Сообщество «Экономика» 00:00 14 марта 2013

Цены — сбить!

В рам­ках под­го­тов­ки к Мос­ков­ско­му эко­но­ми­че­с­ко­му фо­ру­му (МЭФ) про­шли слу­ша­ния, по­свя­щен­ные про­бле­мам и пер­спек­ти­вам топ­лив­но-энер­ге­ти­че­с­ко­го ком­плек­са Рос­сии. Не­ко­то­рые вы­ступ­ле­ния уча­ст­ни­ков МЭФ мы пред­ла­га­ем вни­ма­нию на­ших чи­та­те­лей.

В рам­ках под­го­тов­ки к Мос­ков­ско­му эко­но­ми­че­с­ко­му фо­ру­му (МЭФ) про­шли слу­ша­ния, по­свя­щен­ные про­бле­мам и пер­спек­ти­вам топ­лив­но-энер­ге­ти­че­с­ко­го ком­плек­са Рос­сии. Не­ко­то­рые вы­ступ­ле­ния уча­ст­ни­ков МЭФ мы пред­ла­га­ем вни­ма­нию на­ших чи­та­те­лей.

Современная пи­а­ро­кра­тия со­зда­ла в сфе­ре ТЭК це­лый ряд ус­той­чи­вых ми­фов. Они не име­ют от­но­ше­ния к ре­аль­но­с­ти, но при этом на­но­сят стра­не ко­лос­саль­ный ущерб.

Так, нам рас­ска­зы­ва­ют о "не­на­силь­ст­вен­ной", яко­бы не за счет граж­дан мо­дер­ни­за­ции, — а на де­ле мы име­ем изъ­я­тие их средств че­рез рост "ре­гу­ли­ру­е­мых" та­ри­фов и мо­но­поль­ных цен.

Нас убеж­да­ют, что рост та­ри­фов по­ле­зен нам, так как сти­му­ли­ру­ет нас к энер­го­сбе­ре­же­нию и эф­фек­тив­но­с­ти, — а на де­ле мо­но­по­лии ком­пен­си­ру­ют рос­том цен спад по­треб­ле­ния. С од­ной сто­ро­ны, ин­ве­с­ти­ции в энер­го­сбе­ре­же­ние не оку­па­ют­ся, с дру­гой — про­из­во­дить в Рос­сии ста­но­вит­ся не­вы­год­но.

До­ми­ни­ро­ва­ние иде­о­ло­ги­зи­ро­ван­ной по­ли­ти­ки в ин­те­ре­сах мо­но­по­лий над эко­но­ми­че­с­ким раз­ви­ти­ем стра­ны ве­дет к мно­го­чис­лен­ным пе­ре­ко­сам. Ин­ве­с­ти­ци­он­ные над­бав­ки к це­нам и та­ри­фам в со­че­та­нии с амор­ти­за­ци­ей, за­кла­ды­ва­е­мой в це­ну, за­став­ля­ет по­тре­би­те­ля пла­тить дваж­ды.

"При­бо­ры уче­та" на­деж­но вы­тес­ни­ли из го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки вне­д­ре­ние тех­но­ло­гий энер­го­эф­фек­тив­но­с­ти.

Вне­эко­но­ми­че­с­кая прак­ти­ка за­пре­тов (да еще и не­про­ду­ман­ных) вро­де за­пре­та на лам­поч­ки в 100 Вт под­ры­ва­ет прин­цип до­б­ро­воль­но­го эко­но­ми­че­с­ко­го вы­бо­ра — ос­нов­ной прин­цип ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

Рост ре­гу­ли­ру­е­мых фак­то­ров стал ос­нов­ным фак­то­ром ин­фля­ции, а рост вну­т­рен­них цен вы­ше сред­не­ми­ро­вых стал ос­нов­ным фак­то­ром ут­ра­той Рос­си­ей кон­ку­рен­то­спо­соб­но­с­ти.

В Рос­сии 60-80% на­се­ле­ния вы­сту­па­ет за го­су­дар­ст­вен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние цен. Од­на­ко при ны­неш­ней раз­ло­жен­но­с­ти го­су­дар­ст­ва гос­ре­гу­ли­ро­ва­ние контр­про­дук­тив­но: из-за кор­руп­ции, за­трат­но­го ме­то­да це­но­об­ра­зо­ва­ния, низ­кой ква­ли­фи­ка­ции чи­нов­ни­ков ре­гу­ли­ру­е­мые це­ны ока­зы­ва­ют­ся вы­ше ми­ро­вых.

