На прошлых выходных асилил, наконец-то, два сериала - «Троцкий» и «Демон революции».
Главный урок - ни в коем случае нельзя составлять мнение, базируясь на чужих откликах. Большинство тех, кто писал о сериале, либо полностью извратили суть, либо банально не смотрели, но желали выпустить пар, увидев знакомый раздражитель: «Троцкий-Бронштейн - кукареку!»
О фильме писал Бушин, который, по собственному признанию, «пробовал смотреть», тоесть попросту заснул через 15 мин, но тогда зачем высказываться? Писал и о. Александр Шумский, который в своей рецензии полностью исказил смысл. Ну, и все остальные - ни ОДИН из тех, кто писал о фильме, не дал адекватного представления, чтоб можно было сказать: вот этого я и ждал.
ФИЛЬМ НЕ СОДЕРЖИТ АПОЛОГЕТИКИ ТРОЦКОГО.
Ни один человек в своём уме, после просмотра, не захочет стать троцкистом. Л.Д.Троцкий представлен чёрствым, бездушным маньяком, лишённым сострадания, простых супружеских, отцовских, и прочих чувств, неспособным радоваться жизни иначе, как в контексте борьбы за власть. Интриган, аферист, и, главное, предельно жестокий человек, которому душу отправить на тот свет - всё равно, что высморкаться.
Он представлен, как АБСТРАКТНЫЙ ГУМАНИСТ - жуткая болезнь, поразившая интеллигенцию 19 в. и ставшая смертельной не только для её носителей.
Он выведен, как герой-любовник, от которого женщины без ума, но мне известно из первых рук, что ТАКОЙ человек не может быть знатным любовником. В постельных сценах он механичен, в глазах нет ни страсти, ни вожделения.
Огня нет.
Тем более невозможно понять, отчего Троцкий считался великолепным оратором. Его речи в фильме - это завтрачное бу-бу-бу: «бедные замучились, богатые зажрались, смерть гадам, да здравствует всеобщее... мы все как один и недалёк тот час...», словом, Первое мая в Кислодрищенске в году эдак 1975м, и никакого Цицерона.
Хабенский, положим, не плох, хотя это - далеко не лучшая его роль (после великолепного Лещенко в сериале «Всё, что было», ждёшь большего). Гармаш - прекрасен в своей небольшой роли. Очень хороши женские образы - Наталья Седова и Фрида Кало, а вот Лариса Рейснер, одна из самых ярких фигур тех событий, сыграна чёрт те как. Просто из сериала про ментов.
Максим Матвеев, сыгравший Джексона (Рамон Меркадер) - выше всяких похвал. Впрочем, он меня ещё ни разу не разочаровал.
Но следует понимать, что Меркадер в его исполнении имеет мало общего с реальным. В фильме это - вторая главная роль, он весь построен на противостоянии Троцкий - Джексон. Остальные - включая Ленина, актёры ВТОРОГО ПЛАНА. Стычкин в роли В.И.Ленина не плох, хотя после Миронова смотрится проигрышно, как и Парвус-Пореченков после великолепной работы Фёдора Бондарчука. Пореченков играет мелкого одномерного жулика-карманника.
Все остальные поражают ходульностью. Сталин - какой-то торговец хурмой, в кЭпке-аэродроме времён чито-гвиритто, бегающий в шавках у Ленина. Он там всего в нескольких эпизодах, но не стоило так глупо шаржировать.
О Зиновьеве и Каменеве, Дзержинском и Свердлове - и говорить не стоит. С таким же успехом можно было бы расставить картонные муляжи. Исключение - Кирилл Пирогов в роли Ильина. Маленькая, но очень сильная роль.
Фильм высокобюджетен, и смотрится богато, но, по сути, ляп на ляпе.
С шахматами - это какая-то БОЛЕЗНЬ просто! Троцкий (тюремщик) ставит Бронштейну ДЕТСКИЙ МАТ после десяти минут игры и множества ходов. В фильме «Демон революции», кстати, Ленин, пытливо глядя на доску, говорит «го-ки-го-воч-ка!» и рокируется в длинную сторону, как в короткую. Я чуть не лопнул от хохота.
О костюмах без смеха нельзя рассуждать. Даже ватники тюремные смотрятся от-кутюр. Свердлов одет в сюртук, хотя именно он начал первым носить знаменитую комиссарскую кожАнку. Троцкий - в лайке, с ног до головы, включая невообразимый кептарик. Ликторы Троцкого тоже всё в лайке, включая будёновки (МАТЕРЧАТЫЕ шлемы) - кому такое в голову пришло. Впрочем, в фильме «Чапаев» ликторов Троцкого вообще нарядили в КРАСНУЮ кожу - наверное Версаче служил там интендантом.
По количеству мифов и самопального вранья фильм превосходит самые вершины конспирологического бреда.
Неизвестно, откуда взялся миф о «децимации». Вероятно, из стихов и публицистики той же Ларисы Рейснер. Но создатели фильма пошли ещё дальше: приговорённых к смерти на ходу, на стоянке поезда, расстреливает ОХРАНА ТРОЦКОГО. Видимо, они ещё и заплечных дел мастера по совместительству.
Не могла не насмешить сцена, как Троцкий разрушает погост, насрывав деревянных крестов с могилок, чтоб топить ими паровоз. Кладбище посреди непонятно чего размерами напоминает Новодевичье. Мне опять скажут, что я - гуманитарий, но как далеко может уехать паровоз на кладбищенских крестах в качестве топлива?
Идеологически фильм выдержан в государственнической линии «лимит на революции исчерпан» так что - арбайтет, арбайтет, и полютшайт сальюпа.
Мысль, конечно, верная, тем более лимит был исчерпан ещё в 1568м, и всё, произошедшее после - сверх лимита.
Необходимость борьбы с троцкизмом, как составной частью левачества, давным давно назрела и перезрела.
Но нельзя делать это столь топорно.
Мой минус. Лубок.






