Сообщество «Форум» 00:15 29 декабря 2015

Царство Конго

Средневековое государство в Конго

Может из-за Киплинга с его бременем белого человека, а может из-за врожденного европейского высокомерия, мы живем в плену иллюзий о как развитии цивилизация. Средний человек представляет себе это развитие так: в центре мироздания, само собой, Европа, затем Япония, Индия, Китай, сжав зубы Арабский мир, Турция и Персия, чуть свысока, как интересная экзотика Месоамерика. Африка, за исключением Магриба и Египта – дикари бегающие за обезьянами по джунглям. А между тем, даже в Экваториальной Африке, задолго до прихода белых цивилизаторов существовали свои высокоразвитые, по тем временам, государства.

С одного из таких государств – царства Конго хотелось бы начать серию публикаций в газете «Завтра».

Основателем его был вождь Ними-а-Лукени (другое имя — Нтину Вене), который пришёл вместе с отрядом воинов из района реки Кванго на востоке страны. Во главе государства стоял царь, носивший титул мани-конго. Большую роль играл также совет знати, определявший выбор наследника в период междуцарствия (наследование шло по нормам материнского права — от дяди к племяннику — сыну старшей сестры, от старшего брата к младшему). Складывавшиеся в стране феодальные отношения переплетались с институтами родового строя, существовало и домашнее рабство. Развивались ремёсла и торговля.

К середине XV века царство достигло вершины своего могущества, распространив свою власть на населённые северные берега реки Конго и сделав своими данниками Нгойо, Лоанго, Каконго, Ндонго и другие государственные образования.

Однако в конце XV века началось проникновение португальцев в Конго. 3 мая 1491 года царь Нзинга а Нкуву под именем король Жуан I принял католицизм от португальских миссионеров. Вместе с ним были крещены его старшая жена и его сын Нзинга Мбемба (Афонсу). Таким образом, он надеялся обрести нового политического союзника и получить огнестрельное оружие. Но все оказалось не так: началось порабощение местных жителей.

Ставший королем после Жуана I, король Альфонсу I под давлением народного недовольства, отменил монополию португальцев на работорговлю, перестал поддерживать миссионеров и отказался от католичества. Недовольство населения португальцами выразилось, среди прочего в появлении новых религиозных течений (в частности, антониановской ереси). Следующий правитель Конго Диогу (1545—1561) сумел вообще выдавить португальцев из страны.

Но бремя белого человека не давало покоя европейским колонизаторам. Они начинают обычную практику разжигания межплеменной розни и войн. В 1570 году в результате тонкой интриги из глубин тропической Африки приходят воинственные племена яга. Отбить их нашествие помогают все те же португальцы. После чего они вернули и укрепили свое влияние в Конго.

Засилье европейцев и произвол местной знати вызвали мощное народное восстание под предводительством Мбула Матади (около 1587).

Затем португальцы вновь объединились с африканскими варварами того времени - яга и весь XVII век королевство вынуждено было воевать за свою независимость, пока не распалось на мелкие племена, став после этого легкой добычей колонизаторов.

1.0x