К сожалению, обращаться неоднократно к славной истории древнего стольного града Киева мотивируют печальные современные новости. Боевики и националисты атакуют храмы и приходы УПЦ на Украине. Сами прихожане предают священство, которое многолетне их опекало. Часть жителей одного села выступает довольно агрессивно против тех, с кем многократно приступали к Чаше Причастия. И что действительно поразительно, что делают они это искренне, считая Православную церковь оккупантом от Москвы на Украине, и переходят в филаретовский раскол.
В последние полгода особенно ярко заявляет о себе Ровненская область как находящаяся на огневом рубеже противостояний и захватов православных храмов филаретовцами (Ровненская, Хмельницкая, Черновицкая, Тернопольская). Уже год село Птичье в Ровненской области и Успенский храм то захватываются боевиками ПС, то решают вопрос собственности в судебном порядке. Недавно там закрылись женщины от раскольника Филарета и объявили голодовку, не соглашаясь с решением суда о незаконности их притязаний и собираясь брать своё буквально измором. В своё время Святейший Патриарх грузинский Илия II сказал грузинским оппозиционерам: «...вы поступили не по-христиански, когда прибегли к такой форме выражения своего мнения, как голодание. Пусть простит вас Бог за этот грех. Но сейчас вы подвергаете свою жизнь опасности, и я ещё раз прошу вас прекратить голодовку». На обращение епархии словами патриарха Илии II филаретовки не реагируют, полагаясь на внешнее воздействие активных комбатантов.
Собственно, вся беда в том, что сами прихожане, пусть и разных политических взглядов (а переход к Филарету – это чистая политика), договорились бы. Если бы не активизация и подогрев со стороны боевых и политических заезжих авторитетов.
Пожаловали националисты и к редчайшей святыне Киева – точной копии Гроба Господнего, что в Иерусалиме, и предложили настоятелю прихода, которому, по сути, принадлежит найденная святыня, перейти к раскольникам. Иначе обнаруженная прихожанами находка будет засыпана и бывший там сквер – восстановлен.
Про сквер
Действительно, храм Феодора Освященного возрожден на месте небольшого сквера возле улицы Багговутовская. Поскольку расположен он был возле дорожного перекрёстка, то был не сквером, а небольшой площадью с лавочками и функционировал как проходной двор для сокращения пути. Лавочки всегда были заняты алкоголиками. Мамы с детьми там тоже не гуляли – дорога рядом. По-честному, не только я задумывался: почему это люди, которые для выпивки ищут укромные места, дворы, парки в растительности, вдруг выбрали именно это проходное и совершенно открытое пространство? Логического объяснения не было.
Когда на этом месте была поставлена палатка, то стояла она совсем на углу сквера, не занимая проходной путь прохожих. Когда над палаткой появился крест, никто не удивился. То были 2006–2007 года. Собственно, тогда массово возводились храмы по Украине, возобновлялись приходы, пострадавшие во время революции 1917 года. Тогда же настоятелю удалось отстоять и сохранившийся целым приходской дом священника – по закону о возврате церковных ценностей. А в это время рядом в сквере продолжали сидеть алкоголики, мимо которых, как, впрочем, и мимо храма, спешили киевляне. Правда, в церкви-палатке начали служиться молебны о восстановлении дореволюционного храма и о вразумлении пьющих – иконе Богородицы «Неупиваемая чаша».
А раскопки были начаты именно потому, что историки, киевоведы, новые покровители и прихожане в архивах обнаружили факт наличия под храмом двух копий известнейших в Христианском мире святынь.
Раскопки пришлось проводить как раз на месте проходного сквера алкоголиков, буквально уничтожив его. А когда история дореволюционного прихода подтвердила факт существования на этом месте общества трезвости – всё стало ясно. С момента разрушения храма как раз над подземными святынями, у которых ранее лечили от алкоголизма, проходило распитие.
Евлогии
Киев не уникален в этом плане. В мире сохранилось множество копий главных святынь не только Иерусалима, но и других мест, связанных с земной жизнью Спасителя. Был период Средневековья, когда утвердить копию Гроба Господня в своём доме, городе, монастыре, замке считалось чуть ли не обязательным. Основным условием было сохранение пропорций, соответствующих размеров. Но были и модели. Можно вспомнить хотя бы рождественские вертепы, украшающие не только храмы, но и дома. Их христиане почитают не просто как миниатюрный сувенир, а материализацию реальной святыни. В Нарбонне во Франции нашли модель V–VI веков из пиренейского мрамора, повторяющую формы Эдикулы-Кувуклии (часовни) Гроба Господнего в Иерусалиме. Это не точная копия, а именно модель небольших размеров, наподобие рождественского вертепа. Но мы должны понимать, что это не сувенир, а трёхмерная икона.
