Авторский блог Олеся Николаева 00:00 30 мая 2013

Церковь и культура

Фигура Куняева — это фигура знаковая. Он являлся ярким сильнейшим раздражителем для либерально-антирусской среды. Естественно, патриарх не может этого не знать. Поэтому награждение Патриаршей премией Куняева является совершенно очевидным знаком того, в какую сторону поворачивает церковный курс патриарх Кирилл

Евгения Нечаева
Вечером 22 мая 2013 года святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В Зале церковных соборов храма Христа Спасителя присутствовали управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Издательского совета Русской православной церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Вятский и Слободской Марк, председатель Издательского совета Белорусского экзархата епископ Борисовский Вениамин, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы ФС РФ С.А. Попов, члены Палаты попечителей премии.
На соискание Патриаршей премии были выдвинуты 22 кандидата. 27 марта 2013 года состоялось заседание Совета экспертов, в ходе которого был сформирован короткий список номинантов премии, в который вошли 9 писателей:
Варламов Алексей Николаевич;
Володихин Дмитрий Михайлович;
Красников Геннадий Николаевич;
Куликовская-Романова Ольга Николаевна;
Куняев Станислав Юрьевич;
Лепахин Валерий Владимирович;
Лощиц Юрий Михайлович;
Сухинина Наталья Евгеньевна;
протоиерей Александр Торик.
Со словом к собравшимся обратился патриарх, который отметил, что национальная литература — это своего рода отражение того культурного пути, который прошёл создавший её народ. "Всем нам хорошо известно, что на протяжении столетий культурный путь русского народа определялся православной верой. Классическая русская литература неизменно основывалась на идеалах и ценностях, данных человеку в Божественном Откровении", — подчеркнул предстоятель Русской церкви.
По словам его святейшества, несмотря на то, что сегодня многие говорят о кризисе культуры, о том, что современная литература не идёт ни в какое сравнение с классической литературой, было бы несправедливым сказать, что сегодня нет хороших писателей.
"Такие авторы есть. Они работают в разных жанрах и разной степени известностью обладают. Они принадлежат к разным поколениям, однако их объединяет стремление утверждать и отстаивать в общественном сознании непреложные идеалы и ценности. Именно те писатели, которые осознают себя духовными преемниками отечественных классиков и продолжателями их служения, не идут на этические и эстетические компромиссы в угоду требованиям массового читателя, становятся лауреатами Патриаршей литературной премии", — отметил святейший владыка.
Патриарх Кирилл огласил протокол результатов тайного голосования членов Палаты попечителей Патриаршей литературной премии. Ими стали: А.Н. Варламов, С.Ю. Куняев и Ю.М. Лощиц.
Под звуки фанфар каждому лауреату святейший патриарх вручил диплом, сертификат на получение материальной составляющей премии, знаки премии и цветы.
Лауреаты Патриаршей премии 2013 года обратились со словами благодарности к его святейшеству и всем участникам торжественной церемонии.


Андрей Фефелов, журналист
Основная проблема современных российских литературных премий заключается в том, что непонятно, кто кому и за что их даёт. Даже Государственная премия не освящена авторитетом государства, ибо государство нечетко декларирует свои ценности и предпочтения в области культуры и идеологии. Если говорить о Русской православной церкви, то здесь мы видим ясную и целостную систему критериев оценки того или иного явления. В этом смысле Патриаршая литературная премия вполне может стать точкой сборки целой писательской среды, состоящей из художников слова, исповедующих русские традиционные ценности. Как известно, Патриаршая премия по литературе дается не за отдельное произведение, а за совокупный вклад того или иного писателя в сокровищницу русской культуры. Это, скорее, идеологическая декларация, нежели культурный маркетинг. Поэтому очень важно, чтобы церковное участие в литературных делах происходило не только в Дни славянской письменности и культуры. Вручение Патриаршей премии должно стать апогеем некоего литературного процесса, который может быть явлен через прессу, разделяющую церковные ценности, и через литературные мероприятия, организованные под эгидой Московской Патриархии.
Кто и как "закрутит" этот процесс? По сути, от ответа на этот вопрос зависит дальнейшая судьба Патриаршей литературной премии. Будет ли она лишь условным символом участия Церкви в культурной, литературной жизни, или она станет локомотивом живого литературного процесса, который втянет в свое русло писателей, живущих не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и тех авторов, кто обретается на просторах Большой России? Здесь всё зависит от конкретной личности или от конкретной группы, способной организовать культурный процесс, вдохнуть в него жизнь.

Олеся Николаева, писатель, член Палаты попечителей Патриаршей литературной премии
Русская культура родилась в лоне церкви, все вышло оттуда, из монастырей. Я думаю, что церковь возвращает себе эту функцию. Мы видим полное разложение светской культуры из-за того, что государству, как выяснилось, она совершенно не нужна, чиновники говорят, что она нерентабельна. И что? Мы видим какие-то кучки растерянных писателей и огромные кучи графоманов, которые хотят заявить как Бобчинский с Добчинским: "Азъ есмь". Разрушен экспертный институт.
Если что-то очень хорошее выходит, то за этим невозможно уследить, бесконечно малые тиражи. В лучшем случае кто-то знакомый даст тебе эту книжку, или ты знаешь этого писателя. Поэтому, я думаю, что Патриаршая премия — это возвращение церкви в культуру. Кстати, это потихонечку начиналось после 90-х годов. Когда умные архиереи в своих епархиях объединяли церковную и культурную жизнь. Они устраивали православные конференции. Русская интеллигенция совершенно заброшена, она живет на копейки, ее совершенно никто ни во что не ставит, она страшно унижена. Но даже если им вообще не будут платить, эти люди все равно будут заниматься своими изысканиями: историческими, литературными, филологическими. И такие конференции — возможность показать результаты своей работы, встретиться с коллегами.
Я на нескольких таких конференциях побывала. Например, в Саратове. И меня это совершенно потрясло, потому что уровень блистательный. Я такого не встречала, даже когда была где-нибудь в Европе или в Америке. И эта интеллигенция собирается вокруг архиерея. Он становится еще некоторым культурным центром. Я думаю, функция этой премии именно в этом и состоит, что начинается культурноя делание, инициатива которого исходит из лона церкви. Настоящая литература будет православной. Потому что предметом литературы является человек, а литература в том виде, в каком она существует, есть плод христианского представления о человеке. Поэтому исследования личности человеческой, исследования высот духа и, наоборот, соблазнов, неустойчивости и изменчивости человеческой воли — дело христианское. Хорошая литература отличается именно тем, что она создает новую реальность и являет нам новые характеры, в которых запечатлеваются черты, характерные для людей той или иной страны, того или иного времени.

Константин Душенов, писатель
Мне представляется весьма символическим событием награждение Патриаршей премией главного редактора журнала "Наш современник" Станислава Куняева.
Фигура Куняева — это фигура знаковая. Ещё с 60-х годов он являлся ярким представителем русской национальной струи в литературном бомонде и сильнейшим раздражителем для либерально-антирусской среды. Естественно, патриарх не может этого не знать. Поэтому награждение Патриаршей премией Куняева является, на мой взгляд, совершенно очевидным знаком того, в какую сторону поворачивает церковный курс патриарх Кирилл. И это не может не радовать.

1.0x