Авторский блог Анастасия Ежова 19:01 12 февраля 2015

Остров сопротивления

Пока бойцы Хизбаллы воюют против ваххабитских полчищ в Сирии, стоящие на блокпостах ливанские солдатики периодически принимают на себя удар со стороны террористов. Солдат периодически то убивают, то похищают и казнят изуверским образом. В первых числах декабря, в дни моего пребывания в Бейруте, на границе с Сирией, близ Баальбека, террористы из «Нусры» убили шестерых ливанских военных. До этого во время нападения на город Эрсаль боевиками Джабхат ан-Нусра и ИГ были захвачены 30 ливанских военных. Их террористы желают обменять на 400 своих сообщников, содержащихся в ливанских тюрьмах. Некоторых из этих военных уже убили путем обезглавливания. Родственники похищенных уже устали бесконечно митинговать и требовать от властей содействия в освобождении солдат, а потому обратились за помощью к генеральному секретарю Хизбаллы – сейиду Хасану Насраллаху.

Чуть уловимый морской бриз и свежесть ближневосточной ночи. Машина останавливается возле отеля с причудливым восточным колоритом: он словно высечен в скале, каждый номер выдержан в стиле одной из арабских стран, в ресторане под открытым небом раскуриваются кальяны, а колоритный араб в национальной одежде и наклеенными усами разливает в пиалы традиционный кофе. Я нахожусь в цитадели Сопротивления – в Ливане, в пяти минутах езды от знаменитого квартала Дахия, который был до основания разрушен израильскими агрессорами в 2010-м и в кратчайшие сроки вновь возведен на руинах усилиями шиитского движения Хизбалла и помогающего ему Ирана.

В 2010-м, когда я побывала в Ливане в первый раз, Бейрут был куда более спокойным и умиротворенным городом. Да, и тогда глазу были заметны шрамы, оставленные на ливанской земле войной июля-2006 – воронки от снарядов, противотанковые ежи посреди залитых солнцем улиц…

Но в целом это было другое время. Еще не полыхала кровопролитная гражданская война в соседней Сирии, где жизнь была настолько мирной, что представители разных конфессий и направлений в исламе имели возможность молиться по-своему, не опасаясь лишиться жизни из-за этого, а молодая женщина могла в одиночку путешествовать по стране, не рискуя быть изнасилованной и убитой (асадовская полиция и спецслужбы жестко контролировали ситуацию с преступностью, которая стремилась к нулю). Еще не орудовали банды ваххабитских головорезов, ныне озверевших настолько, что они пилят головы даже собственным конкурентам из противоборствующих группировок, деля транши от спонсоров. Еще даже не началась знаменитая «арабская весна», так изменившая расклад в регионе.

И Бейрут жил размеренной жизнью, и перемещение из одного конца города в другой не грозило ровным счетом ничем, кроме денежных трат – ливанская столица печально известна своими зашкаливающими ценами: если в ориентированных на простой народ кварталах, контролируемых шиитской Хизбаллой, цены условно равняются московским (до падения рубля), то в фешенебельных христианских районах чашка кофе в кафе стоит 20 долларов…

Сейчас за пределы районов компактного проживания конкретных религиозных общин, да еще и без сопровождения, лучше не выбираться. Когда в Сирии разгорелась гражданская война, движение Хизбалла приняло решение об участии в ней на стороне Асада, будучи мотивированным, главным образом, двумя соображениями – во-первых, поддержкой союзника по антисионистской коалиции (асадовская Сирия – важное связующее звено в поставке вооружения Сопротивлению), во-вторых, острой потребностью в защите населения шиитских деревень, подвергавшегося тотальному геноциду со стороны ваххабитских банд.

После существенных успехов Хизбаллы по выбиванию бандитов из городов Кусейр и Хомс ваххабиты грозились, что хизбаллинская Дахия содрогнется от взрывов (какое удивительное совпадение с целями и методами сионистов – с той лишь разницей, что они атаковали Дахию с воздуха, а эти с земли!) И ваххабитам действительно удалось осуществить в Дахии пять терактов, причем один из взрывов прогремел прямо у посольства Ирана – еще одного важного союзника Асада.

