Заявление председателя Центробанка России Эльвиры Набиуллиной о том, что инфляция в 2015 году может превысить 15%, вызывает возмущенную реакцию не только в экспертной среде, но и у рядовых граждан. Такую же, как и отчет Росстата об инфляции на уровне 11,4% по итогам 2014 года. Если обменный курс вашей национальной валюты к доллару Федрезерва падает в два раза, а финансовый и товарный рынок зависит от импорта более чем наполовину, будучи практически полностью открыт "в обе стороны", такие цифры в устах главного банкира страны на первый взгляд выглядят либо полной безграмотностью, либо жалкой попыткой оправдания за полный провал политики Центробанка за последние два года. Но не всё так просто.
Ведь с тем же успехом Набиуллина могла заявить, что инфляция в текущем году превысит и 5%, и 30% — и то, и другое было бы несомненной правдой. Откуда же взялась такая промежуточная цифра — 15%, и почему она полностью совпадает с установленной после нового года ключевой ставкой руководимого Эльвирой Сахипзадовной Центробанка?
Конечно, никакой случайности тут нет — сделанный ею "прогноз" призван снять все вопросы к тем 15% годовых, под которые сегодня могут кредитоваться у ЦБ коммерческие банки. Эта планка, подобно "декабрьским" 17%, начисто уничтожает любую деятельность в реальном секторе российской экономики — потому что под 23-25% годовых банковского кредита, которые получаются "на выходе" для заемщика, можно спекулировать на валютном рынке, можно торговать наркотиками и "живым товаром", можно содержать казино, можно заниматься рейдерством и "дербанить" захваченные объекты собственности, но никаким производством, никакой "обычной" торговлей заниматься невозможно.
"Если они берут кредиты под такой процент (от 25% годовых и выше), то либо у людей плохо с математикой, либо под видом помидоров они продают наркотики. Ни один другой бизнес не дает такой маржи", — втихую злорадствует либеральная пресса, которая вся, так или иначе, финансируется Западом, а потому исповедует принцип "чем хуже для России, тем лучше".
Может ли "просвещенный либерал-рыночник" Набиуллина признать, что своей политикой поддерживает исключительно криминальный, "теневой" сектор отечественной экономики? Впрямую — разумеется, нет. А вот иносказательно, через апелляцию к "невидимой руке рынка", противостоять которой якобы невозможно и бессмысленно, — это всегда пожалуйста.
Индульгенция наготове, можно работать дальше? Интересно, до какого предела, до какого края? Чтобы 1000 рублей за доллар, 1000% годовых и зарплаты "среднестатистическому" россиянину хватало на буханку хлеба в день, не больше?