Со времен Крестовых походов, с XI–XII веков, особенно распространилась традиция строить внутри или вблизи церкви подобие Эдикулы – «Гроб Господень» или «Пасхальную Гробницу». Это было сооружение временное, подобное рождественским яслям.
Но ещё с IV века, когда император Константин и его мать царица Елена решили вернуть Палестине значение, отвечавшее грандиозности совершившихся там событий Священной истории, первые поставленные ими базилики Византии наглядно связали воедино четыре главные события ветхозаветного и новозаветного предания, указывая на первичность палестинских топонимов: явление ангелов Аврааму у дуба (Мамвре), Рождество (Вифлеем), смерть и Воскресение (Голгофа), Вознесение (Масличная гора). Каждая следующая страна, принимающая христианство как религию государственную, считала всю свою территорию как бы новым Иерусалимом. Неудивительно, что правители считали должным возвести у себя на родине копии Иерусалимских храмов или важнейших культовых мест. Для этого надо было попасть в Палестину и сделать обмеры.
Паломничество в Иерусалим было наиболее активно в раннее средневековье. Многие считали, что вымолить грехи можно только там, где был распят и воскрес Христос. Особо это было популярно среди рыцарей, решивших прекратить свои военные походы и тех, кто хотел получить исцеление себе или близким.
В Иерусалим стекались со всех частей света. Ночлег и пищу путники находили в специальных приютах и монастырях. Здесь же путников снабжали евлогиями – благословениями. Обычно евлогии соединяли два элемента: собственно реликвию (святую воду, миро, частицу Древа Креста, камушек от Гроба Господня или иную) и освящённое изображение на вместилище. Образ служил при этом не просто напоминанием, как сувенир, – на него распространялась способность к чудотворению, присущая посещённому святому месту. Иными словами, это изображение по характеру приближалось к иконному.
А если человек добрался до святых мест Палестины, он обязательно пытался заполучить теперь уже подлинный евлогий. Сам камень Гроба Господнего в Иерусалиме довольно сильно исковырян теми, кто пытался донести святыню до своих единоверцев на родине.
Такой же святыней были и материалы, которыми делали обмеры Кувуклии снаружи и внутри. Ленты или верёвки хранились как евлогии со Святой земли и назывались мерами.
Для тех, кто не мог совершить паломничество, в церквях стали сооружать даже специальные лабиринты, прохождение которых воспринималось как аналог путешествия. Такие лабиринты тоже считались евлогиями, благословляющими виртуального паломника.
Что уже говорить о точных копиях Гроба Господнего, воспроизведённого в натуральную величину под сводами церкви! И не временно, как рождественские ясли, а навсегда. И стремление иметь в своём городе такие точные копии распространилось на всю христианскую Европу и может современному верующему или обывателю показаться временной модой. Но в сознании ранневизантийском такой храм воспринимался как бесконечная вселенная из реликвариев. Везде открывались футляры, под которыми были новые футляры. Внутри Храма в Иерусалиме располагается много святых мест – Крест, камень помазания и Кувуклия. Внутри этой «реликвии-реликвария» сохраняется самая главная скальная гробница с каменной плитой, на которой покоилось тело Иисуса после Распятия. Казалось – вот центр и Святая святых. Но и это место опять – реликварий, опустевший после Воскресения. В нём – пустота. И эта пустота свята, ибо Христос Воскрес, «что стоите и плачете?» Она является главным свидетельством истинности предания о страданиях, смерти и воскресении Иисуса, главной реликвией храма Гроба Господня.
Эту святую пустоту и пытались перенести в своё место обитания паломники, делая обмеры Кувуклии снаружи и внутри, сооружая аналоги по всей земле. С этими копиями передавалась не только история, форма или идеология, но, главное, часть сакральной мощи Гроба, на который ежегодно сходит Благодатный Огонь.
Многие такие копии до сегодня не сохранились. Но факт наличия в одной только Англии четырёх таких древних храмов свидетельствует о количестве подобных храмов. Одной из относительно современных является старейшая церковь Университета в Кембридже, построенная в XI веке.
Италия тоже славится своими копиями-евлогиями. Самая древнейшая – церковь в монастыре Болоньи имени святого Стефана. Одна из его капелл и есть точной копией Гроба Господнего вместе с Крестом Распятия. А сам монастырь назывался «Иерусалимом» и стал центром паломничества для итальянцев.
Всех множеств копий не упомнишь. Россия особо отличилась в этом плане. Престол Софийского собора в Новгороде с начала XIII века был устроен в меру длины погребальной скамьи Иисуса. Тут же хранились и меры (обычно в виде отрезанных лент), привезённые из Иерусалима, и позднее были переданы в Московский Кремль.