После этого Хизбалла обратилась к ливанской армии с предложением совместно установить в городе блокпосты, чтобы воспрепятствовать проникновению террористов. Сейчас попасть в Дахию в одиночку не так-то просто, но я вместе с друзьями трижды спокойно сделала это. А в те кварталы, где находятся дома офицеров Хизбаллы, не пускают вообще никого, кроме тех, кто там непосредственно живет. И это дало ощутимый результат: внутри Дахии теперь мир и спокойствие. Люди гуляют, сидят в кафе целыми семьями, раскуривают кальяны, общаются и смеются, не опасаясь диверсий.

Пока бойцы Хизбаллы воюют против ваххабитских полчищ в Сирии, стоящие на блокпостах ливанские солдатики периодически принимают на себя удар со стороны террористов. Солдат периодически то убивают, то похищают и казнят изуверским образом. В первых числах декабря, в дни моего пребывания в Бейруте, на границе с Сирией, близ Баальбека, террористы из «Нусры» убили шестерых ливанских военных. До этого во время нападения на город Эрсаль боевиками Джабхат ан-Нусра и ИГ были захвачены 30 ливанских военных. Их террористы желают обменять на 400 своих сообщников, содержащихся в ливанских тюрьмах. Некоторых из этих военных уже убили путем обезглавливания. Родственники похищенных уже устали бесконечно митинговать и требовать от властей содействия в освобождении солдат, а потому обратились за помощью к генеральному секретарю Хизбаллы – сейиду Хасану Насраллаху.

Сегодня в России кто-то пытается увидеть в боевиках Исламского Государства «авангард сопротивления мировой системе». Увы, эти уважаемые люди находятся в плену собственных иллюзий. Сколько я ни беседовала с сирийцами, палестинцами, ливанцами, активными в деле противостояния сионизму, абсолютно ни у кого не было сомнений, что ИГ и им подобные головорезы – творение Моссада, созданное им, чтобы отвлечь Сопротивления от противостояния сионистской оккупации, посеять склоки между самими мусульманами и натравить их на христиан, чтобы Ближний Восток захлестнула кровавая междоусобная бойня, а Израиль пожинал бы плоды и наслаждался собственной безнаказанностью.

Меж тем, у Сопротивления диаметрально противоположная стратегия – преодолевать сектантство. И речь не только о сближении разных направлений в исламе. В шиитской Дахии красуется церковь, обнесенная колючей проволокой во избежание возможных провокаций – члены Хизбаллы взяли на себя охрану христианского храма. «Если человек пришел к нам с миром, не важно, какое у него вероисповедание, мы берем его под защиту - сказал мне Хасан, представитель департамента медиа-связей движения Хизбалла, - это коранический принцип. Мы воюем только против тех, кто сам пришел к нам с войной». Важно помнить, что не только среди ливанцев, но и среди палестинцев достаточно христиан. И имена многих из них вписаны в историю Сопротивления оккупации точно так же, как имена мусульман. Поэтому движения Хамас и Хизбалла находят поддержку в том числе и у христиан Леванта.

Возвращение в Палестину

В это неспокойное время в уже упомянутом отеле As-Saha стартовала работа конференции под названием «Возвращение в Палестину» (Аудат иля Филастын). Это международное антисионистское движение, цель которого – содействовать возвращению палестинцам их территорий, их права жить на родной земле, не подвергаясь сносу домов, дискриминации, бомбардировкам и геноциду.

На конференции присутствовали делегаты более, чем из 30 стран мира. Латинская Америка, Сенегал, Иран, Турция, Малайзия, Индонезия, Индия, Британия и другие европейские страны…Присутствовали и те люди, которые на пути борьбы за права палестинского народа пожертвовали всем самым дорогим.

