Авторский блог Николай Потемкин 12:02 24 декабря 2014

Цена нефти в 35 долларов за баррель – реальна?

Есть две трактовки причин снижения цен на нефть: борьба традиционных экспортеров со сланцевыми производителями vs договоренности между США и Саудовской Аравией против России. Учитывая рост значения сланцевого производства ценообразование именно в настоящий момент определяется даже не столько Саудовской Аравией, а США и рентабельностью их добычи сланцев. Быстрого восстановления цен не произойдет, и цены в районе 60 долларов вполне могут держаться несколько месяцев, переизбыток предложения в 2 млн баррелей не будет ликвидирован быстро. Прогнозы о среднегодовой цене в 2015 году в 80-85 долларов за баррель являются завышенными.

Обычно, когда происходит резкий рост или падение цен на активы, аналитики выдвигают самые разные прогнозы. Сейчас многие прогнозисты пытаются предсказать цены на нефть в 2015 году. В настоящий момент цена стабилизировалась в районе 60 долларов за баррель, поэтому есть возможность спокойно все обдумать и предположить динамику цены. Многие «аналитики» заимствуют из исследований друг друга прогноз о среднегодовой цене нефти в 2015 году в 80-85 долларов за баррель. Но все не столь однозначно.

Прежде всего, есть две трактовки причин снижения цен на нефть. Первая – борьба традиционных экспортеров, прежде всего, Саудовской Аравии, против сланцевых производителей. Вторая – теория сговора США и Саудовской Аравии против России. Большинство уверено в первом сценарии. Но на самом деле сценарии-то противоположные. При первом сценарии Саудовская Аравия умышленно снижает цену на нефть, в своих интересах, и, следовательно, снижение цены – конечно и ограничено этими интересами. Так, цена существенно ниже 60 долларов Саудовской Аравии невыгодна.

При втором сценарии Королевство – ведомое. Оно (плюс Кувейт и ОАЭ) снижает цену на основе неформальных двусторонних договоренностей (тогда как очевидно, что выгоднее для него – высокая цена), и будет играть на снижение до тех пор, пока будут соответствующие неформальные просьбы, направленные, прежде всего, на то, чтобы ослабить Россию.

«Странным» (если исходить из первого сценария) является, во-первых, то, что Саудовская Аравия, Кувейт и ряд других стран абсолютно не борются со снижением цен на нефть. В наибольшей степени это проявилось в ходе заседания ОПЕК 27 ноября, когда страны заявили, что не будут снижать производство в случае дальнейшего снижения цен – что сразу привело к резкому падению, с уровня выше 70 до уровня ниже 60 долларов за баррель. Во-вторых, недавние заявления министров сначала ОАЭ, а затем – Саудовской Аравии о том, что производство не будет снижаться даже при снижении цены до 40 долларов – в устах эмиратцев, и 20 – в устах саудитов, будто бы чиновники продолжают путем умышленных словесных вбросов толкать цену вниз. Но если исходить именно из второго сценария – то эти действия полностью в него вписываются.

Несколько фактов о ценах на нефть:

В 2000-2003 гг. среднегодовая цена нефти составляла 23-27 долларов за баррель. В тот момент такие цены считались нефтеэкспортерами не только приемлемыми, но и выгодными. Только с 2011 г. среднегодовая цена стала превышать планку в 100 долларов за баррель, до этого всегда была ниже. Сейчас очевидно, что именно цены выше 100 долларов за баррель (даже выше 90), а не нынешние, являются нетипичными.

Уровень, при котором являются бездефицитными бюджеты основных «ньюсмейкеров» из ОПЕК и других стран, существенно различаются. Для Кувейта и Катара – около 55 долларов за баррель, ОАЭ – 79, Саудовской Аравии – 98. Тогда как для России – 105, Ирана и Алжира – 131-132, Венесуэлы – 161. Поэтому у них больший, чем у нас, запас. В то же время бюджеты данных стран еще сильнее, чем российский, зависят от нефти – и игры с ценами могут сыграть с ними злую шутку.

В государственных резервных фондах Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта накоплены активы по 500-750 млрд долл. в каждом. Это позволяет странам в течение достаточного времени пережидать низкие цены.