Особо были увлечены идеей иерусалимизации Москвы державные правители. Не совсем точную или интерпретированную копию храма Гроба Господня, включавшую и Голгофу (с алебастровым гробом и фигурами ангелов), создал царь Фёдор Алексеевич на основе второго яруса церкви Теремного дворца, вновь освящённой в 1681 году во имя Воскресения Словущего, то есть праздника Обновления храма Воскресения в Иерусалиме. Что также символично. А на хорах церкви была и маленькая церковь Распятия (Воздвижения Креста Господня).
Наиболее полный перенос на Русь священной топографии Палестины и создание здесь Нового Иерусалима предпринял патриарх Никон в 1656 году. На выкупленных в Подмосковье землях села Воскресенского он не только воздвиг храм Воскресения с точной копией Кувуклии и Гроба Господнего. Он создал целый монастырский комплекс, расположив его постройки и насыпные горы так, как это есть в Иерусалиме и окрестностях. И даже несмотря на то, что лично Никону не удалось закончить обустройство монастыря полностью, при нём он был наречен царем Фёдором Алексеевичем Новым Иерусалимом. А Пётр Первый курировал завершение строительства. А сегодня в Москве есть уже Второй Иерусалим.
Это храм Покрова в Ясеневе, где из иерусалимского мрамора создали копии святынь Святой земли: Гроба Господня, Камня помазания, Голгофы, пещеры Рождества Христова и гробницы Богородицы.
Расположены эти святыни в своеобразных нишах. Такие можно встретить в древних храмах, и предназначались они для саркофагов местных знатных князей, правителей и членов их. Но ниши в новом храме появились по ошибке – в проекте их не было. Их почему-то сделали рабочие. Настоятель решил заполнить их точными копиями вышеперечисленных святынь. Сами прихожане говорят, что они не претендуют на оригинальность, просто так получилось. Как видим, по промыслу Божию.
Вспоминать, как почитались копии иерусалимских святынь на Руси, можно долго, так как их было и есть множество. А вот точная копия Гроба Господнего в Киеве одна. Единственная на пространстве всей современной Украины.
Как Крест Христов евреев спас
Храм в честь Феодора Освященного с устроенными под ним святынями был достаточно молодой. Святынь на самом деле две. Под левым приделом найдена точная копия херсонесского пещерного храма Климента папы Римского. Этот святой закончил свой подвиг именно в Крыму на каменоломнях Херсонеса.
Сам киевский храм построен за четыре года в конце ХIХ века на средства коллежского асессора Фёдора Иванова. В честь его святого покровителя и назван Федоровским. Активно принимал участие в поддержке мероприятия и генерал Александр Багговут, ставший старостой храма. Это генерал – ветеран Крымской кампании, известный киевский меценат. Храм был огромный. Его площадь составляет около 500 кв. м. Для надзора за внутренним её устройством была создана специальная комиссия под председательством великого князя Владимира Александровича. Строительство закончилось в 1874 году и только позже, в 1885-м было решено обустроить нижние святыни под спудом. Идея принадлежала искусствоведу и археологу Турвонту Венедиктовичу Кибальчичу. Проект, разработанный под руководством архитектора А. Парланда по натурным обмерам пещерных святынь (выполненным Турвонтом Кибальчичем), был осуществлён в 1887–1896 годах. В церковь из Киево-Печерской лавры перенесли точную копию древнего образа Воскресения Христова, находящуюся над Гробом Господним в Иерусалиме. Турвонт Кибальчич подарил храму реликвии Святой Земли – частицы Животворящего Креста, камней от Пещеры Гроба Господня и Гробницы Божьей Матери, кусочки камней от Вифлеемской пещеры и частицы Мамврийского дуба.
Но главная работа легла на плечи первого и единственного настоятеля – Исаакия Григорьевича Тарасевича. Он организовал дневной приют и дамское попечение о бедных. Туда собирали бездомных детей и учили их многим необходимым наукам. Таким, как домоведение и даже иностранные языки. Была приходская школа. Дети выходили в мир образованными, с необходимыми трудовыми навыками. Девочки поступали гувернантками-воспитателями в состоятельные семьи. Выпускники становились и управляющими в имениях. Дети, когда-то выброшенные на улицу родителями, создали полноценные христианские семьи.
Вся организация церковной жизни строилась на симпатии к настоятелю, очень общительному и приветливому. Его стараниями был основан не только приют, общество трезвости, но и целый комплекс вокруг храма. Рядом было расположено приходское кладбище с часовенками. Главными и регулярными были чаепития и сборы церковного братства, которое посещали не только православные христиане.
Недалеко от храма была устроена больница для бедных, построенная киевскими меценатами Бродскими. В ней лечились в основном евреи. Когда в 1919–1920 году по Киеву проходила волна еврейских погромов, в одну из ночей в приходской дом священника Феодоровской церкви постучал человек. Он сообщил настоятелю, что он знает точно: прямо сейчас, ночью, придут убивать всех пациентов больницы Бродского.