Например, это турчанка Джигдем Топчуоглу, которая в 2010 г. отправилась к берегам Газы на корабле Мави Марвара вместе со своим мужем Четином. Мужа сионисты застрелили у нее на глазах. Трогательная, хрупкая, добрая и открытая женщина, она, увы, не говорила ни по-арабски, ни по-английски, но пользовалась неизменным почетом со стороны всех гостей мероприятия. Жившая со мной в одном номере, Джигдем показала мне фотографии взрослого сына, внука и погибшего мужа. Благородные правильные черты лица, тонкий профиль, смелый взгляд – все это очень бросилось в глаза. Сама Джигдем, несмотря на возраст и пережитое горе, не утратила способности радоваться новым впечатлениям и удивляться всему, как ребенок, но, присмотревшись, на ее лице можно было заметить следы глубокого потрясения, которое оставило грубую вмятину на всей ее жизни.

Участники конференции обсуждали, главным образом, следующие темы:

1. Митинги, пикеты, шествия, арт-экспозиции, бойкот израильских товаров и другие мероприятия, связанные с поддержкой оккупированной Палестины. Цель этих акций – прорвать информационную блокаду, связанную с засильем сионистского лобби в СМИ. На этом фронте, впрочем, есть и свои достижения: главными каналами Сопротивления были названы Russia Today (Россия), Press TV (Иран) и Al-Mayadeen (арабский телеканал с штаб-квартирой в Лондоне) – не считая «Аль-Манар», официального канала движения Хизбалла.

2. Преодоление сектантства и такфиризма. Такфиризм – это обвинение остальных мусульман в «неверии», отступничестве и враждебности, что с точки зрения такфиристов дает им «право» убивать этих мусульман, не говоря уже о христианах. При этом подчеркивалась особая роль России, Китая и Ирана – стран, которые могли бы существенно содействовать борьбе против такфиристских террористических групп.

3. Строительство новых сионистских поселений на палестинских территориях и снос домов палестинцев. Именно так осуществляется ползучий израильский геноцид коренного населения Палестины, хотя отдаленные цели более амбициозны – это так называемый «большой Израиль» («от Нила до Евфрата»). Частными следствиями этого геноцида является нехватка стратегических ресурсов воды и усиливающаяся сегрегация (чего стоят только 140 блокпостов в Иерусалиме – система более сложная, чем на границах между государствами).

4. Гуманитарная катастрофа в Газе. В ходе последней атаки было разрушено 75 домов, 222 школы, 6 университетов, множество больниц, электростанций. Все это необходимо восстанавливать. Также жителям Газы остро требуется медицинская помощь: квалифицированные врачи, лекарства, от отсутствия которых блокадный сектор просто задыхается.

На заключительной пресс-конференции присутствовали особо важные гости: Наим Касем, заместитель генерального секретаря Хизбаллы, и непосредственные вдохновители проекта «Возвращение в Палестину» - доктор Абдулмалик Суккария и шейх Юсуф Аббас, сирийца по происхождению. Кроме того, по прямому телемосту из Газы к собравшимся обратился Исмаил Хания. Он говорил порядка часа, после чего слово взял шейх Наим Касем.

И Исмаил Хания, и шейх Наим Касем были непреклонны: никакие компромиссы с Израилем, никакое взаимодействие с ним, никакое признание сионистского государства –невозможно. Необходимо полное освобождение Палестины (при том, что желающие евреи, безусловно, смогут жить в ней). Исмаил Хания подчеркнул, что соглашения с сионистским врагом недопустимы ни в какой иной форме, кроме той, которая отвечает интересам палестинского народа. И что для победы Палестины жизненно необходимо единство всех групп Сопротивления.

Шейх Наим Касим обратил внимание на реалии сегодняшней международной системы: угнетенным приходится брать свое силой. В том числе – право на возвращение в Палестину. Все звенья Сопротивления – военное крыло, медиа, общественные кампании и конференции – представляют собой единый кулак. Палестина – Мекка свободных людей. Но обретение свободы не сводится лишь к упразднению расистского израильского государства. Его смысл намного шире: это освобождение всего региона от американского доминирования и от всех проектов, вскормленных США – в том числе и от такфиристских орд – ото всех нуср, игишей и иже с ними, имя им легион.