Ре­аль­ные ис­точ­ни­ки сни­же­ния цен — это на­ло­ги и сверх­до­хо­ды неф­тя­ных ком­па­ний.

В ча­с­ти на­ло­гов сле­ду­ет в те­че­ние трех лет сни­зить став­ку НДС до 9%, сни­зить об­щую на­ло­го­вую на­груз­ку на фонд оп­ла­ты тру­да с ны­неш­них бо­лее, чем 39% до не бо­лее, чем 33%. Это сни­зит це­ны на 7-8%, ле­га­ли­зу­ет те­не­вые обо­ро­ты, по­вы­сит на­ло­го­вые по­ступ­ле­ния. Для ком­пен­са­ции вы­па­да­ю­щих до­хо­дов сле­ду­ет по­вы­сить на­ло­го­об­ло­же­ние ди­ви­ден­дов фи­зи­че­с­ким ли­цам до 15%, и, воз­мож­но, на­лог на при­быль — до 24%.

Сле­ду­ет от­ме­нить ак­ци­зы на бен­зин и диз­топ­ли­во клас­са Ев­ро-4 и вы­ше, при­знав их то­ва­ра­ми со­ци­аль­ной зна­чи­мо­с­ти. Ком­пен­си­ро­вать со­кра­ще­ние до­хо­дов бю­д­же­та рос­том экс­порт­ных по­ш­лин с за­чис­ле­ни­ем их со­от­вет­ст­ву­ю­щей ча­с­ти в до­рож­ные фон­ды по сет­ке, ис­поль­зу­е­мой для ак­ци­зов. Это сни­зит це­ны на 12-18%.

На­до от­ме­нить транс­порт­ный на­лог, при­вя­зан­ный к мощ­но­с­ти дви­га­те­ля, так как с 2011 го­да он уже вклю­чен в сто­и­мость топ­ли­ва че­рез уве­ли­че­ние ак­ци­зов.

Пе­ре­чис­лен­ные ме­ры — ра­зу­ме­ет­ся, при ог­ра­ни­че­нии про­из­во­ла мо­но­по­лий — сни­зят це­ны на АЗС на 20-25%, а при ог­ра­ни­че­нии сверх­до­хо­дов неф­тя­ных ком­па­ний — на 30% и бо­лее.

В са­мом де­ле, ведь нор­ма при­бы­ли рос­сий­ских неф­тя­ных ком­па­ний в 1,5-2 ра­за вы­ше за­ру­беж­ных. И эта раз­ни­ца на­прав­ля­ет­ся не в про­из­вод­ст­во и да­же не на ди­ви­ден­ды, а в ос­нов­ном за­кла­ды­ва­ет­ся в "ку­быш­ку" — в ос­тат­ки на сче­тах, де­по­зи­ты, крат­ко­сроч­ные спе­ку­ля­тив­ные вло­же­ния.

С 2009 го­да неф­тя­ные ком­па­нии Рос­сии ком­пен­си­ру­ют не­до­по­лу­чен­ную экс­порт­ную вы­руч­ку за счет уве­ли­че­ния до­хо­дов на рос­сий­ском рын­ке — то есть по­вы­ше­ни­ем не­про­зрач­ных цен.

Го­су­дар­ст­во долж­но от на­ло­го­об­ло­же­ния до­бы­чи неф­ти пе­рей­ти к об­ло­же­нию сверх­до­хо­дов неф­тя­ных ком­па­ний. При этом сле­ду­ет ока­зы­вать це­но­вое дав­ле­ние на вну­т­рен­ний ры­нок за счет уп­рав­ле­ния це­но­об­ра­зо­ва­ни­ем гос­ком­па­ний в ин­те­ре­сах эко­но­ми­че­с­ко­го раз­ви­тия Рос­сии, а не в ин­те­ре­сах мак­си­ми­за­ции при­бы­ли за счет по­дав­ле­ния это­го раз­ви­тия.

Cообщество
«Экономика»
1.0x