Исаакий Григорьевич надел свою самую праздничную рясу, разбудил дьякона, со всеми домашними попрощался, зная, что не вернётся. Взял большой крест в размер человеческого роста и стал в центральном въезде в больницу. И действительно, появилась группа в темноте. Но, увидев крест и священнослужителей, постояв немного в стороне, – отступили. Скорее всего, это были те самые добровольческие отряды белой армии, которые периодически отбивали Киев у большевиков. А количественное преимущество в местных революционных советах и ЧК евреев была в Киеве налицо. Хотя киевляне страдали от террора с обеих сторон.
Памяти о спасении от погрома в еврейской больнице у революционных симпатиков не осталось. В 1924 году советская власть забрала храм у церковной общины. Но настоятель продолжал тайно окормлять прихожан. В 30-е годы было принято решение святыню уничтожить. Строение взрывали несколько раз, но безуспешно. Тогда его просто разобрали на кирпич. А Гроб Господень и церковь святого Климента засыпали мусором и землёй, сверху возвели тот самый сквер. Но теперь, при раскопках, было установлено, что именно само ложе Гроба уничтожено вручную до уровня раствора, на котором было возведено.
Это говорит только об осведомлённости тех, кто уничтожал святыню с целью стереть с лица Земли память о Воскресении, с целенаправленной ненавистью ко Христу. Ведь придел Ангела, который представлял по конструкции архитектурную ценность, – даже не тронули. Стремились уничтожить именно Гроб Господень.
Сегодня, после раскопок, Главным управлением охраны культурного наследия объект внесён в список новообретённых памятников археологии и архитектуры. Но сколько ни обращался приход церкви Феодора Освещенного к властям с просьбой устроить накрытие – всё бесполезно.
Кроме того, сильно активизировались против раскопок и строительства жители рядом стоящего дома. А дом этот как раз стоит на месте церковного погоста. И сам он построен из кирпича разобранного в 1935 году храма. В неприятной для них, но неотвратимой реальности жители по адресу: Киев, ул. Багговутовская, 4 живут в церковных стенах.
Аргументы жителей таковы: храм закроет солнце, нам будет мешать звон, мы хотим вернуть наш сквер, надо ограничиться только памятным знаком.
Можно себе только представить, если святыню засыпать и оставить памятный знак без присмотра, что с ним произойдет в ближайшую тёмную ночь. И, кроме того, теперешний настоятель возрождаемой святыни говорит, что проект учёл пожелания жителей и солнце будет закрыто только на 20 минут в день. От колокольни он отказался, чтобы не мешать жителям.
А мне почему-то вспомнилась Евангельская история с бесами, изгнанными Христом из одержимого и вошедшими в свиней, что бросились в море. И жители тех мест, уговоривших Христа покинуть их селения и больше не приходить и не вредить их собственности.
Сейчас возобновились нападки на обретённые святыни и саму действующую Феодоровскую церковь, расположенную в приходском доме. Теперь это не только какие-то общественные организации, которые в 1912 году устраивали возле раскопок молебны Богородице об остановке работ и недопущении строительства храма.
Сегодня партия «Свобода» опять активно взялась за восстановления зеленой зоны Киева, и конкретно бывшего парка. Но, напомню, с одним шантажирующим условием: если священник и приход перейдут к Филарету, то могут и помочь со строительством. Сами шантажисты этого не скрывают – это нардеп Юрий Левченко и юноша 1992 года рождения, не имеющий оконченного высшего образования и не служивший в армии, – Святослав Кутняк, стремящийся попасть депутатом в Киевсовет.
То есть ребята как бы дают понять: мы люди верующие, но ещё и политически сознательные, как бы культурные. Но захват храмов и восстановление алкоголических двориков – это просто часть программы. Эти же ребята инициируют сбить двуглавых орлов как символ царской России на памятнике ЮНЕСКО – Софии Киевской? Не могут они молиться на вражескую символику, поддерживая проведение самых значительных церковных мероприятий под предводительством Филарета в этой древней Киевской митрополии. Опасаются, что «украинский национальный бог» не услышит их молитвы. Так что это не шутки, если в одно утро мы увидим покалеченный фасад Софии.
Увидим, чьи молитвы будут услышаны на небесах, а на земле сегодня есть разрешения от всех инстанций, которые имеют отношение к этому месту. В том числе и от Киевзеленбуда, на балансе которого находится сквер «Январский». Решаются земельные вопросы. Но возрождение Храма начнётся только тогда, когда будет разрешение от Держкомзема. У общины «Киевский Иерусалим» есть право на обнесение территории забором и сохранение территории.
А в сохранности не сомневайтесь. В ходе раскопок были обнаружены не только многие святыни, но и ключ от храма. А в Великую Отечественную войну в это место не упала ни одна бомба.