, для многих стран Европы проблемы Турции и такая одиозная и неспособная к нормальным реформам фигура, как Эрдоган, — это просто находка. Германия вот уже минимум 50 лет использует турецкую иммиграцию как источник дешёвой рабочей силы, а неразвитую Турцию — как рынок для своих товаров. Нынешняя политика Ангелы Меркель, заключающаяся в дружеском "похлопывании по плечу" реакционера и фанатика Эрдогана, лишь продолжает прошлую политику стран Европы по отношению к Турции, которую бы все европейцы предпочли видеть скорее "больным наследником больной Османской империи", нежели успешной, реформированной страной, которую на краткий исторический миг смог создать Кемаль Ататюрк.

Для европейцев Ельцин и Эрдоган всегда будут милее и приятнее, чем Ататюрк и Ленин. Европе не нужна обновлённая Россия и не нужна модернизированная Турция. И тут Ангела Меркель отнюдь не оригинальна…

1.0x