Красивый старик в чалме с правильными чертами лица и благообразной бородой, шейх Наим говорит четко и оперирует точными, меткими образами. Как мне шепнула Зейнаб ас-Саффар, в прошлом одно из главных лиц канала «Аль-Манар», а ныне – ведущая собственного политического шоу на Al-Mayadeen.TV – все это потому, что он получил очень хорошее образование, как исламское, так и светское: шейх Наим – ученый-химик.

Хизбалла

Главный канал Хизбаллы – «Аль-Манар» – в те дни непрестанно транслировал новость о визите спецпредставителя президента РФ на Ближнем Востоке Михаила Богданова в Ливан. Вообще на этом телеканале очень много сюжетов про Россию, и на экране постоянно мелькают до боли знакомые лица – и это не только Путин и Лавров; стоит чуть отвлечься – смотришь, там уже и Зюганов что-то долго и упорно объясняет, и другие люди – преимущественно, из русских патриотических кругов. Но визит Богданова для «Аль-Манар» был особо интересным событием, ибо, помимо иных ливанских официальных лиц и политиков, он встречался с генеральным секретарем движения Хизбалла – сейидом Хасаном Насраллахом.

Усилиями сионистской пропаганды образ Хизбаллы демонизирован – хотя, в отличие от США, Канады, Австралии и ряда европейских стран, Россия не считает ее террористической организацией. Это широкое общественно-политическое движение, пользующееся поддержкой значительной части населения Ливана (не только мусульман, кстати) и имеющее свою инфраструктуру, своих представителей в парламенте. У Хизбаллы есть только военное, но и политическое крыло, берущее на себя нагрузку по ведению социальной работы – открытию школ, больниц, образовательных и оздоровительных центров, услуги которых были бы доступны большинству простых ливанцев – опять же, не только мусульман. Примером масштабного социального проекта, претворенного Хизбаллой в жизнь за последние годы, является кампания по восстановлению жилья, разрушенного в ходе израильской июльской агрессии 2006 года, в ходе которой новые квартиры получили мусульманские, христианские и еврейские ливанские семьи.

Мне довелось посмотреть, что представляет собой это вновь восстановленное жилье, ибо Зейнаб ас-Саффар удостоила меня чести быть приглашенной в ее дом. Это просторная, со вкусом обставленная четырехкомнатная квартира (жилье, состоящее менее, чем из четырех комнат, на Ближнем Востоке – нонсенс), главная достопримечательность которой – великолепная лоджия с панорамным видом на море, выдержанная в серых, голубых и коричневых тонах, с угловым диваном и столиком для неспешного утреннего кофепития. Прежний дом Зейнаб был уничтожен израильской бомбой. Такие же прекрасные квартиры получили и другие жители Дахии, от которой в 2006 году сионисты не оставили камня на камне…

Чтобы объяснить русским патриотам на понятном им языке, откуда в Ливане взялось движение Хизбалла, можно привести условную аналогию с ополчением Донбасса. Ведь, как мы все знаем, сначала народ Юго-Востока поднялся, протестуя против фактического захвата власти в Киеве откровенными марионетками НАТО и американцев. И лишь потом из Москвы подтянулись лидеры и добровольцы, готовые придать этому стихийному народному недовольству очертания конкретного политического проекта.

Точно так же, до создания Хизбаллы ливанских шиитов объединяло иное движение – «Амаль» («Надежда»). Оно, кстати, существует в Ливане и поныне. Отличие «Амаль» от Хизбаллы заключается в том, что движение изначально в большей степени заточено просто на защиту интересов шиитской общины в ливанской системе конфессионализма. Хизбалла же – прямое порождение Исламской революции в Иране. Движение было создано в 1982 году офицерами иранского Корпуса стражей исламской революции, которые не просто приехали в Ливан, а осели там, женившись на ливанках. Целью движения стала борьба с сионистским и американским присутствием в этой стране – особенно на юге, который тогда был оккупирован Израилем.

