Авторский блог Игорь Николаев 00:00 22 февраля 2012

Тульский щит

<p>ЗРПК «Панцирь-С1» — шедевр современной российской конструкторской мысли</p><p>В преддверии важной в отечественной истории даты — 300-летия начала государственного оружейного производства в Туле по указу Петра Первого — заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин ознакомился с ведущими тульскими оборонными заводами.</p><p>Данная поездка получилась весьма насыщенной. Однако особо следует  остановиться на посещении Д. Рогозиным Тульского конструкторского бюро приборостроения, среди продукции которого выделяется зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1», созданный благодаря усилиям и настойчивости легендарного конструктора А.Г. Шипунова.</p>

В преддверии важной в отечественной истории даты — 300-летия начала государственного оружейного производства в Туле по указу Петра Первого — заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин ознакомился с ведущими тульскими оборонными заводами.

Данная поездка получилась весьма насыщенной. Однако особо следует остановиться на посещении Д. Рогозиным Тульского конструкторского бюро приборостроения, среди продукции которого выделяется зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1», созданный благодаря усилиям и настойчивости легендарного конструктора А.Г. Шипунова.

Данный ЗРПК в первую очередь предназначен для встраивания в боевые порядки зенитных ракетных систем (ЗРС) среднего и дальнего радиуса действия. Целью этого является формирование в непосредственных точках развертывания технических средств из состава ЗРС последнего рубежа противовоздушной, а также наземной обороны.

Кроме того, ЗРПК «Панцирь-С1» применим в качестве средства ПВО для малоразмерных объектов в широких диапазонах погодно-климатической и радиолокационной обстановки.

Ракетная часть боевых средств комплекса представляет собой два пакета с общим числом 8 или 12 пусковых для ЗУР 57Э6-Е, способной работать по воздушным целям в диапазоне высот от 15 до 15000 метров на дальностях от 1200 до 20000 метров.

Пушечные боевые средства комплекса формируются из пары зенитных автоматов 2А38М калибра 30 мм с суммарным (на два ствола) темпом стрельбы 5000 выстрелов в минуту. Система управления огнем обладает крайне низким временем реакции, что делает автоматы эффективными при обстреле воздушных целей в жестких временных рамках на последнем рубеже обороны.

Пушки могут легко применяться как по воздушным целям (включая низколетящие), так и по наземным, включая живую силу и легкобронированные цели. Диапазон высот целей от 0 до 3000 метров, диапазон дальности уверенного поражения — от 200 до 4000 метров. При этом стрельба пушками и ракетами может вестись в движении, что не достигнуто в настоящее время ни на одном ракетном комплексе равного класса.

Канальность комплекса позволяет одновременно вести обстрел четырех целей, включая залп по одной цели двумя ракетами. При этом станция обнаружения способна одновременно вести до 20 целей.

В настоящий момент комплекс «Панцирь-С1» находится на вооружении ряда стран. В варианте для собственных вооруженных сил комплекс в 2010 году начал поставляться и в российские войска, как в качестве самостоятельного средства войсковой и объектовой ПВО, так и приданого средства усиления противовоздушной обороны полков дальнобойной ЗРС С-400.

Среди задач, успешно решаемых комплексом «Панцирь-С1», можно выделить следующие:

— усиление разнородных группировок средств ПВО за счет придания им способности работать на малых и предельно малых высотах в сложных условиях рельефа местности;

— обеспечение боевой устойчивости группировок средств ПВО путем непосредственного прикрытия районов развертывания пусковых установок ЗРС, командных пунктов, средств обнаружения и целеуказания, прочих радиотехнических систем и средств;

— ближняя защита от нападения в отношении сравнительно малоразмерных или точечных (радиусом до 2–3 км) военных объектов, военно-промышленных предприятий и элементов инфраструктуры, ключевых объектов энергетики, нефтепереработки и нефтехранения, трубопроводов, складов и хранилищ, узлов коммуникаций, портовых объектов и пр. ;

— поддержка объектов и боевых порядков сухопутных войск на тактическом уровне «батальон-бригада»;

— в случае реализации комплекса на корабельной платформе «Панцирь-С1» в состоянии решать весь спектр задач ПВО ближней зоны корабля-носителя и/или прикрываемых им объектов;

— возможно применение пушечных средств комплекса в прибрежной зоне для импровизированной противодесантной и противокатерной обороны ограниченных акваторий, совмещенной с основной работой по прикрытию назначенных объектов от нападения с воздуха.

