Большинство людей практически во всех странах мира сталкиваются с одними и теми же проблемами: ростом неравенства, ухудшением положения трудящихся, снижением роли профсоюзов. Всё больше людей вынуждены довольствоваться низкооплачиваемой временной работой. Государства обременены огромными долгами и вынуждены сокращать социальные программы и повышать возраст выхода на пенсию. Элита продолжает богатеть, а беднякам будущее не сулит ничего хорошего, так как всё большую роль в экономике играют роботы. Речь идёт не только о роботах, применяемых на заводах, но и о программах, которые используются во всех сферах деятельности. Например, в финансовой сфере программы заменяют бухгалтеров, операционистов и даже высокооплачиваемых трейдеров, которые заключают сделки на валютных, товарных и фондовых рынках.
Из высокооплачиваемых сфер людей выдавливают в низкооплачиваемую сферу обслуживания: сиделок, курьеров, продавцов, охранников и т.д. Когда-то профсоюзы выросли в мощную силу благодаря крупным промышленным предприятиям, которые объединяли в одном месте тысячи рабочих. Теперь многие промышленные предприятия перенесены в страны Азии (в первую очередь в Китай), где на них работают вчерашние крестьяне. Но и в Азии все больше начинают использовать роботов. Особенно это касается Японии и Кореи. В развитых странах профсоюзы практически полностью разгромлены. Из-за того, что все больше людей вынуждены работать на основе временных договоров и часто на дому, они разобщены. Люди понимают, что их материальное положение ухудшается, и они испытывают все больший страх за своё будущее. Их недовольство проявляется в уличных шествиях и голосовании за крайне правые, а иногда и левые популистские партии. Эти партии не имеют четких программ изменения реальности, а играют на страхах избирателей.
Из-за того, что люди разобщены они не могут четко сформулировать свои требования. В результате появляется требование минимального дохода для всех. Предлагается выплачивать абсолютно всем жителям той или иной страны фиксированную сумму, которая позволяла бы человеку не умереть. Если человеку этого недостаточно, он может работать и повышать своё благосостояние. Сразу возникает вопрос: откуда возьмутся средства на это? Ответ очевиден: богатые должны поделиться. Предлагается повысить налоги на доходы и имущество богатых, а также ввести налог на финансовые спекуляции. Однако опыт поддержки пособиями долго не работающих людей показывает, что они теряют трудовые навыки и деградируют. В их среде растет число алкоголиков и наркоманов. При этом они любят винить в своих проблемах инородцев, которые якобы занимают их рабочие места.
Мне кажется, что в любой стране можно найти много работы для безработных. Пусть они закрашивают надписи на стенах, убирают мусор в парках, сажают деревья, делают представления для детей, помогают старикам и т.д. Даже для инвалидов можно найти какую-то работу: они могут делать какие-то игрушки для детей, вышивать имена на подарочных полотенцах, писать послания и т.д. На эту работу нужно выделять порядка четырех часов в день. В результате люди будут чувствовать свою нужность. Их не будут обвинять в том, что они лодыри и сидят на шее у других. При этом у них будет время на то, чтобы учиться и искать работу. Эти люди будут больше узнавать о местных проблемах и смогут помогать в их решении. Это повысит их социальную ответственность и люди смогут лучше формулировать свои требования. В результате будет постепенно формироваться программа развития тех или иных территорий. С помощью интернета люди из разных мест будут делиться своим опытом и формировать единую программу действий. Однако большинство богатых боятся объединения бедных. Бедные должны быть разобщенными, запуганными и зависимыми от богатых. Нам всем предстоит стать участниками борьбы между программами деградации и развития человечества.
Недавно я прочитал книгу российского экономиста Александра Петрова «Экономика и политика: иллюзии и реальность», которую он написал в 1990 году, а опубликована она была в самом начале 1993 года. Книга оказалась пророческой. Вот что писал автор 28 лет назад: «Движение к капитализму под маскировкой лозунгов перехода к «гуманному социализму» в реальности придаёт этому процессу антисоциальный характер. В условиях отсутствия правил «игры» небольшая группа хищнически настроенных дельцов добивается своего стремительного обогащения за счет развала всей экономики страны и обнищания её населения. Решая необходимую для функционирования рыночной экономики проблему первоначального накопления капитала, мы воспитываем одновременно новую элитарную общественную группу, которой от рождения чужды интересы общества и государства. Добившись власти, эта группа ради дальнейшего обогащения продаст за бесценок природные ресурсы страны, её интеллект, но при неизбежных в будущем социальных потрясениях она первой бросит разоренную страну». Именно так вскоре и произошло. Правда, не вся элита покинула страну. Часть благополучно продолжает богатеть, опираясь на репрессивный аппарат.
А вот, что написал Александр Петров о том, что нужно делать: «Обеспечение максимально возможной социальной справедливости по отношению ко всем общественным группам при переходе к современным формам капитализма является такой же важной задачей, как и требование создания эффективной рыночной экономики. Ставя задачу перехода к современным формам капитализма, мы не можем заискивать перед людьми, обещать, что благосостояние придёт само собой. Нет, современный капитализм это не рай, не благоденствие, это напряжённая работа, это борьба каждого члена общества и группы за себя, за своё благополучие. Рост благосостояния всех – это результат работы и самосовершенствования. Перед руководством и народом должна стоять простая задача: добиваться ежегодно повышения эффективности экономики, восстановления и дальнейшего прироста благосостояния народа». Эти задачи актуальны и сегодня. Люди должны бороться за свои права, повышать производительность труда, объединяться и требовать от власти эффективной работы на благо всех, а не только правящего меньшинства. Это очень трудно, особенно в условиях сильного внешнего давления на нашу страну, но иного пути нет.