Хизбалла – это, тем самым, ливанские хомейнисты. Хотя изначальным инспиратором движения был покойный аятолла Мухаммад Хусейн Фадлуллах – к слову, известный борец против противоречащей исламу дискриминации женщин в арабском мире (женского обрезания, «убийств чести» и т.п.), сегодня Хизбалла ориентируется прежде всего на верховного лидера Ирана – аятоллу Хаменеи.

Тем не менее, у движения своя специфика, отличная от иранской.

Во-первых, члены Хизбаллы четко понимают разницу между Ираном – страной с шиитским большинством, и Ливаном – государством, где примерно в равной степени присутствуют разные религиозные общины (из 4 млн населения 1 млн – христиане, чуть более миллиона суннитов и примерно столько же шиитов плюс конфессиональные меньшинства).

Поэтому Хизбалла не стремится к установлению в Ливане исламского правления с шариатскими законами, аналогичного иранскому. Она не распространяет шиитские нормы ни на кого, кроме самих шиитов, и даже в хизбаллинской Дахии женщина-христианка может спокойно прогуляться с непокрытой головой – в отличие от Ирана, где все должны носить платок, но многие делают это так, что видна большая часть волос, шея, уши, которые канонический хиджаб должен закрывать. Но вот среди религиозных ливанских шииток едва ли встретишь таких вот дам в полухиджабах; они покрыты очень строго – и сочетают это с бурной социальной активностью, работой, учебой и политической деятельностью, что, в отличие от иных арабских стран, для Ливана является нормой. В то же время, Хизбалла – это «государством в государстве», у нее есть своя параллельная система судопроизводства и де-факто – свои вооруженные силы. Ливанское государство не препятствует этому, ибо на практике именно Хизбалла сыграла одну из ключевых ролей по преодолению сектантской раздробленности и сплочению ливанской нации.

Во-вторых, если в Иране официальное исламское законодательство сложным образом переплетено с неписаными иранскими традициями, которые часто сильнее и, что удивительно, строже формально узаконенных шариатских норм, то ливанские шииты живут чисто по установлениям шиитского права, не примешивая к нему что-либо еще. Это делает жизнь ливанской шиитской общины более простой и прозрачной. Возможно, сама природа в Ливане благоприятствует большей внутренней свободе и расслабленности людей – море, морской бриз, горы, долины…

Антиамериканская составляющая в идеологии Хизбаллы очень важна. Убедиться в этом можно, ознакомившись с программным документом движения – «Политическим манифестом Хизбаллы» (2009). И предисловие, и его первая глава посвящены развенчанию американского гегемонизма и капиталистической модели, которая названа высокомерной. Тем самым, цель Сопротивления – не просто освобождение оккупированных территорий, но и борьба против капиталистического строя и миропорядка, насаждаемого Соединенными Штатами.

Дальше говорится о том, какими методами США пытаются поработить Ближний Восток. Также Манифесте подробно обрисованы очертания того государственного строя, который Хизбалла желала бы видеть в Ливане. Он базируется на следующих столпах: национальное единство, защита прав и свобод граждан, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, поощрение инициативы на местах, развитие реального сектора экономики – промышленности и сельского хозяйства, доступность жилья, образования и медицинских услуг для основной массы населения (в сегодняшнем Ливане абсолютно все это – платное), создание условий для талантливой молодежи, повышение роли женщины в обществе. Наконец, дается анализ международных отношений, и, помимо подробного освещения проблемы оккупации Палестины, в Манифесте также сделан акцент на особую роль Ирана в регионе.