Среди особенностей боевого применения ЗРПК «Панцирь-С1» можно в качестве главной ключевой возможности выделить способность к эффективному противодействию практически всем типам распространенных воздушных целей.

В иерархии целей, для работы по которым подготовлен комплекс, следует отметить, в первую очередь, наиболее опасные для боевых средств тяжелых ЗРС противорадиолокационные ракеты и крылатые ракеты типа Tomahawk. Далее в прицел «Панциря» попадают самолеты тактической авиации, типовые ракеты класса «воздух-земля» (например, семейства AGM-65 Maverick или AGM-114 Hellfire), корректируемые авиабомбы, а также вертолеты (в т. ч. зависшие на малой высоте) и БПЛА.

При работе по аэродинамическим целям (в т. ч. по малозаметным, с минимальной ЭПР до 0, 1–0, 2 кв. м., и таким как КР Tomahawk) со скоростями полета до 500 м/с комплекс имеет досягаемость ЗУР по дальности до 20 км, а по высоте до 10 км.

Применение в составе комплекса высокоманевренной скоростной (до 1300 м/с) ракеты 57Э6-Е позволяет уверенно поражать цели, маневрирующие с перегрузками 8–10g. Кроме того, такие скоростные режимы ракеты позволяют применять ее для стрельбы вдогон, что значительно расширяет возможности реагирования комплекса на изменения воздушной обстановки.

Комплекс «Панцирь-С1» способен эффективно работать по основным высокоточным средствам воздушного нападения со скоростями полета до 1 км/с (в т. ч. по сверхзвуковым крылатым ракетам). При этом вероятность поражения такой цели одной ЗУР не ниже 70%.

Типовые противорадиолокационные ракеты типа HARM уверенно берутся на автосопровождение с дистанции 13–15 км (поражаются с дистанции 8 км), а крылатые ракеты типа ALCM — с дистанции 11–14 км (поражаются с 12 км). Взятие на автосопровождение типовой аэродинамической цели (тактический истребитель типа F-16) осуществляется на дистанции от 17 до 26 км.

Помехозащищенность комплекса и применение многоспектральной радиолокационно-оптической системы управления позволяет устойчиво работать в условиях повышенного (до 4–10 раз) уровня помех.

За счет комбинирования в одной боевой единице средств обнаружения, целеуказания и поражения возможно автономное боевое применения комплекса. Одна боевая машина реализует полный цикл работы, включающий в себя поиск, обнаружение, опознавание и выбор цели, целеуказание, допоиск, захват, сопровождение и обстрел цели.

Дополнительно к этому следует отметить возможность полностью автоматического режима боевой работы как отдельной единицы, так и подразделения в составе нескольких боевых машин. При этом, если речь идет о работе штатной батареи (6 машин ЗРПК), то они объединяются в общую сеть целеуказания, а одна из них назначается ведущей (исполняющей обязанности батарейного пункта управления). При этом ведущая машина не теряет функционала автономной боевой единицы.

Серьезную вариативность при формировании боевых средств батареи дает модульный принцип построения комплекса. Это позволяет сочетать разные виды машин внутри подразделения. Так, например, можно формировать отдельные машины с чистым ракетным вооружением или имеющие только оптико-электронную систему наведения.

В цехах дочернего предприятия КБП — ОАО «Щегловский вал» производство «панцирей» поставлено на поток. Запланированное расширение производственных возможностей позволит удовлетворить потребности как иностранных заказчиков, так и всевозрастающие заказы Вооруженных Сил России.

1.0x