Известнейший зарубежный эксперт Даниэль Ергин привел новые данные по сланцевым месторождениям США о том, что 80% из них будут прибыльны при цене в 50-69 долларов за баррель – что существенно ниже оценок рентабельности, высказывавшихся еще год назад, в том числе чиновниками ОПЕК. Причем компании будут и дальше улучшать технологии и снижать издержки.

Превышение предложения нефти над спросом составляет около 2 млн баррелей в день, что толкает цены вниз. Как только избыточное предложение уйдет с рынка из-за низких цен – рынок станет сбалансированным на новом ценовом уровне (который сейчас многими прогнозируется на уровне 80-85 долл., на наш взгляд – завышенном).

Но уйдет ли избыточное предложение в 2 млн баррелей в день в ближайшие 3-4 месяца? Ответ: вряд ли, и это очень важный момент – он означает, что предпосылки для продолжения ценовой войны будут сохраняться.

Цитировавшийся выше Ергин также пишет, что, во-первых, главным фактором ценообразования стал рост добычи нефти в США, во-вторых, уровень цен будет определяться ее рентабельностью в США – из этого следует, что ценообразование контролируют США. Это очень важно.

В 2009 году цены опускались до 35 долларов за баррель, а в графическом анализе рынков используются пиковые позиции – если цена находилась на каком-то уровне, то она с большой вероятностью к нему вернется.

Сейчас цены находятся в коридоре на уровнях около 60 долларов за баррель. Многим кажется, что это дно. Но на уровне 80 цены в октябре тоже держались две недели, и казалось, что достигли минимального уровня, но потом снижение продолжилось. После зимы наступит весна, когда потребление неизбежно снизится.

Нужно рассмотреть и контртезисы, иначе анализ будет неполным и однобоким. Во-первых, у сырьевого суперцикла 2003-2014 годов были объективные причины – быстрый рост мировой экономики и удорожание добычи нефти традиционными способами, из-за снижения доступности. Во-вторых, известный российский ученый, академик Н.А. Симония регулярно выступает с аргументированными доказательствами того, что сланцевая революция является «пузырем». В №1 журнала «Эксперт» за 2015 год он опубликовал статью, в которой пишет о следующем: сланцевый бум на рынке газа США оказался пузырем, и США решили переключиться на нефть; пик добычи сланцевой нефти в США придется на 2017 год, а затем за два года добыча упадет до уровня 2012 года; цена в 50 долларов будет означать конец сланцевой революции; миф о сланцевой революции был нужен Обаме для запуска реиндустриализации, а также для психологического давления на Россию и другие страны; данные об изобилии запасов сланцевого газа в Польше оказались мифом, все пробуренные скважины либо пустые, либо нерентабельные; США, догматически верящие в свое экономическое превосходство, могут столкнуться с тем, что глобализация бумерангом окажет негативное воздействие на их экономику.

Данную точку зрения следует иметь в виду, хотя технологии сланцевой добычи будут прогрессировать и удешевляться; руководители российских добывающих компаний в 2006-2009 годах неоднократно говорили о неверии в сланцевую революцию (как и о том, что цена газа достигнет 1000 долларов за тысячу кубометров; или «Газпром» будет экспортировать в Европу 200 млн кубометров в год), однако, очевидно, что при неверии в сланцевую революцию они ошибались – при существовавших в 2011-2013 годах ценах сланцы оказывали реальное воздействие на других производителей. Важно также, что говоря об уровне в 50 долларов как нерентабельном для сланцевых производителей, академик Симония не пишет о том, какой же будет рентабельность для большинства из них (а ведь очевидно, что в районе этого уровня в настоящее время и должна вращаться цена на мировом рынке). 65-75 долларов?

В экономике почти ничего нельзя предполагать со 100%-й уверенностью, а степень вероятности того или иного события тоже можно оценить в процентах. Даже учитывая точку зрения академика Симонии, быстрого восстановления цен не произойдет, и цены в районе 60 долларов вполне могут держаться несколько месяцев (а переизбыток предложения в 2 млн баррелей, как сказано выше, не будет ликвидирован быстро). Возможность краткосрочного снижения цен в какой-то момент в 2015-2016 годах до 35-40 долларов (или близко к этому уровню) можно оценить примерно в 40% (что чуть ниже половины, но весьма много), а вот вероятность того, что в 2015 году мы увидим цены в 50 долларов – можно оценить не менее чем в 90%. Прогнозы о среднегодовой цене в 2015 году в 80-85 долларов за баррель являются завышенными.

1.0x