Если отвлечься от сухих идеологических выкладок, можно отметить, что с этими людьми – что с членами Хизбаллы, что с участниками движения «Возвращение в Палестину» - удивительно легко найти общий язык. Это удивительно открытые, душевные и веселые люди. Приятно было обнаружить, как много они знают о современной России, как ценят сотрудничество с нами. Один из моих собеседников – вдохновителей проекта «Возвращение в Палестину», к примеру, восхищался Александром Дугиным и его книгами. Параллельно зашел разговор о ельцинской эпохе. Ливанцы, сирийцы, с которыми я общалась, убеждены: Ельцин – преступник, который продал нашу страну американцам. Знают они и о кровавой бойне, устроенной в центре Москвы в октябре 93-го…

Млита

Невозможно прочувствовать дух Сопротивления, лишь читая программные документы. Нужно дышать воздухом этого Сопротивления, чувствовать его пульсацию, улавливать его трагический, возвышенный ритм…И для этого мы едем на самый юг Ливана – в музей Сопротивления Млита, который сионисты жаждут уничтожить как одну из стратегических целей. Этот музей был открыт в 2010 году в честь 10-летия освобождения юга Ливана от оккупации Израилем.

Дорога занимает порядка часа – ничто по московским меркам. Но какая это дорога! И какие вокруг простираются красоты! Долины, подернутые дымкой, красные черепичные крыши маленьких домиков, горы, покрытые насыщенно-темной зеленью. Шиитский юг Ливана – это оплот Сопротивления. Зеленые флаги движения «Амаль», желтые знамена Хизбаллы, черные стяги, поднятые в знак траура по имаму Хусейну, портрет шиитских лидеров – имама Мусы Садра, сейида Хасана Насраллаха – словно броские мазки на фоне природного великолепия.

Млита – огромный комплекс под открытым небом, в горах. На входе перед кинозалом, где крутятся кадры военной хроники и победы над оккупантами (и воины Хизбаллы стреляют по ним под русское «Полюшко-поле»!) расположено «кладбище» уничтоженной сионистской техники – подбитых танков, сбитых вертолетов и т.д. А дальше, петляя, вьются лесные тропы, где инсценированы сражения. Особенно приковывает взор блиндаж шейха Аббаса Мусави – предыдущего генерального секретаря Хизбаллы, погибшего от рук сионистов в 1992 году. Аскетичный молитвенный коврик, военные каски, автомат, раскрытый Коран, звуки которого льются через репродуктор, черная чалма сейида – потомка пророка Мухаммада…

Есть в Млите и другой завораживающий объект – тайный тоннель в скале, где воины укрывались во время сражений. Ты идешь по едва освещенному коридору, невольно испытывая и возбуждение, и спонтанный дискомфорт от погружения в узкое замкнутое пространство, и вдруг из глубины начинают доноситься чуть уловимые, размеренные и величественные звуки шиитского дуа – молитвы, читаемой нараспев, подобно Корану. Постепенно дуа звучит все громче, и по левую руку ты обнаруживаешь глухую комнатку, а в ней – фигура шиитского бойца Сопротивления, склонившегося над книгой и читающего эту молитву. Серые каменные стены, неяркая лампадка, на стене – черное полотнище с зеленой вязью, на котором выписано приветствие дочери пророка Мухаммада – Фатиме Захре, и черное знамя Хизбаллы с ярко-желтой эмблемой. Следуя по тоннелю дальше, обнаруживаешь стеклянные витрины с обмундированием тех лет, и вот уже в конце коридора чуть брезжит дневной свет. Выводит этот тоннель на смотровую площадку, откуда открывается вид на панораму гор – из полумрака к ослепительному свету, из узкой западни – к открытому пространству, из серо-коричневого подземелья – к буйству красок.

В мире потребления этот остров Сопротивления представляет собой подлинный памятник человеческому духу, героизм, воле к борьбе. Находясь в таком месте, люди испытывают неизбежный катарсис: вначале их настолько переполняют эмоции, что невозможно сдержать слезы, но затем на душе становится необыкновенно хорошо и легко, в ней поселяется удивительный покой и умиротворение.

Млита – это не просто ливанский национальный символ, это настоящий маяк для всех свободных людей, кто взял в руки оружие, чтобы не допустить на свою землю западных империалистов, крупный капитал ростовщиков, сионистов и их марионеток…

1.0x